Дело № 2-143/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Газимурский Завод 30 сентября 2019 года
Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,
при секретаре Шестаковой Т.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Газимуро-Заводского <адрес> Киселева А.В.,
представителя ответчика ООО «Урюмкан» Макаровой Н.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урюмкан» о признании незаконными действий по пользованию водными объектами, возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, запрете деятельности по пользованию недрами до устранения нарушений природоохранного законодательства,
установил:
Читинский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка и запрошена информация из Росприроднадзора об исполнении ООО «Урюмкан» природоохранного законодательства. Ответчик осуществляет пользование недрами на р. <адрес><адрес> в <адрес> районе Забайкальского края в 3 км восточнее <адрес> на основании лицензии №. При отработке месторождения в качестве основного приемника сточных вод служат поверхностные воды реки <адрес><адрес>, ранее у ответчика имелось Решение о предоставлении водного объекта (р. <адрес><адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№- № сроком действия по 30.12.2018 года.
Проведенным Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю осмотром участка работ установлено, что участок ООО «Урюмкан» находится по реке <адрес><адрес> и ее притокам (р. <адрес> Васильевский, р. <адрес><адрес> и р. <адрес>), поверхностные воды реки <адрес><адрес> и реки <адрес> Васильевский визуально чистые, прозрачные. По реке <адрес> промывка песков производится промприбором ПГШ 2-50, выше промприбора проводятся вскрышные работы. Протяженность участка по реке <адрес> составляет около 2 км., в нижней части полигона вдоль руслоотводного канала р. <адрес> расположены два пруда-осветлителя. Из пруда - осветлителя № происходил аварийный водосброс сточных вод (вода мутная), протекающих на протяжении 130 м. до болота, простирающегося до руслоотводного канала реки <адрес><адрес>. Начиная с места руслоотводного канала данной реки (напротив болота) в пади <адрес>, поверхностные воды в руслоотводном канале становятся мутными (светло-желтого цвета). Таким образом, в ходе осмотра установлено, что Обществом осуществляется пользование водными объектами реки <адрес><адрес> и реки <адрес> для сброса сточных вод.
Вместе с тем, согласно сведениям отдела водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурского БВУ Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов Забайкальского края у ответчика действующего Решения о предоставлении водного объекта в пользование не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно ч.2 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В нарушение данных требований законодательства у ответчика отсутствуют действующие решения о предоставлении в пользование водных объектов: реки <адрес><адрес> и реки <адрес>.
Использование ответчиком водных объектов р. <адрес><адрес> и р. <адрес> в отсутствие разрешительной документации свидетельствует о том, что деятельность ООО «Урюмкан» непредсказуема для окружающей среды и может привести к деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Изложенное нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, права Российской Федерации как собственника земель, водных объектов, является основанием иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, просит признать незаконными действия ООО «Урюмкан» по пользованию водными объектами реки <адрес><адрес> и реки <адрес> при разработке месторождения в <адрес> районе Забайкальского края по лицензии на право пользование недрами № в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование, обязать ООО «Урюмкан» устранить нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в пользовании водными объектами р. <адрес><адрес> и р. <адрес><адрес> района в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование, запретить ООО «Урюмкан» деятельность по пользованию недрами, а именно по добыче россыпного золота в <адрес> районе Забайкальского края по лицензии на право пользование недрами №, до устранения нарушений природоохранного законодательства, выразившихся в пользовании водными объектами р. <адрес><адрес> и р. <адрес><адрес> района в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Киселев А.В., действующий по поручению прокуратуры Забайкальского края, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ООО «Урюмкан» по доверенности Макарова Н.Ф. с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в ранее представленном письменном возражении на исковое заявление. Указала, что ООО «Урюмкан» осуществляло работы в границах лицензии на право пользования недрами № в <адрес> районе на блоках, расположенных по р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес> в период сезона с мая 2016 года по сентябрь 2018 года. Добыча рассыпного золота осуществляется сезонно с мая по сентябрь каждого года, в период сезона это непрерывный процесс, в случае остановки промывочной установки запустить его возможно в течение месяца-полтора, учитывая краткосрочность сезона, остановка промышленного прибора не допускается. Демонтаж, перемещение и монтаж промышленных приборов по промывке горной массы не самоходных, крупногабаритных механических установок с элеваторными колодами, весом около 10 тысяч тонн, тяжелой техники, экскаваторов, бульдозеров и т.