Дело № 2-143-16
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Ижморский 8 июня 2016г.
Ижморский районный суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Алтынбаевой Н.А.
При секретаре Волошиной Т.В.
С участием представителя истца - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.
Представителя третьего лица - Департамента лесного комплекса Кемеровской области ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.
Ответчика ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 ФИО14, ФИО3, ФИО15, ФИО16, ФИО17 ФИО18, ФИО19 ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО15 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании результатов межевания недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области обратилось к ответчикам с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании результатов межевания недействительными, свои требования мотивируя тем, что в соответствии с п. 4.2 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее – Территориальное управление), утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №278 осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В адрес Территориального управления от Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу поступили сведения о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий полученных в результате выполнения работ по Государственному контракту от 14.02.2012 № Р-2К-12-1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию и выраженные в альбомах картографических материалов специалистами филиала ФГУП «Рослеинфорг» «Запсиблеспроект».
Согласно заключениям № 6, № 11, № 12, выполненным инженером ФИО24, в границах земельных участков с кадастровыми номерами № располагаются части лесного участка.
Согласно полученной Территориальным управлением выписки из ЕГРП, земельные участки с кадастровыми номерами №, находится в общей долевой собственности у ответчиков.
В обоснование приведены координаты поворотных точек границ пересекаемых частей земельных участков иной категории.
Так же в обоснование ссылается на альбом сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Территориальное управление полагает, что включение в состав земельных участков с кадастровыми номерами № частей лесного участка в указанных выше координатах и отнесение данных частей к категории земель сельскохозяйственного назначения осуществлено неправомерно по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусматривается, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральным законом.
Между тем, указанные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться часть5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 стати 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, если спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости, представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает обязанностей.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
Статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4 Лесного кодекса РСФСР (в редакции от 08.08.1978 года) устанавливалось, что все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит: из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
Согласно ст. 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 года №374-1 «О земельной реформе» колхозам и другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным общества, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
В данной статье также ограничена возможность нахождения земельных участков в собственности граждан, а также установлена обязательная целевая направленность использования: для ведения коллективного садоводства и огородничества.
Согласно ст. 4 названного Закона в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. При этом член коллектива предприятия имеет единственную возможность и право получить свою земельную долю лишь при выходе из него, о чем должен был подать заявление во внутрихозяйственную комиссию с указанием формы использования своего пая.
Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» был установлен порядок определения земельных паев.
В соответствии с пунктом 10 указанного Положения при определении земельной доли (пая) учитывались лишь сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий. Иные земли (колхозные леса, земли, занятые дорогами, оврагами и т.д.) приватизации не подлежали.
Статьей 7 ранее действующего Лесного кодекса РФ устанавливалось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Таким образом, лесные участки, ранее находившиеся во владении сельхозформирований с 1997 года, с введением в действие Лесного кодеска РФ были образованы в лесной фонд, т.е. земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства.
В настоящее время, в соответствии с п. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В силу статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам.
Просит суд: истребовать из чужого незаконного владения ответчиков лесные участки, расположенные в границах с кадастровыми номерами: № в указанных координатах; признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами: № и исключить их из государственного кадастра недвижимости.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий по доверенности от 28.09.2015 г. № 7-2-09/695 поддержал заявленные исковые требования.
Ответчик ФИО3 исковые требования не признал. Пояснил, что в совместную собственность были переданы только земли сельхозназначения. Землями общего пользования остаются полевые дороги, лес, поросль, водные объекты, несмотря на то, что они входят в экспликацию предоставляемого земельного участка. Данные земельные участки не подлежат огораживанию и не запрещается свободный проход или проезд по ним. Ввиду чего считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Ответчики ежегодно платят налог на землю и используют земли по назначению.
Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО15 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик ФИО25 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным.
