ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/13 от 07.02.2013 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2- 143 /2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Саввиной И.А.,

при секретаре Бабиной Д.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью « Автобусные билеты» об обязании прекратить противоправные действия,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к ООО « Автобусные билеты», в котором, с учетом уточнения, просит обязать Общество с ограниченной ответственностью « Автобусные билеты» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц по взиманию платы за предварительный заказ при продаже билетов в междугороднем сообщении автомобильным транспортом, начиная за 10 суток и заканчивая за 5 мин. до отправления транспортного средства, в соответствии с п.51 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112. « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по <адрес> поступило обращение гражданина Медведева Е.В., согласно содержания которого ООО « Автобусные билеты» незаконно взимает с пассажиров сбор за предварительный заказ в размере 20 рублей. Так, потребитель Медведев Е.В. ДД.ММ.ГГГГ приобрел в ООО

« Автобусные билеты» билет на проезд в междугороднем сообщении на рейс « Барнаул-Новосибирск» с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ и временем отправления в 11 час. 50 мин. автомобильным транспортом, что подтверждается билетом серии .

Стоимость утвержденного тарифа от станции отправления Барнаул до станции назначения - Новосибирск, составляет 410 руб., что подтверждается билетом. Таким образом, стоимость проезда равна 410 руб. Однако, при продаже билета с пассажира Медведева Е.В. взят сбор за предварительный заказ в размере 20 рублей, о чем указано на билете.

Закон Российской Федерации от 07.02. 1992г. « О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями при выполнении работ и оказании слуг устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получении информации о работах, услугах и об их исполнителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст.9 ФЗ от 26.01.1996г. № 15-ФЗ « О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно пп.1,2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Согласно п.51 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112 « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. При этом законодателем не предусмотрено взимание платы за предварительный заказ билетов в данный промежуток времени.

При продаже билета от 13.10.2012г. на проезд пассажира от Барнаула до Новосибирска, кроме стоимости проезда, ООО « Автобусные билеты» получило плату за предварительный заказ в размере 20 рублей. Билет был приобретен потребителем 10.10.2012г. в 12 час. 29 мин., то есть, менее чем за 10 суток до отправления автобуса.

Таким образом, ООО « Автобусные билеты» незаконно взимает с пассажиров сбор за предварительный заказ билетов.

Все вышеуказанные факты существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей в части прав пассажиров на перевозку в пункт назначения по установленной плате за проезд, по сравнению с требованиями установленными законодательством в данной сфере.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 17,40,46 ФЗ «О защите прав потребителей», истец просил исковые требования удовлетворить. В случае удовлетворения иска просил обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Представители истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> - ФИО3, ФИО4 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. При этом ФИО3, ФИО4 дополнили, что ссылка ответчика на Приказ от 1981г., на основании которого ответчиком производится взимание предварительной оплаты в спорный промежуток времени, необоснованна. Данный приказ в установленном порядке опубликован не был, кроме того, данный приказ противоречит Федеральному закону « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…». Довод ответчика о том, что данный Приказ был принят до вступления в силу Конституции РФ 1993г., а потому действия Конституции на него не распространяется, не состоятелен. Согласно п.2 раздела заключительного положения Конституции 1993г. законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Также представитель истца ФИО3 пояснил, что ссылка представителя ответчика на то, что при предварительной продаже билетов предоставляется услуга - выбор номера места в транспортном средстве места, а также ссылка на приложение к Правилам Перевозки, необоснованны; в данном приложении идет речь о реквизитах билета. Указание номера места в билете на междугородний рейс обязательно и это обстоятельство не зависит от услуги - предварительная продажа билетов.

Представитель ответчика- ООО « автобусные билеты» Тумбаева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала. В письменных возражениях по иску указала следующее. ООО « Автобусные билеты» на основании Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» вправе взимать комиссию за предварительную продажу билетов, которая закрывается за одни сутки до отправления автобуса. Сутки наступают за 24 часа до времени, указанного в проездном документе. Кроме того, п.7 данного Приказа предусмотрено, что основными источниками содержания данных хозрасчетных предприятий являются доходы от комиссионного сбора за предварительную продажу билетов, камеры хранения комнат длительного отдыха и т.д. Право на предварительную продажу билетов также установлено п.21 « Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации», утвержденных Минтрансом РФ от ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанные нормы являются действующими и не противоречат нормам Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» Кроме того, ООО

« Автобусные билеты» действует на основании субагентских договоров, предметом которых является то, что субагент - « Автобусные билеты», обязуется по поручению перевозчиков Агента, по перепоручению последнего, совершать юридические действия по заключению и распоряжению договоров перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчиков, заключивших договор с Агентом путем продажи билетов пассажирам на рейсы перевозчиков. Приложенные материалы по административному делу не имеют отношения к данному спору. Сбор «предварительный заказ» при предварительной продаже - это самостоятельная услуга, которая оказывается пассажиру. Пассажир, приобретая билет предварительно, имеет преимущества, так как пик продажи билетов приходится на время текущей продажи. Помимо этого, представитель ответчика дополнила, что по желанию пассажира возможна продажа билета и без внесения платы за предварительный заказ, однако, в таком случае билет будет продан без указания места, что не противоречит действующим Правилам перевозки пассажиров. Также указала на то, что не все нормативно-правовые акты подлежат опубликованию и то, что Приказ не был опубликован, не влечет его недействительность.

