РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... "__"__
Павинский районный суд ... в составе председательствующего судьи Мясникова Н.А., с участием:
прокурора <..> района Костромской области Аккуратова А.С.,
ответчика Шистерова А.А.,
представителя администрации <..> муниципального района Коваленко О.Н.,
при секретаре Кокшаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <..> района к Шистерову А.А., третьи лица Департамент агропромышленного комплекса Костромской области и администрация <..> муниципального района Костромской области, о взыскании незаконно полученных премиальных вознаграждений,
установил:
Прокурор <..> района обратился в суд с иском к Шистерову А.А., третьи лица администрация <..> муниципального района и Департамент агропромышленного комплекса Костромской области, и, согласно уточнённым исковым требованиям, просил: признать незаконными действия Шистерова А.А. по премированию себя самого приказом по управлению сельского хозяйства Администрации <..> муниципального района Костромской области от "__"__ № ___ в размере ___ руб., приказами по отделу сельского хозяйства Администрации <..> муниципального района Костромской области от "__"__ № ___ в размере ___ руб. и от "__"__ № ___ в размере ___ руб.; взыскать с Шистерова А.А. в бюджет Костромской области незаконно полученные премиальные вознаграждения по указанным приказам (за вычетом подоходного налога): от "__"__ № ___ в сумме ___ руб., от "__"__ № ___ в сумме ___ руб., от "__"__ № ___ в сумме ___ руб., - всего ___ руб.
В судебном заседании прокурор Аккуратов А.С. поддержал исковые требования.
Ответчик Шистеров А.А. исковые требования не признал.
Представитель администрации <..> района Коваленко О.Н. просила иск прокурора удовлетворить.
Представитель Департамента агропромышленного комплекса Костромской области в судебное заседание не явился. Директор Департамента Чернов В.В. представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Департамента.
Прокурор Аккуратов А.С. просил удовлетворить иск по основаниям, указанным в исковом заявлении. Согласно исковому заявлению прокурорской проверкой установлено, что Шистеров А.А., замещающий должности исполняющего обязанности начальника управления сельского хозяйства администрации <..> муниципального района, затем начальника отдела сельского хозяйства, издавал приказы о выплате премиальных вознаграждений, которыми, в том числе, незаконно премировал себя самого. Так, приказом от "__"__ № ___ Шистеров А.А. назначил себе премию в размере ___ руб. и за вычетом подоходного налога незаконно получил ___ руб., приказом от "__"__ № ___ назначил премию в размере ___ руб. и незаконно получил ___ руб., приказом от "__"__ № ___ назначил премию в размере ___ руб. и незаконно получил ___ руб.
Порядок премирования начальников отделов администрации <..> муниципального района был установлен Положением о премировании, оказании материальной помощи и установлении надбавок к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, за особые условия муниципальной службы, использовании экономии бюджетных средств, предусмотренных по смете расходов на оплату труда, утверждённым решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___, Положением о порядке, условиях и размере оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих <..> муниципального района, утверждённым решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___ (далее - Положение об оплате труда от "__"__ № ___). Согласно этим нормативным актам решение о размере премии муниципальных служащих, замещающих высшие должности муниципальной службы в аппарате администрации <..> муниципального района, принимает глава <..> муниципального района Костромской области.
В порядке ч. 4 ст. 137 ТК РФ полученные Шистеровым А.А. премиальные вознаграждения в связи с его неправомерными действиями подлежат взысканию с ответчика в бюджет Костромской области, из которого эти денежные средства поступили в виде субвенций, всего в сумме ___ руб.
Срок обращения с иском в суд не нарушен, поскольку факт незаконного получения Шистеровым А.А. денежных средств был установлен плановой ревизией финансово-хозяйственной деятельности отдела сельского хозяйства, проведенной с "__"__ по "__"__.