Представитель третьего лица - Департамента лесного комплекса Кемеровской области ФИО2, действующий по доверенности в судебном заседании пояснил, что старшим инспектором Святославского участкового лесничества Ижморского лесничества ФИО26 21.04.2016 г. был произведен выезд на доступные земельные участки. По материалам территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, пересекающиеся с участками лесного фонда Ижморского лесничества. Обследование участков производилось на основе материалов лесоустройства 1988 г. В результате натурного обследования участков выяснено, что указанные в материалах дела участки насаждений, по материалам лесоустройства 1988 года не отнесены к лесному фонду Ижморского лесничества. Территориальным отделом по Ижморскому лесничеству были проанализированы выкопировки из альбома сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий и материалы лесоустройства 1988г. Ижморского лесничества Святославского лесничества урочище совхоз Новославянский имеющихся в лесничестве. В материалах лесоустройства 1988 г. единичные деревья не указывались. Площадь, а соответственно и естественный контур единичных деревьев за период с 1988 по 2012 г. изменились в сторону увеличения существенным образом. В 2012 г. произошла актуализация и оцифровка участков занятых лесными насаждениями, вследствие чего площадь лесного фонда Ижморского лесничества увеличилась с 222016 га до 230643,89 га. Однако, перевод в федеральную собственность увеличенных земельных участков до настоящего времени не производился. При согласовании границ территориальный отдел руководствовался материалами лесоустройства 1988 г.
Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Кемеровской области» директор ФИО27 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются учтенными, были поставлены на государственный кадастровый учет 22.01.2009 по заявлению от 19.01.2009 г. № 4200/101/09-2966, с видом разрешенного использования - «для производства сельскохозяйственной продукции», категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В составе вышеуказанных заявлений о постановке на государственный кадастровый учет были представлен следующие документы:
- свидетельство на право собственности на землю,
- доверенность на представителя заявителей;
- протокол № 1 собрания участников общей долевой собственности земель бывшего колхоза «Азат-Себер» от 20.12.2008 о выделении земельных долей в натуре в границах земельных владений установленного относительно ориентира: Кемеровская область, Ижморский район, расположенного в границах участка, участникам общей долевой собственности
- приложение к Протоколу № 1 от 20.12.2008;
- сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности из земель бывшего колхоза «Азат-Себер» в виде объявления, размещенного на информационном щите по адресу: <...> (здание администрации);
- акт согласования местоположения границ образуемых земельных участков;
- документ о межевании в виде Описание земельных участков, оформленного кадастровым инженером ФИО25
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на момент рассматриваемых правоотношений), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч.5 данной статьи, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих: нескольким собственником, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч.2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции действующий до 01.10.2013, далее - Закон о кадастре), с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно ст. 22 Закона о кадастре к заявлению о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет должен быть приложен межевой план земельного участка; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Однако согласно письму Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 №20581- ИМ/Д23 «О переходном периоде применения Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412» до 1 июля 2009 в качестве документа о межевании в орган кадастрового учета могли представляться Описания земельных участков.
В переходный период представленные в составе документов, необходимых для государственного кадастрового учета, описания земельных участков проверяются органом кадастрового учета на предмет соответствия требованиям к их подготовке, утвержденным Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 №П/327, применяющийся в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам в сфере регулирования кадастровых отношений.
В соответствии со ст.13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ред. от 08.05.2009) местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской федерации.
Как было указано выше в составе документов, представленных для кадастрового учета, кадастровым инженером указано, что 19.11.2008 было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников долевой собственности на информационном щите в здании администрации.
По истечении предусмотренного законом тридцатидневного срока с момента публикации объявления, 20.12.2008 состоялось общее собрание участников долевой собственности земель колхоза «Азат-Себер», что подтверждается протоколом от 20.12.2008, включенным в состав документов для осуществления кадастрового учета.
Таким образом, кадастровым инженером, проводившим кадастровые работы по оформлению межевого плана процедура согласования границ земельного участка была выполнена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с отсутствием оснований для приостановления или отказа осуществления кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 Закона о кадастре, органом кадастрового учета были приняты решения о постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков образованных в счет выдела земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», ФГУ «Рослесресурс» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о судебном заседании.