Представитель ответчика - ООО «Вектор» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, в котором указывается следующее. ООО « Вектор» не является надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является ООО « Автобусные билеты». Между ООО « Вектор» и ООО « Автобусные билеты» заключаются субагентские договоры на продажу билетов. ООО « Вектор» формирует структурированную базу данных, полученную от перевозчиков в связи с исполнением его поручения по обслуживанию пассажиров перевозчика. ООО « Автобусные билеты» привлекаются непосредственно к продаже билетов путем заключения и расторжения договоров перевозки пассажиров и багажа, также субагент информирует пассажиров, контролирует соблюдение перевозчиками правил перевозки пассажиров и багажа. За свою деятельность ООО

« Автобусные билеты» получает вознаграждение в размере 3% от сумм, вырученных от продажи пассажирам билетов на рейсы перевозчиков и на провоз подлежащего оплате багажа. Общество « Автобусные билеты» оказывает пассажирам самостоятельную услугу « предварительный заказ». ООО « Вектор» к этой деятельности никакого отношения не имеет.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с п.4 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно п.1 ст. 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу положений статьи 786 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа -багажной квитанцией.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. № 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Согласно ст. 24 этого же Закона порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров. Пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства. Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства. При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.

В соответствии с п.п. 42, 49, 50 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112 « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.

Согласно п. 50 данных Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В силу п.51 данных Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Как установлено по настоящему делу, ответчик ООО

« Автобусные билеты» в указанный промежуток времени, а именно: за сутки и до десяти днейдо отправления транспортного средства осуществляет продажу билетов для проезда в междугороднем сообщении со взиманием платы за предварительный заказ в размере 20 рублей.

Указанное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела обращением в Управление Роспотребнадзора по <адрес> Медведева Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о незаконном взимании с него суммы за предварительный заказ билетов в размере 20 рублей, копией билета от ДД.ММ.ГГГГ сообщением « Барнаул-Новосибирск» (л.д. 55-56) и это обстоятельство не отрицается самим ответчиком.

Однако, осуществление продажи билетов для проезда в междугороднем сообщении со взиманием платы за предварительный заказ в размере 20 рублей в вышеуказанный промежуток времени противоречит действующему законодательству.

Так, ни новая редакция Устава автомобильного транспорта..» ни Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» не предусматривает взимание комиссионного сбора за предварительную продажу билетов.

Доводы представителя ответчика о том, что право взимать комиссионный сбор за предварительную продажу билетов предусмотрено Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981г. № 200, а также Временными правилами перевозок пассажиров, суд находит несостоятельными.

В соответствии с Указом Президента от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" п. п. 10,17,19 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке - в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат.

Временные правила, утвержденные 29.09.97г. Первым замминистра транспорта, не прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке и не были опубликованы для всеобщего сведения. Поэтому ссылка ответчика на эти правила необоснованна.

Приказ Минтранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200 является ведомственным; в части регулирования вопроса по определению правил и порядка продажи билетов на автомобильном транспорте не соответствует вышеуказанным Федеральному закону РФ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. № 259-ФЗ, «Правилам перевозок пассажиров.. », утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г., не предусматривающих предварительную продажу билетов.

Тот факт, что ООО « Автобусные билеты» по требованию пассажира осуществляет продажу билетов в междугороднем сообщении в спорный промежуток времени и без взимания платы за предварительный заказ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Как установлено по делу и подтверждено представителем ответчика, действия ответчика- ООО « Автобусные билеты» по взиманию платы с пассажиров за предварительный заказ в междугороднем сообщении в указанный спорный промежуток времени в настоящее время не прекращены.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Соответчик- ООО « Вектор» из числа ответчиков подлежит исключению.

Согласно положениям ч. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации с ответчика - ООО « Автобусные билеты» в доход бюджета муниципального образования городского округа <адрес> подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Автобусные билеты» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц по взиманию платы за предварительный заказ при продаже билетов в междугороднем сообщении автомобильным транспортом, начиная за 10 суток и заканчивая за 5 мин. до отправления транспортного средства, в соответствии с п.51 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112. « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Взыскать с ООО « автобусные билеты» в доход муниципального бюджета муниципального образования <адрес> местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Обязать ООО « Автобусные билеты» довести до потребителей сущность решения путем размещения соответствующей информации в общедоступном для пассажиров месте после вступления решения суда в законную силу.

Ответчика ООО « Вектор» из числа ответчиков исключить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Судья: И.А. Саввина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