Шистеров А.А. по существу иска пояснил, что в 2010 году он исполнял обязанности начальника управления сельского хозяйства, в 2011 году - начальника отдела сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области. Отдел (управление) имел статус юридического лица, деятельность которого финансировалась из областного бюджета в виде субвенций, и являлся администратором этих денежных средств. Ежемесячные премиальные вознаграждения выплачивались работникам отдела на основании его приказа, ему лично - на основании распоряжения главы администрации <..> муниципального района. С положениями об оплате труда муниципальных служащих, утверждёнными решениями Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___ и от "__"__ № ___ он был ознакомлен. Он считает, что имел право премировать, в том числе и себя лично, из средств экономии фонда заработной платы потому, что был главным распорядителем субвенций, поступающих на расчётный счёт отдела. Согласно справкам, которые он предоставил суду, в 2010 и 2011 годах имелась экономия фонда оплаты труда, которая образовалась вследствие не укомплектованности штата отдела (управления). Премирование муниципальных служащих по основаниям, указанным в положениях об оплате труда муниципальных служащих, отнесено к компетенции главы администрации <..> муниципального района. Он же премировал работников отдела и себя лично по основаниям, которые не указаны в положениях об оплате труда муниципальных служащих. Считает, что по иным основаниям имел право премировать, в том числе, и сам себя. По этому вопросу в администрации <..> муниципального района и в Департаменте агропромышленного комплекса Костромской области он ни с кем не советовался. Обсуждал этот вопрос только с руководителями отделов сельского хозяйства в других районах. Приказы о премировании, указанные в исковом заявлении и имеющиеся в деле, он действительно издавал, премиальные вознаграждения по этим приказам получил. Приказы о премиальных вознаграждениях, которые он издавал, оставались в отделе и никуда больше не направлялись. До ревизии никто, кроме работников отдела, с этими приказами ознакомлен не был. В "__"__ он действительно привлекался к дисциплинарной ответственности и распоряжением главы <..> муниципального района был лишен премии и ежемесячного денежного поощрения. Но на момент издания приказа о премировании от "__"__ он об это не знал, с распоряжением о дисциплинарном взыскании был ознакомлен только "__"__ года. Губернатор был недоволен работой Управления сельского хозяйства <..> района, в связи с чем, он и был привлечён к дисциплинарной ответственности. Он считает, что работа была выполнена большая, учитывая неполный штат в управлении и в отделе. Поэтому и издал приказы о премировании работников отдела и себя лично.
Представитель администрации <..> муниципального района Чичерина Т.М. пояснила, что Шистеров А.А., работая в должности начальника отдела (управления) сельского хозяйства администрации <..> муниципального района в соответствии с положениями об оплате труда муниципальных служащих не имел права премировать сам себя. Она согласна с требованиями прокурора о признании этих действий незаконными и взыскании с ответчика незаконно полученных премиальных вознаграждений.
Управляющая делами главы администрации <..> муниципального района Меньшикова А.Н., которая принимала участие в рассмотрении дела в качестве представителя администрации <..> муниципального района, пояснила, что сельское хозяйство в <..> районе находится в очень плохом состоянии. Начальник управления сельского хозяйства Шистеров А.А. за неудовлетворительную работу "__"__ был привлечён к дисциплинарной ответственности, лишен премиального вознаграждения. Глава администрации Пыщугского муниципального района Скутин С.Л., с которым она обсуждала отношение к иску прокурора по настоящему гражданскому делу, пояснил, что сам он не премировал бы Шистерова А.А. по итогам работы за 2010 г., за 9 месяцев 2011 года и по итогам работы за 2011 год, поскольку показатели его работы были очень плохими.
Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 337-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса» (далее Закон от 22.11.2005 г. № 337-ЗКО), Постановлением администрации Костромской области от 07 мая 2007 года № ___ «О порядке предоставления и учёта средств субвенций на реализацию Закона Костромской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса» (далее - Постановление от 07.05.2007 г. № ___) органы местного самоуправления Костромской области получают субвенции из областного бюджета для реализации государственных полномочий в сфере агропромышленного комплекса.
Предоставляемые субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Шистеров А.А., назначив себе премию приказом от "__"__ в размере ___ руб., нарушил п.п. 28 и 24 Положение об оплате труда от 24.07.2009 г. № ___, согласно которым решение о выплате единовременной премии принимается представителем нанимателя (работодателем), премия не выплачивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.