Суд, заслушав, явившихся, лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Так, свидетель ФИО28 в судебном заседании пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № для использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости в форме кадастровой выписки о земельном участке от 27.05.2016 №4200/001/16306036 (предыдущие номера: №), с указанием входящих в его состав земельных участков лесного фонда, зарегистрированных по праву собственности за Российской Федерацией с кадастровыми номерами № имеют уточненные границы в соответствии с материалами межевания.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № являются смежными землепользованиями, графически наложение контуров не выявлено.
Постановка на ГКУ земельных участков сельскохозяйственного назначения производилась раньше, чем, были проведены работы по уточнению площадей земель лесного фонда, при постановке на кадастровый учет таких земельных участков наложение на смежные землепользования недопустимо.
Согласно утвержденным картматериалам, а также сведениям государственного кадастра недвижимости, земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции с кадастровыми номерами относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Документов, свидетельствующих об изъятии данных земель из оборота, либо о передаче данных земель в состав земель лесного фонда не выявлено.
Согласно положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 4.1. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно государственному контракту № Р-2К-12/1 от 14.02.2012 г., ФГУП «Рослесинфорг» обязался выполнить работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в границах лесничеств, субъектов Российской Федерации в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию.
Из технического задания к названному контракту следует, что в основное содержание работ входит сбор, изучение и анализ сведений: государственного лесного реестра, государственного кадастра недвижимости, данных, полученных в результате проведения землеустройства и лесоустройства, правоудостоверяющих документов на земельные (лесные участки) в составе лесничеств, создание векторной информации на основе материалов лесоустройства с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
Согласно заключению № 6 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий лесного участка: Кемеровская область, Ижморское лесничество, Святославское участковое лесничество, земельный участок иной категории № – относящийся к землям сельхозназначения, площадью <данные изъяты> кв. м. имеет площадь пересечения <данные изъяты> кв.м. с лесными землями в координатах:
№точки | Х | У |
Согласно заключению № 11 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий лесного участка: Кемеровская область, Ижморское лесничество, Святославское участковое лесничество, земельный участок иной категории № – относящийся к землям сельхозназначения, площадью <данные изъяты> кв. м. имеет площадь пересечения <данные изъяты> кв.м. с лесными землями в координатах:
№точки | Х | У |
Согласно заключению № 12 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий лесного участка: Кемеровская область, Ижморское лесничество, Святославское участковое лесничество, земельный участок иной категории № – относящийся к землям сельхозназначения, площадью <данные изъяты> кв. м. имеет площадь пересечения <данные изъяты> кв.м. с лесными землями в координатах.
№точки | Х | У |
Из выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.02.2016 г. следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № относящиеся к категории земель сельхозназначения принадлежат на праве общей долевой собственности ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО15, ФИО3
В материалах дела представлено техническое дело № 33 о выделении земельных участков в натуре в границах земельных владений Кемеровской области, Ижморский район из земель бывшего колхоза «Азат-Себер» с кадастровым номерам №, выполненные ИП ФИО25 в 2008 г. В пояснительной записке к техническому делу указано, что земельный участок предоставляется для личного подсобного хозяйства относительно ориентира: Кемеровская область, Ижморский район из земель бывшего колхоза «Азат-Себер». Земельный участок общей площадью <данные изъяты> га окружен естественным контуром леса и пахотными землями. Земельные участки расположены в одном кадастровом квартале, состоят из трёх земельных участков и имеют один кадастровый номер № В собственность предоставляются только сельскохозяйственные угодья. Землями общего пользования остаются: полевые дороги, лес, поросль, водные объекты и др., несмотря на то, что они входят в экспликацию предоставляемого земельного участка. Данные земельные участки не подлежат огораживанию и не запрещается свободный проход или проезд. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства.
К техническому делу прилагаются акты согласований с директором ТО Ижморского лесхоза ФИО2
Из служебного контракта № 72 от 16.04.2008 г. следует, что начальником территориального отдела по Ижморскому лесничеству является ФИО2
Согласно ответу от 16.05.2016 Яйского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на запрос суда, учет земель Ижморского района Кемеровской области ведется согласно утвержденным картографическим материалам, изготовленным ВИСХАГИ Сибирский филиал ЗапсибНИИгипрозем в 1994 г.. согласно плану земель АО «Азат-Себер» Ижморского района Кемеровской области масштаба 1:25000, лесные площади на землях сельскохозяйственного назначения, а именно, пашня, из которых произведен выдел земельных долей с образованием земельных участков №, указаны небольшие вкрапления лесных земель.