д. на другое место занимает два - три месяца, поэтому если на участке планируется работа на следующий год техника остается под охраной, если работы по окончанию сезона на следующий год не планируются, технику разбирают и перевозят на другой работающий участок для ее использования, в данном случае в сентябре 2018 года оборудование и техника были перемещены на рабочий участок р. <адрес>. В 2019 году ООО «Урюмкан» какие либо работы по р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес> не вел и не ведет, осуществлял и осуществляет свою деятельность по добыче рассыпного золота по р. <адрес>, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.08.2019, а так же картой-схемой, составленной Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю на месте осмотра участков ООО «Урюмкан». Согласно указанным данным, ООО «Урюмкан» горные работы на момент осмотра 01.08.2019 года по р. Б.<адрес>, р. <адрес>, р. <адрес><адрес> не велись, какая либо техника на указанных участках отсутствует, на участках расположены отвалы отработанных горных пород, эфелевые отвалы, в нижней части полигона по р. Б.<адрес> имеется два пруда осветлителя (отстойники), из которых сброса сточных вод не установлено, все указанное подтверждает отсутствие работ на указанных участках. Этим же протоколом осмотра и картой-схемой установлено, что по р. <адрес> (приток р. Б.<адрес>) расположен работающий участок ООО «Урюмкан» по добыче россыпного золота. Природные воды р. <адрес> протекают по руслоотводному каналу, который проложен по левой стороне от участка работ. Протяженность участка работ около 2 км, а руслоотводного канала 2,5 км, таким образом, поверхностные воды полностью отведены от участка работ, чтобы не оказывать негативного воздействия на поверхностные воды р. <адрес>. В нижней части указанного участка расположены два пруда осветлителя (отстойники). Пруды служат для накопления и осветления сточных вод, образующихся при промывке золотосодержащих песков. Осветление, наполнение и оборотное использование для работы промышленного прибора соответствует проектной документации «Отработка второй очереди запасов <данные изъяты> группы россыпей». Указывает, что в протоколе осмотра не отмечено, каким образом произошел аварийный водосброс сточных вод, и по какой причине. Аварийный водосброс произошел в связи с накоплением влаги, особенно в низких формах рельефа, повышением уровня грунтовых вод и выходом их на поверхность в результате проливных дождей, что подтверждается информацией ФГБУ «Забайкальское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Кроме того, указывает, что по р. <адрес><адрес> протоколом осмотра и картой-схемой к нему установлено, что из пруда осветлителя № произошел (перелив) - аварийный водосброс сточных вод. Сточные воды протекли по левому борту пруда осветлителя № на протяжении 130 м. и затем затерялись в заболоченной местности, простирающейся до руслоотводного канала р. <адрес><адрес>. В ходе осмотра отбор проб сточных вод, сбрасываемых в р. Б. <адрес>, не проводился, так как факт попадания сточных вод в поверхностные воды р. Б. <адрес> не был установлен и отобрать пробы сточных вод в поверхностных водах р. Б. <адрес> не представлялось возможным. По результатам исследований отобранных в нескольких местах проб вод в р. <адрес><адрес> факт загрязнения поверхностных вод р. Б.<адрес> не установлен, что подтверждается Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, что также не подтверждает факт пользования поверхностным водным объектом (р. <адрес><адрес>) с целью сброса сточных вод.
В настоящее время аварийный перелив (единичный случай) из пруда осветлителя № устранен (упал уровень грунтовых вод, на аварийном участке нарастили дамбу). Сброс сточных вод, их накопление, осветление воды происходит в прудах осветлителях № и №, из которых осуществляется оборотное использование воды при работе промышленного прибора, в соответствии с условиями, согласованными с Центрсибнедрами 06.07.2016.
Таким образом, считает, что материалами дела, в том числе материалами расследования, проведенного Управлением Росприроднадзора, не установлены и не доказаны факты: попадания сточных вод в р. <адрес>, р. <адрес><адрес>; загрязнения поверхностных вод р. <адрес>, р. <адрес><адрес>; пользования ООО «Урюмкан» водным объектом р. <адрес>, р. <адрес><адрес> для сброса сточных вод. ООО «Урюмкан» не совершал и не совершает сброс сточных вод с рабочего участка в р. <адрес>, р. <адрес><адрес> и как следствие ООО «Урюмкан» в соответствии с п.2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ не требуется получать Решение о предоставлении водных объектов (р. <адрес>, р. <адрес><адрес>) в пользование в целях сброса сточных вод.