Приказом от "__"__ ответчик назначил себе премию в размере ___ руб., кроме того, на основании распоряжения главы <..> муниципального района от "__"__ № ___ получил ежемесячную премию в размере ___ руб.
Приказом от "__"__ ответчик назначил себе премию в размере ___ руб., на основании распоряжения главы <..> муниципального района от "__"__ № ___ получил также ежемесячную премию в размере ___ руб.
Этими действиями ответчик нарушил п. 10.8 Положения об оплате труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и лиц, замещающих должности муниципальной службы <..> муниципального района Костромской области, утверждённого решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___ (далее - Положение об оплате труда от "__"__ № ___), согласно которому, решение о размере премии муниципальных служащих, замещающих главные, ведущие, старшие должности муниципальной службы <..> муниципального района Костромской области в аппарате администрации <..> муниципального района принимает глава <..> муниципального района на основании представлений первого заместителя, заместителя, управляющего делами администрации <..> муниципального района Костромской области.
Определение степени неправомерности действий ответчика, нарушения муниципальных правовых актов департамент оставляет на усмотрение суда.
Суд, заслушав участников, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела и нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Закон Костромской области от 22.11.2005 N 337-ЗКО (ред. от 13.04.2012, с изм. от 21.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области отдельными государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления муниципальных районов для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Костромской области об областном бюджете в форме субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных образований Костромской области. Порядок предоставления и учета средств субвенций устанавливается администрацией Костромской области.
Согласно Постановлению администрации Костромской области от "__"__ N ___ (ред. от 08.02.2011) "О порядке предоставления и учета средств субвенций на реализацию Закона Костромской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса" финансирование расходов для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере агропромышленного комплекса осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных бюджетам муниципальных районов в виде субвенций из областного бюджета на соответствующий финансовый год. (п. 2)
Расходование субвенций осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов Костромской области в пределах выделенных средств. (п. 5)
Финансовые органы администраций муниципальных районов представляют в департамент финансов Костромской области отчет о расходовании предоставленных субвенций ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно приложению. (п. 7)
Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. (п.9)
В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном законодательством порядке. (п.10)
В соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Согласно п.п. 1.4, 5.1, 5.2, 6.1 Положения об управлении сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области, утверждённого Решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___ Управление обладает правами юридического лица. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый и освобождаемый от должности главой муниципального района по согласованию с департаментом АПК Костромской области. Начальник Управления в пределах установленной численности и фонда оплаты труда утверждает штатное расписание Управления, а также смету расходов в пределах выделенных ассигнований, издаёт приказы и указания, обязательные для всех работников Управления. Финансирование Управления осуществляется за счёт средств областного бюджета в виде субвенций в соответствии с законом Костромской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области отдельными государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса» от 22.11.2005 г. № 337-ЭКО. (л.д.15-18)
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 22 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26 этого Закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Размер и условия оплаты труда, виды поощрений муниципальных служащих <..> муниципального района в 2010 году были установлены действующим в тот период Положением об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336. В соответствии с п. 2 этого Положения оплата труда муниципальных служащих в виде денежного содержания состояла из:
1) должностного оклада;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
4) ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде;
5) ежемесячной надбавки к должностному окладу служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе;
6) ежемесячного денежного поощрения;
7) премий по результатам работы;
8) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
9) материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств фонда оплаты труда муниципальных служащих;
10) иных надбавок (доплат) компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены трудовым законодательством и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктами 27 и 28 Положения об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 предусмотрен порядок выплаты единовременных премий.
Единовременные премии могут выплачиваться муниципальным служащим в следующих случаях: за добросовестное выполнение должностных обязанностей, в том числе, муниципальным служащим, проработавшим в органе местного самоуправления, избирательной комиссии не менее трёх лет, за вклад в деятельность соответствующего органа, по случаю юбилейных дат (30 лет, 40 лет, 50 лет, 55 лет - женщинам, 60 лет - мужчинам); за успешное выполнение особо важных и сложных заданий, а также за выполнение заданий в особых условиях.
