Дело № 2-143/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Панкрушиха 30 сентября 2011 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н., при секретаре Коротких Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия главы Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края,
У С Т А Н О В И Л:
Панкрушихинский сельский Совет депутатов Панкрушихинского района Алтайского края обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что 10 июня 2011 года на внеочередной сессии Панкрушихинского сельского Совета депутатов принят муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края, предусматривающий возможность передачи в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации Панкрушихинского района исполнения полномочий администрации Панкрушихинского сельсовета, являющегося административным центром Панкрушихинского района. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края принят с соблюдением предусмотренных законодательством процедур. 18 мая 2011 года Панкрушихинским сельским Советом депутатов принято решение № 104 «О вынесении проекта решения «О муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края» на публичные слушания». 30 мая 2011 года были проведены публичные слушания по проекту решения «О муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», по итогам их проведения принято решение: поддержать проект решения «О муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края» и вынести его на рассмотрение ближайшей сессии сельского Совета депутатов. 10 июня 2011 года муниципальный правовой акт «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края» был принят решением Панкрушихинского сельского Совета депутатов № 106. 10 июня 2011 года указанный муниципальный правовой акт направлен главе Панкрушихинского сельсовета для подписания, представления на государственную регистрацию в Управление Минюста России по Алтайскому краю и последующего обнародования. В нарушение п.13 ст.135 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ главой Панкрушихинского сельсовета до настоящего времени муниципальный правовой акт не подписан, и не представлено в сельский Совет депутатов обоснований его отклонения. Бездействие главы Панкрушихинского сельсовета ФИО1, выразившееся в не подписании, не представлении на государственную регистрацию и не обнародовании муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», принятого сельским Советом депутатов с соблюдением всех предусмотренных законом процедур, является незаконным. В результате незаконного бездействия главы сельсовета нарушаются права Панкрушихинского сельского Совета депутатов на осуществление его полномочий, в том числе находящихся в исключительной компетенции представительного органа, к которым относится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Кроме того, неисполнение главой сельсовета обязанности по подписанию муниципального правового акта препятствует реализации права граждан на осуществление местного самоуправления через представительный орган муниципального образования. Таким образом, препятствуя деятельности выборного представительного органа муниципального образования, глава сельсовета фактически нарушает конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления через выборный представительный орган муниципального образования. Истец просил признать незаконным бездействие главы Панкрушихинского сельсовета ФИО1, выразившееся в не подписании, не представлении на государственную регистрацию и не обнародовании муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», принятого решением сельского Совета депутатов от 10 июня 2011 года № 106. Обязать главу Панкрушихинского сельсовета ФИО1 совершить действия, а именно: подписать, представить на государственную регистрацию в Управление Минюста России по Алтайскому краю и обнародовать в установленном порядке указанный муниципальный правовой акт.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании требования заявителя не признала и пояснила, что не подписала муниципальный правовой акт «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», так как сельским Советом депутатов был нарушен порядок выдвижения инициативы о внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета. Проект указанного муниципального правового акта не был обнародован, было обнародовано только решение о проведении общественных слушаний по данному правовому акту. В решении о проведении общественных слушаний не было указано время и место их проведения, что нарушает права жителей сельсовета, которые не были извещены о времени и месте проведения общественных слушаний и поэтому не могли принять участие в их проведении. Об указанных нарушениях 06 июня 2011 года она указала в своем заключении на итоговый документ публичных слушаний по проекту решения «О муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», которое представила председателю оргкомитета по проведению общественных слушаний ФИО3 Но ее заключение на заседании оргкомитета не было оглашено и принято во внимание. 10 июня 2011 года на внеочередной сессии сельсовета она также говорила об указанных ею в заключении нарушениях, но они не были учтены и изменения в Устав сельсовета были приняты. Когда после сессии ей принесли решение о внесении изменений в Устав сельсовета, она увидела, что содержание текста изменений отличается от того, который выносился на рассмотрение сессии. Поскольку были допущены все указанные нарушения при принятии изменений и дополнений в устав сельсовета, она не стала подписывать муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета. О том, что нужно было в течение 10 дней вернуть данный правовой акт в сельский Совет депутатов с обоснованием его отклонения, она не знала. Обоснования отклонения изменений и дополнений в Устав сельсовета она направила в сельский Совет депутатов 13 июля 2011 года, которые были вручены заместителю председателя сельского Совета депутатов ФИО4 под роспись. Таким образом, обязанность, возложенную на нее законом, она выполнила. Просила отказать в удовлетворении требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 требования заявителя не признала и пояснила, что Панкрушихинским сельским Советом депутатов был нарушен срок и порядок проведения общественных слушаний по проекту решения «О муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края». Указанный правовой акт не был обнародован, поэтому жители сельсовета не имели возможности ознакомиться с ним. Также жители сельсовета не были извещены о месте и времени проведения общественных слушаний, поэтому не могли принять участие в их проведении. Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края и регламент Панкрушихинского сельского Совета депутатов предусматривает личное участие депутатов в голосовании по вопросам, рассматриваемым на сессии, решения принимаются большинством в 2/3 голосов от общего количества депутатов. Но в нарушение указанных требований на внеочередной сессии решение о принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета принято с учетом мнения депутата ФИО6, который на сессии не присутствовал. Текст изменений и дополнений в устав сельсовета, который был приложен к повестке дня сессии, и который был представлен главе сельсовета на подпись, отличались. Учитывая такие нарушения, глава сельсовета ФИО1 не могла подписать муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета. Поэтому 13 июля 2011 года она направила в сельский Совет депутатов обоснования отклонения ею данного правового акта. Тем самым, она исполнила обязанность, возложенную на нее законом. Просила отказать в удовлетворении требований заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменный материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.13 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
В судебном заседании установлено, что 10 июня 2011 года на внеочередной сессии сельского Совета депутатов Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края был принят муниципальный правовой акт «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края». В этот же день указанный правовой акт был направлен главе Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края ФИО1 для подписания и обнародования.
13 июля 2011 года глава Панкрушихинского сельсовета ФИО1 направила в сельский Совет депутатов обоснование отклонения ею указанного выше муниципального правового акта, в котором она указала основания не подписания и отклонения данного правового акта. Обоснование отклонения муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», подписанное главой сельсовета ФИО1 получил 13 июля 2011 года заместитель председателя Панкрушихинского сельского Совета депутатов ФИО4, о чем собственноручно расписался и поставил дату о получении документа.
Таким образом, глава Панкрушихинского сельсовета ФИО1 выполнила обязанность, возложенную на нее ч.13 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отклонив муниципальный правовой акт «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет Панкрушихинского района Алтайского края», она вернула его в сельский Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения.
Поскольку Федеральным законом предусмотрено право главы сельсовета как подписать и обнародовать принятый представительным органом муниципального образования нормативный правовой акт, так и отклонить его, обосновав причину отклонения, то требования заявителя о признании бездействия главы сельсовета ФИО1 незаконным и об обязании ее подписать, обнародовать и зарегистрировать в установленном законом порядке муниципальный правовой акт «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Панкрушихинский сельсовет», являются незаконными и удовлетворению не полежат.
То обстоятельство, что ФИО1 нарушила предусмотренный законом десятидневный срок возвращения муниципального правового акта в сельский Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения, не имеет юридического значения и не является основанием к удовлетворению заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Панкрушихинского сельского Совета депутатов Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия главы Панкрушихинского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края, отказать в связи с их необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда через Панкрушихинский районный суд.
Председательствующий И.Н. Кирьянова
Мотивированное решение суда составлено: 03 октября 2011 года
Председательствующий И.Н. Кирьянова