Поскольку ООО «Урюмкан» каких-либо норм действующего законодательства, регламентирующего пользование недрами не совершал, материалами дела факт нарушения условий пользования недрами по лицензии на право пользования недрами № не доказан, исковые требования Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры считает не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – руководитель Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю ФИО5 в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о слушании дела, просил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Представили отзывы, в котором поддержали исковые требования прокурора, при этом указали, что в связи с систематических нарушением требований водного законодательства на месторождении россыпного золота по лицензии №, расположенной в близи с. <адрес><адрес> района Забайкальского края, Управлением юридическое лицо ООО «Урюмкан» в период с 2017 г. по 2018 г. 4 раза было привлечено к административной ответственности. В 2019 г. на основании поступивших обращений граждан по фактам загрязнения р. <адрес><адрес>, р. <адрес> ООО «Урюмкан», Управлением возбуждено дело об административном правонарушении, а также проведено административное расследование по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Согласно результатам исследований отобранных проб было установлено, что на момент осмотра от деятельности ООО «Урюмкан» негативного влияния взвешенными веществами и нефтепродуктами на поверхностные воды р. <адрес><адрес> и его притокам не происходило, но в то же время были установлены факты сброса сточных вод, происходившего из прудов осветлителей в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, а именно без Решений о предоставлении водного объекта. Управлением в отношении юридического лица ООО «Урюмкан» составлено два протокола об административном правонарушений по ст. 7.6 КоАП РФ по факту сброса сточных вод в отсутствие Решений о предоставлении водного объекта в пользование (р. <адрес> и р. <адрес><адрес>). Материалы дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Урюмкан» по ст. 7.6 КоАП РФ переданы на рассмотрение Мировому судье судебного участка №<адрес> судебного района Забайкальского края. Кроме того, в дополнительном отзыве указали, что ООО «Урюмкан», начиная с 2018 года приступило к использованию части водного объекта – р. <адрес>, являющийся левым притоком р.<адрес><адрес> в <адрес> районе, нарушив земли в долине реки в водоохранной зоне р. <адрес>, нарушив естественное природное русло реки <адрес> и изменив водоток реки путем проведения вскрышных работ и добычи золота с проведением работ по заведению реки в руслоотводный канал и при этом ООО «Урюмкан» не приобрело право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ. По участку р. <адрес><адрес> ООО «Урюмкан» ранее приобретало право пользования водным объектом для сброса сточных (в том числе дренажных) вод на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ Срок действия Решения истек 30.12.2018. ООО «Урюмкан» продолжает использование водных участков р. <адрес><адрес> для размещения прудов – осветлителей, заполненных сточными водами и илами, отвалов горных пород, гале-эфельных отвалов, руслоотводных каналов. После окончания добычных работ ООО «Урюмкан» обязано продолжать наблюдение за оставшимися прудами-осветлителями, за сбросом сточных вод до момента сдачи земель арендодателю после их рекультивации и восстановления русел водных объектов. Только после сброса очищенных сточных вод в пределах установленных нормативов допустимых сбросов в соответствии с документами на право водопользования и проведения рекультивации нарушенных земель и их возврата в состоянии пригодном для дальнейшего использования, включая и восстановленные водные объекты можно будет считать деятельность ООО «Урюмкан» на участках месторождений россыпного золота по р. <адрес><адрес> и его притокам оконченной. Проектной документацией «Отработка второй очереди запасов <данные изъяты> группы россыпей том 1 Пояснительная записка раздел 11 Охрана окружающей среды подраздел 11.3.3. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения», утверждённой ООО «Урюмкан» и согласованной в установленном порядке, предусмотрен сброс сточных вод, образующихся при промывке золотосодержащих песков после их очистки и в прудах-осветлителях, располагающихся ниже по рельефу местности путем фильтрации через тело водопроводной дамбы и целик в водотоки водных объектов. На нижнем пруде-осветлителе № произошел сброс сточных вод путем аварийного перелива через аварийный водосброс, что и было выявлено при осмотре 01.08.2019. Также сброс осуществляется путем фильтрации через тело водоподпорной дамбы и целик под дамбой. За счет такой фильтрации сточных вод и достигается очистка сточных вод, которые проходят по подрусловым водам - по первому от поверхности грунтовому водоносному горизонту, гидравлически связанному с поверхностными водами. Иногда сброс сточных вод происходит в виде незначительного дренажа выходящего из-под тела дамбы по нижележащему рельефу местности, попадая в водный объект. Согласно технологии проведения горных работ следует учитывать, что решение на сброс сточных вод предоставляется не на время аварийного водосброса сточных вод, а на тот постоянный сброс сточных вод, который происходит через тело водоподпорной дамбы и целик для очистки сточных вод в течение всего периода пользования участком р. <адрес> и р. <адрес><адрес>. В данном случае зафиксированы факты превышений допустимого содержания загрязняющих веществ в сточных водах. В ходе проведенного осмотра 01.08.2019 факт попадания сточных вод желтого цвета из водотока, проходящего по природному руслу р. <адрес> был установлен визуально, что подтверждается фототаблицей и картой-схемой. ООО «Урюмкан» допустило действия по использованию водных объектов для добычи россыпного золота, осуществляя сброс сточных вод в водные объекты, рассчитывая использовать водные объекты - часть р. <адрес> (левый приток р. <адрес><адрес>) и часть водного объекта - р. <адрес><адрес> для сброса сточных вод при обработке месторождения россыпного золота, игнорируя требования водного законодательства, без документов на основании которых возникает право пользования водным объектом для целей добычи россыпного золота и сброса сточных вод.