Решение о выплате единовременной премии принимается представителем нанимателя (работодателем) на основании мотивированного представления непосредственного руководителя муниципального служащего при наличии экономии фонда заработной платы. (л.д. 29-32)
В соответствии с п. 24 Положения об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная премия не выплачиваются при нарушении установленных п. 21 настоящего Положения условий их выплаты, в том числе муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания.
Распоряжением главы <..> муниципального района от "__"__ № ___ Шистеров А.А. был назначен на муниципальную должность муниципальной службы - исполняющим обязанности начальника управления сельского хозяйства администрации <..> муниципального района с "__"__ по срочному трудовому договору на один год с должностным окладом согласно штатному расписанию ___ рублей. Шистерову А.А. установлены доплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - ___%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин - после присвоения классного чина; премия в размере ___%; ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе в размере ___ %. (л.д. 22)
Шистеров А.А. был уволен с должности и.о. начальника Управления сельского хозяйства по собственному желанию распоряжением главы администрации <..> муниципального района от "__"__ № ___ с "__"__ г.
Согласно приказу и.о. начальника управления сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Шистерова А.А. от "__"__ № ___ «О премировании по итогам 2010 года» за добросовестный труд в течение года премированы: и.о. начальника управления сельского хозяйства Шистеров А.А. в размере ___ руб., ведущий специалист Т.О.В. в размере ___ руб., водитель П.А.Н. в размере ___ руб. (л.д. 38)
На основании этого приказа Шистеров А.А. за декабрь 2010 года получил за вычетом подоходного налога в размере 13% премиальное вознаграждение в сумме ___ руб. Это обстоятельство признаётся ответчиком, подтверждается расчётно-платёжной ведомостью от "__"__ г., справкой о начисленной Шистерову А.А. заработной плате за декабрь 2010 г. (л.д. 44, 71, 85)
Согласно распоряжению главы <..> муниципального района от "__"__ № ___ «О премировании за декабрь 2010 года» и.о. начальника управления сельского хозяйства Шистеров А.А. был лишен премиального вознаграждения, поскольку имел дисциплинарное взыскание, наложенное распоряжением главы <..> ... от "__"__ № ___.
Шистеров А.А. премировал себя по итогам работы за год, проработав в должности и.о. начальника управления сельского хозяйства всего два месяца. Согласно Положению об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 начальники отделов администрации <..> муниципального района не правомочны сами оценивать результаты своего труда и принимать решения о премировании самих себя по итогам работы за определённый период.
Приказ от "__"__ № ___ в части премирования Шистеровым А.А. самого себя вынесен с нарушением п.п. 24, 27, 28 Положения об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336.
Решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ № ___ были внесены изменения в структуру администрации муниципального образования, утверждено Положение об отделе сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области, признано утратившим силу Решение от "__"__ ___ «Об утверждении Положения об управлении сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области». В соответствии с п. 3.6.2 Положения персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отделом установленных Положением полномочий, поручений главы <..> муниципального района и (или) курирующего заместителя, за несоблюдение плановой и трудовой дисциплины, а также за организацию бухгалтерского учёта несет начальник отдела.
Решением Собрания депутатов <..> муниципального района от "__"__ было утверждено новое Положение об оплате труда, которое в соответствии с п. 4 Решения вступило в силу с "__"__ Положение об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 было признано утратившим силу.
Пунктом 2 Положения об оплате труда от 28.01.2011 г. № 39 предусмотрены дополнительные выплаты к должностному окладу:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда труда муниципальных служащих.
Распоряжением главы <..> муниципального района от "__"__ № ___ Шистеров А.А. был назначен на муниципальную должность муниципальной службы - исполняющим обязанности начальника отдела сельского хозяйства администрации <..> муниципального района с "__"__ по срочному трудовому договору на период полномочий главы <..> муниципального района с должностным окладом согласно штатному расписанию ___ рублей. Шистерову А.А. установлены доплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - ___%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин - после присвоения классного чина; ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе в размере ___ %. (л.д. 24)
В соответствии с Законом Костромской области от 29.11.2007 N 227-4-ЗКО "О Реестре должностей муниципальной службы в Костромской области" начальник отдела администрации района относится к главной группе должностей.
