ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/19 от 06.05.2019 Казачинско-ленского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Магистральный 6 мая 2019 г.

Казачинско-Ленского районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Антоневич М.Ф.,

при секретаре Добрыниной О.А.,

с участием истца Черепянова М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-143/2019 по иску Черепянова Михаила Петровича к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» о возложении обязанности зачесть период службы в органах внутренних дел в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право для участия в программе по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

10 апреля 2019 г. в суд обратился Черепянов Михаил Петрович (далее – Черепянов М.П..) с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» (далее по тексту – Управление) о возложении обязанности зачесть период службы в органах внутренних дел в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право для участия в программе по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии.

В обоснование иска указал, что он состоит на учете на получение субсидии по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление из Управления , согласно которому его трудовой стаж в местности, приравненной к Крайнему Северу составляет 10 лет 09 месяцев 24 дня - служба в органах внутренних дел, при этом стаж работы в органах внутренних дел не может быть учтена в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. При этом он прибыл для постоянного проживания в Казачинско-Ленский район Иркутской области в январе 1984 года и проживает по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел – Отделе внутренних дел Казачинско-Ленского района Иркутской области, а после увольнения продолжал работать на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области. Кроме этого, он не имеет собственного жилья в других регионах Российской Федерации и не получал субсидии для его приобретения. Считает, что период его службы в органах внутренних дел Казачинско-Ленского района Иркутской области подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера. Просит обязать Управление зачесть периоды службы в органах внутренних дел в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право на получение жилищной субсидии, признании за ним право на получение жилищной субсидии.

Истец Черепянов М.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Не поддержал требование о признании за ним права на получение жилищной субсидии, поскольку оно заявлено излишне, в остальной части иск поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» в судебное заседание не явился, от директора Управления Добрыниной О.А. поступили возражения на иск, согласно которых служба в органах внутренних дел приравнена к военной службе. Однако иные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в ст. 11 закона «О трудовых пенсиях». Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности». В ходе проведения перерегистрации граждан и инвентаризации учетных дел получателей при проверке стажа и правомерности постановки на учет было выявлено, что на дату постановки, т.е. ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствует необходимый стаж работы и следовательно Черепянов М.П. был необоснованно поставлен в очередь. Считает невозможным засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в северный стаж и следовательно на первоначальную дату постановки на учет по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у заявителя отсутствует трудовой стаж работы в РКС и МКС. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Черепянова М.П. просит отказать.

Выслушав истца, проверив и оценив представленные истцом доказательства, суд находит иск Черепянова М.П. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 п.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черепянов М.П. служил в органах внутренних дел Казачинско-Ленского района Иркутской области, то есть продолжительность службы в органах внутренних дел в районах приравненных в районам Крайнего Севера составила 10 лет 9 месяцев 24 дня, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспаривалось ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Черепянова М.П. было направлено уведомление о том, что его служба в органах внутренних дел не может быть учтена в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно ст. 3 названного Закона, постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Таким образом, в качестве одного из условий предоставления гражданину социальной выплаты на приобретение жилья предусматривают наличие у него стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общей продолжительностью не менее 15 календарных лет. При этом вопрос о порядке исчисления указанного стажа нормативными актами определяющими право и условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, не урегулирован.

Вместе с тем, само по себе отсутствие соответствующего правового регулирования вопросов исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение социальной выплаты, на что ссылался ответчик в обоснование возражений против заявленных требований, не может служить основанием для ограничения прав граждан на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, связанных с переселением из районов Крайнего Севера.

Доводы ответчика об отсутствии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера требуемой продолжительностью 15 лет, основанные на не включении в трудовой стаж период службы в органах внутренних дел и послужившие основанием для отказа в предоставлении субсидии гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, судом признаются необоснованными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации, независимо от уплаты в указанный период страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, в страховой стаж засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Аналогичным образом разрешен вопрос о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, действовавшего в полной мере в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.

Таким образом, системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения службы в учреждениях и органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.

В связи с чем, требования истца о зачете периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право для участия в программе по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Черепянова Михаила Петровича удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» зачесть Черепянову Михаилу Петровичу период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право для участия в программе по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий судья М.Ф. Антоневич