Третье лицо Министерство природных ресурсов Забайкальского края представителя в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив доводы искового заявления и доводы возражений на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Аналогичный принцип закреплен в ст. 8 Федерального Закона 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что организация может использовать водный объект для сброса сточных вод только на основании решения о предоставлении данного водного объекта в пользование. При отсутствии решения работы, производимые над объектом, являются незаконными.
Порядок получения решения установлен ст. ст. 22, 23 Водного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №844. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов Забайкальского края.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Урюмкан» осуществляет работы по добыче россыпного золота на реке <адрес><адрес> и ее притоках (р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес>, р. <адрес>) в <адрес> районе Забайкальского края на основании лицензии на право пользования недрами №.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО6, следует, что ООО «Урюмкан» производит горные работы по реке <адрес><адрес> и ее притокам (р. <адрес><адрес>, р. <адрес><адрес>, р. <адрес>, р. <адрес>), поверхностные воды реки <адрес><адрес> и реки <адрес><адрес> чистые, прозрачные. Из нижнего пруда осветлителя по р. <адрес> происходит видимый дренаж сточных вод, протекающий в руслоотвод р. <адрес><адрес>. Горные работы на момент осмотра по р. <адрес><адрес> не проводились. В нижней части полигона по р. <адрес><адрес> расположены два пруда осветлителя, из которых сброса сточных вод не установлено. По реке <адрес> промывка песков производится промприбором, выше промприбора проводятся вскрышные работы. В нижней части полигона вдоль руслоотводного канала р. <адрес> расположены два пруда-осветлителя. Из пруда - осветлителя № происходил аварийный водосброс сточных вод (вода мутная), протекающих по левому борту пруда осветлителя № на протяжении 130 м. до болота, простирающегося до руслоотводного канала реки <адрес><адрес>. Начиная с места руслоотводного канала данной реки (напротив болота) в пади <адрес>, поверхностные воды в руслоотводном канале становятся мутными, светло-желтого цвета (л.д. 22-25).
Указанные обстоятельства подтверждаются картой-схемой от 01.08.2019 года к протоколу осмотра (л.д. 26).
При таких обстоятельствах суд находит установленным факт сброса сточных вод ответчиком в водный объект, находящийся в его пользовании.
Кроме того, Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю 24.07.2019 года в отношении ООО «Урюмкан» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по факту загрязнения р. <адрес><адрес> и ее притоков, проведено административное расследование. Постановлением № от 29.08.2019 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 16-21, 62-69).
По факту сброса сточных вод в отсутствие Решений о предоставлении водного объекта в пользование (р. <адрес>, р. <адрес><адрес>) Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю в отношении ООО «Урюмкан» составлено два протокола об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ, материалы дел об административных правонарушениях направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка №<адрес> судебного района Забайкальского края.
Согласно сведениям, представленным Отделом водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурского бассейнового водного управления, ООО «Урюмкан» не имеет действующих решений о предоставлении водных объектов (участки р. <адрес><адрес>, р. <адрес>, <адрес><адрес>) в пользование с целью сброса сточных вод (л.д. 33-35).