Шистеровым А.А. был издан приказ от "__"__ № ___ «О дополнительном премировании за 9 месяцев 2011 года», которым были премированы работники отдела сельского хозяйства за добросовестный труд в течение 9 месяцев 2011 г. в следующих размерах: и.о. начальника отдела сельского хозяйства Шистеров А.А. - ___ руб.; главный специалист по экономическому анализу и прогнозированию Ч. Т.В. - ___ руб.; главный специалист в области растениеводства К.Н.А. - ___ руб., главный специалист по бухгалтерскому учёту Т.О.В. - ___ руб.; водитель отдела сельского хозяйства П.А.Н. - ___ руб.
На основании этого приказа Шистеров А.А. по расчётно-платёжной ведомости за сентябрь 2011 года получил за вычетом подоходного налога в размере ___% премиальное вознаграждение в сумме ___ руб.
Это обстоятельство признаётся ответчиком, подтверждается расчётно-платёжной ведомостью за сентябрь 2011 г., платёжной ведомостью от "__"__ г., справкой о начисленной Шистерову А.А. заработной плате за сентябрь 2011 г. (л.д. 42, 67, 72)
Положением об оплате труда от 28.01.2011 г. № 39 дополнительное премирование за добросовестный труд не предусмотрено.
Пунктами 10 - 10.9 Положения об оплате труда от 28.01.2011 г. № 39 предусмотрена выплата разовых премий за месяц или иной период за выполнение особо важных и сложных заданий.
При этом, премия начисляется за фактически отработанное работником время. (п. 10.2 Положения)
Решение о размере премии муниципальных служащих, замещающих главные, ведущие, старшие должности муниципальной службы в аппарате администрации <..> муниципального района принимает глава <..> муниципального района на основании представления первого заместителя, заместителя, управляющего делами главы администрации <..> муниципального района.
Решение о размере премии муниципальных служащих, замещающих ведущие, старшие должности муниципальной службы в отделах администрации <..> муниципального района, являющихся юридическими лицами, принимается заведующим (начальником) соответствующего отдела по согласованию с главой администрации <..> муниципального района. (п. 10.8 Положения)
Решение о размере премии оформляется соответствующим распоряжением главы <..> муниципального района, приказом заведующего (начальника) соответствующего отдела администрации <..> муниципального района. (п. 10.9 Положения)
Шистеров А.А. премировал себя за добросовестный труд в течение 9 месяцев, проработав в должности и.о. начальника отдела сельского хозяйства неполные 4 месяца. Приказ от "__"__ № ___ в части премирования Шистеровым А.А. самого себя вынесен с нарушением п.п. 2, 10, 10.2, 10.8, 10.9 Положения об оплате труда от 28.01.2011 г. № 39.
Приказом Шистерова А.А. от "__"__ № ___ «О премировании по итогам 2011 года» были премированы работники отдела сельского хозяйства в следующих размерах (в приказе указаны только должности): и.о. начальника отдела сельского хозяйства - ___ руб.; главного специалиста по экономическому анализу и прогнозированию - ___ руб.; главного специалиста по бухгалтерскому учёту - ___ руб.; главного специалиста в области растениеводства - ___ руб., водителя отдела сельского хозяйства- ___ руб.
Шистеров А.А. премировал себя за добросовестный труд по итогам 2011 года, проработав в должности и.о. начальника отдела сельского хозяйства неполные 7 месяцев. Приказ от "__"__ № ___ в части премирования Шистеровым А.А. самого себя вынесен с нарушением п.п. 2, 10, 10.2, 10.8, 10.9 Положения об оплате труда от 28.01.2011 г. № 39.
