ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/18 от 22.01.2018 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-143/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2018 года г.Казань

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шарифуллина В.Р.

при секретаре Харисове Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в районах Крайнего Севера и о об обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ему пенсии в связи с выработкой требуемого стажа в районах Крайнего Севера и об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы, не учтенные им при оценке пенсионных прав истца, обязав назначить пенсию с учетом данных периодов. В обоснование иска ФИО1 сослался на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение пенсионного органа об отказе ему в назначении пенсии как лицу, выработавшему требуемый 15-летний стаж в районах Крайнего Севера, мотивированный тем, что периоды прохождения им службы в структурах УИН МЮ РФ по <адрес> (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) не должны включаться в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, так как служба в армии в специальный стаж не включается. Без учета данных периодов продолжительность работы ФИО1 в районах Крайнего Севера была подсчитана ответчиком 11 лет 10 месяцев и 21 день, что менее установленного частью 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» 15-летнего стажа. С данным доводом истец не согласился, указав, что работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) в должностях государственной службы в системе УИН МВД по <адрес> (Якутия) (боец штурмовой группы отряда специального назначения при СИДиСР, старший инспектор, дежурный Учебного центра, оперативный дежурный и других), а потому период его службы должен засчитываться в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку на него распространялось действие трудового законодательства и уплачивались страховые взносы. Факт работы истца в спорный период подтверждается трудовой книжкой и архивной справкой, уточняющей характер и продолжительность службы. Посчитав отказ пенсионного органа необоснованным, истец просил удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы иска и заявленные им требования.

Представитель Управления Пенсионного фонда России в <адрес> в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направив возражения по иску.

Заслушав объяснения истца, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании пункта 1 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно пункту «а» абзаца 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Вся территория Республики Саха (Якутия) на ДД.ММ.ГГГГ была отнесена к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в октябре 2017 года обратился в Управление Пенсионного фонда России в <адрес> за назначением ему досрочной страховой пенсии ввиду наличия требуемого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. на что ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение пенсионного органа об отказе ему в назначении пенсии как лицу, выработавшему требуемый 15-летний стаж в районах Крайнего Севера, мотивированный тем, что периоды прохождения им службы в структурах УИН МЮ РФ по <адрес> (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) не должны включаться в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, так как служба в армии в специальный стаж не включается.

Как усматривается из представленной истцом справки УФСИН по <адрес> (Якутия) (л.д.44) работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) в должности боец штурмовой группы отряда специального назначения при СИДиСР, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) в должностях государственной службы в системе УИН МВД по <адрес> (Якутия) старший инспектор, дежурный Учебного центра, оперативный дежурный и других.

Из справки о пенсионном стаже (л.д.8) и трудовой книжки истца усматривается, что ФИО1 проходил службу в армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что к спорным периодам не относится.

Таким образом, вывод пенсионного органа о наличии оснований для исключения спорных периодов из стажа работы истца в районах Крайнего Севера, к которым отнесена вся территория Республики Саха (Якутия), является ошибочным, поскольку в спорные периоды ФИО1 проходил службу по контракту в системе МВД и на него распространялось трудовое законодательство в части регулирования вопросов о продолжительности стажа и характере, условий труда.

Без учета данных периодов продолжительность работы ФИО1 в районах Крайнего Севера была подсчитана ответчиком 11 лет 10 месяцев и 21 день, однако с учетом спорных периодов (6 лет 13 дней), продолжительность работы истца в районах Крайнего Севера превысит установленный частью 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» 15-летний стаж. Страховой стаж ФИО1 является достаточным для возникновения у него права на пенсию.

При таких обстоятельствах требование ФИО1 о признании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) в должности боец штурмовой группы отряда специального назначения при СИДиСР, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) в должностях государственной службы в системе УИН МВД по <адрес> (Якутия) старший инспектор, дежурный Учебного центра, оперативный дежурный и других, подлежит удовлетворению судом.

Вместе с тем, поскольку ФИО1 обжалует отказ пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, а 55 летнего возраста на день отказа ему в назначении пенсии истец не достиг, учитывая, что назначение пенсии предполагает заявительный характер и ФИО1 не лишен права на обращение с таким заявлением в пенсионный орган после возникновения у него права на пенсию (достижения им 55-летнего возраста), требование об обязании назначить ему пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в районах Крайнего Севера и о об обязании назначить пенсию удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону решение Управления Пенсионного фонда России в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 29 дней) в должности боец штурмовой группы отряда специального назначения при СИДиСР, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 14 дней) в должностях государственной службы в системе УИН МВД по <адрес> (Якутия), обязав ответчика включить указанные периоды.

В удовлетворении иска в остальной части - отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд <адрес> со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья: В.Р. Шарифуллин