Доводы представителя ответчика о том, что ООО «Урюмкан» в 2019 году деятельность по добыче золота по р. <адрес><адрес> не вело стороной истца не оспариваются. Вместе с тем, согласно протоколу осмотра от 01.08.2019 установлен факт дренажа из нижнего пруда-освтелителя сточных вод в р. <адрес><адрес> в 20 м. выше слияния руслоотводов р. <адрес><адрес> и р. <адрес> с руслоотводом в р. <адрес><адрес>.
Согласно результатам исследований отобранных проб сточной воды в указанном месте концентрация нефтепродуктов составила 0,078 мг/дм3, что превышает допустимую концентрацию нефтепродуктов в пределах норматива допустимого сброса, установленную Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (0,05).
Согласно пояснениям представителя ответчика ООО «Урюмкан» решения о предоставлении водного объекта в пользование не имеет, в настоящее время подготовлены документы для получения данного решения на право пользования водным объектом р. <адрес> и р. <адрес><адрес> с целью сброса дренажных вод.
Доводы представителя ответчика о том, что аварийный водосброс из пруда-осветлителя № по р. <адрес> произошел вследствие ливневых дождей и Водным кодексом РФ не предусмотрено получение разрешения на сброс сточных вод вследствие аварийных и форс-мажорных ситуаций, суд находит несостоятельными, поскольку не являются основанием для пользования водными объектами с целью сброса сточных вод без правоустанавливающих документов.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.13 КоАП РФ основанием для отказа в исковых требованиях прокурора, поскольку в них не содержится требования о прекращении проведения работ, влекущих превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты по содержанию веществ.
В связи с указанным, суд приходит к выводу, что ответчик осуществляет пользование водным объектом в нарушение требований законодательства, осуществляет сброс сточных вод в используемый водный объект (р. <адрес><адрес>, р. <адрес>) в отсутствие необходимого разрешения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания свои требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств правомерности использования водного объекта, прекращения аварийного водосброса из пруда-осветлителя № по р. <адрес> суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что факт попадания сточных вод в р. <адрес><адрес> и р. <адрес> не установлен и не доказан, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными материалами.
Признавая установленным факт сброса сточных вод ответчиком, учитывая, что сам факт сброса вод без соответствующих разрешений причиняет в любом случае вред окружающей природной среде, суд находит иск обоснованным, при этом не имеют правового значения доводы ответчика о том, что при осмотре не устанавливалось, по какой причине произошел водосброс сточных вод, а также о том, что отбор проб сточных вод не проводился.
Доводы представителя ответчика о том, что горные работы на данном участке не ведутся, ничем не подтверждаются и не опровергают выводов суда о том, что в настоящее время пользование водным объектом осуществляется в нарушение требований законодательства, поскольку отсутствует решение о предоставлении объекта в пользование.
До настоящего времени разрешение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в установленном законом порядке ответчиком не оформлено.
Отсутствие решений на предоставление водного объекта – р. <адрес><адрес> и р. <адрес> - в пользование ООО «Урюмкан» влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Поскольку в силу вышеприведенных норм права сброс сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование ответчика законным не является, суд приходит к выводу о признании действий ответчика по пользованию водными объектами в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование незаконными.
В соответствии со ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с требованиями ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает послам вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
При этом по смыслу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ для запрещения соответствующей деятельности достаточно лишь установления факта возможной опасности причинения вреда, вне зависимости от того, реализована ли такая опасность в конкретном случае.
Факт нарушения законодательства нашел свое подтверждение в судебном заседании, каких-либо оснований утверждать, что повторного нарушения допущено не будет, не имеется.
На основании изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку круг лиц, права и интересы которых нарушены, определить невозможно, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Урюмкан» по пользованию водными объектами реки <адрес><адрес> и реки <адрес> при разработке месторождения в <адрес> районе Забайкальского края по лицензии на право пользование недрами № в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урюмкан» устранить нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в пользовании водными объектами реки <адрес><адрес> и реки <адрес><адрес><адрес> Забайкальского края в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Урюмкан» деятельность по пользованию недрами, а именно по добыче россыпного золота в <адрес> районе Забайкальского края по лицензии на право пользование недрами №, до устранения нарушений природоохранного законодательства, выразившихся в пользовании водными объектами реки <адрес><адрес> и реки <адрес><адрес><адрес> Забайкальского края в отсутствие решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Урюмкан» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья: Цыбенова Д.Б.
Решение в окончательной форме принято 02.10.2019 года.