Свидетель Т.О.В. показала, что работала в отделе сельского хозяйства администрации <..> муниципального района в должности ведущего специалиста по бухгалтерскому учету с "__"__. С "__"__ она была переведена на должность главного бухгалтера администрации <..> муниципального района. Денежные средства из областного бюджета в управление (отдел) сельского хозяйства поступали на счет общей суммой из расчета на один месяц. Она интересовалась у Шистерова, может ли он сам себя премировать. Тот ответил, что может. У неё самой на тот момент не было никакого опыта работы, она только начинала работать. Приказы о премировании работников отдела сельского хозяйства поступали к ней, она их подшивала в книгу приказов, которая находилась в отделе. Приказы никуда не направлялись. Она производила начисление заработной платы, оформляла заявку на денежные средства, направляла её в казначейство и финансовый отдел. Заявка делалась на общую сумму, затем проводилась через казначейство. Когда "__"__ она принесла в финансовый отдел справку о заработной плате, в которой была указана общая сумма, Ч.Т.М. спросила, почему фонд оплаты труда больше по сравнению с ноябрем месяцем. Она ответила, что начислена премия. Больше её ни о чём не спросили.
Свидетель Ч.Т.М. показала, что отдел сельского хозяйства администрации <..> муниципального района финансируется на основании сметы расходов. Финансирование отдела сельского хозяйства производится в соответствии с законом Костромской области от 22.11.2005 года № 337-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Костромской области государственными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса» и с Постановлением Администрации Костромской области от 07.05.2007 года № 106-а о порядке предоставления и учета средств субвенций на реализацию данного закона. Субвенции поступают ежемесячно в размере 1/12 от годового расхода. В случае, если на конец года остаются субвенции, то в течение десяти рабочих дней они должны быть возвращены обратно в бюджет, из которого поступили. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ можно перераспределить денежные средства, перенести их с одной статьи расходов на другую. Финансовая ревизия отдела должна проводиться один раз в три года. Но контролер-ревизор в администрации района только один, а учреждений в районе много, поэтому ревизия проводится реже. Департамент агропромышленного комплекса Костромской области проверки финансово-хозяйственной деятельности отдела сельского хозяйства не проводил. Она считает, что денежные средства в виде премий получены Шистеровым А.А. незаконно. До проведения ревизии о приказах ничего не было известно, все происходило внутри отдела. На отдел был возложен внутренний контроль по расходованию бюджетных средств.
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В соответствии со ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае умышленного причинения ущерба.
Согласно абз. 4 ч. 4 ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением, если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Шистеров А.А. в судебном заседании пояснил, что он был ознакомлен с положениями об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 и от 28.01.2011 г. № 39 и знал, что решение о премировании начальника управления (отдела) принимает глава <..> муниципального района по основаниям, указанным в этих нормативных актах. По мнению Шистерова А.А. по всем иным основаниям, не предусмотренным муниципальными нормативными актами, начальник управления (отдела) сельского хозяйства вправе сам себя премировать. Такое мнение явно противоречит содержанию указанных положений об оплате труда.
Следовательно, Шистеров А.А., премируя себя самого, умышленно нарушил порядок оплаты труда, установленный Положениями об оплате труда от 24.07.2009 г. № 336 и от 28.01.2011 г. № 39. При таких обстоятельствах премиальные вознаграждения всего в сумме ___ были получены Шистеровым А.А. в связи с его неправомерными действиями. Бюджету Костромской области был причинён ущерб на указанную сумму, который подлежит возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Прокурора <..> района к Шистерову А.А. удовлетворить.
Признать незаконными действия Шистерова А.А. по премированию себя самого приказом по управлению сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области от "__"__ № ___ в размере ___ руб., приказами по отделу сельского хозяйства администрации <..> муниципального района Костромской области от "__"__ № ___ в размере ___ руб. и от "__"__ № ___ в размере ___ руб.
Взыскать с Шистерова А.А. в бюджет <..> области незаконно полученные премиальные вознаграждения по приказам: от "__"__ № ___ в размере ___ руб., от "__"__ № ___ в размере ___ руб., от "__"__ № ___ в размере ___ руб., - всего ___ руб., и перечислить денежные средства на расчётный счёт УФК по <..>
Взыскать с Шистерова А.А. государственную пошлину в местный бюджет в размере ___ руб. ___ коп
Участники вправе с "__"__ в канцелярии Павинского районного суда в ... ознакомиться с мотивированным решением по делу и в течение месяца обжаловать решение в апелляционном порядке в <..> областной суд через Павинский районный суд в ....
Председательствующий судья Н.А. Мясников