Согласно свидетельствам на право собственности на землю право общей долевой собственности на спорные земельные участки было передано ответчикам на основании распоряжения главы Администрации Ижморского района №572-р от 25.11.1994 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, земельный участок с кадастровым номером 42:00:0000000:0001 га, площадью 1040700 на территории Кемеровской области относится к землям лесного фонда.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке, земельный участок с кадастровым номером № (предыдущие номера № для использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, расположен в Кемеровской области, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, свидетельство № 42-01/00-55/2003-222 от 24.06.2003 г. Согласно данной выписке, спорные земельные участки не входят в перечень земельных участков, образованных из названного земельного участка.
В материалах дела представлен план лесонасаждений колхоза «Азат Себер» Святославского лесничества Ижморского межхозяйственного лесхоза Кемеровской области Лесоустройство 1988 г.
Согласно приказу от 16.10.2008 г. № 300 Федерального агентства лесного хозяйства Минсельхоза РФ об определении лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ, Святославское участковое лесничество входит в состав Ижморского лесничества.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 9, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.
В частности, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что в случае, если до 01.01.2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с ст. 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации
Из приведенных норм закона следует, что установление расположения земель лесного фонда в границах земель сельскохозяйственного назначения, автоматического перевода земель в федеральную собственность не происходит.
Судом установлено, что спорные земельные участки, расположенные в Ижморском районе Кемеровской области, принадлежавшие колхозу «Азат-Себер» на основании Распоряжения главы Администрации Ижморского района N 572-р от 25.11.1994 г. года были переданы в общую долевую собственность ответчикам. Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорные участки, отнесенные к землям сельхозназначения были зарегистрированы за ответчиками 21.07.2009 г. Из ответа на запрос суда Яйского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии спорные земельные участи были зарегистрированы за ответчиками как земли из категории земель сельхозназначения, согласно утвержденным картографическим материалам, изготовленным ВИСХАГИ Сибирский филиал ЗапсибНИИгипрозем в 1994 г.
Границы спорных участков согласованы с директором Ижморского лесхоза.
Доказательствами, подтверждающими отнесение части спорных земельных участков в границах наложения пересечений к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно представленному плану лесонасаждений лесоустройства 1988 г., с учетом объяснений начальника ТО Ижморского лесничества, спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда.
Таким образом, сведений о том, что спорные участки были ранее учтены как лесные, истцом представлено не было. Доказательств того, что лесные участки в границах спорных сельскохозяйственных земель были переведены в категорию лесных земель представлено так же не было.
На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение приведенных доводов.
Суд не может принять во внимание представленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в подтверждение доводов о частичном расположении спорных земельных участков на земельном участке государственного лесного фонда доказательства, а именно: заключения ФГУП "Рослесинфорг" № 6, № 11, № 12 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку они не содержат каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда с учетом установленных обстоятельств об отводе участка из земель лесного фонда под ведение сельского хозяйства в 1994 г., материалов лесоустройства за 1988 г.
Истцом в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2003 г., а так же выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которым Российская Федерация является собственником лесного участка, общей площадью 1040700 га (по выписке 1556712 кв.м.), расположенного по адресу: Кемеровская область. Согласно кадастровой выписке, на данный момент данный земельный участок имеет кадастровый номер № (дата внесения 22.02.2008 г.). В перечень земельных участков, образованных из названного участка лесных земель не входят спорные участки.
Истцом не доказано, что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. Сам по себе факт проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию, в результате которых выявлено наложение границ не является основанием для изъятия спорных земель из земель категории сельхоз назначения, а может служить основанием для перевода указанных участков в федеральную собственность при соблюдении порядка определенного законодательством.
Поскольку наличия на настоящее время права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не установлено, то суд приходит к выводу, что при проведении межевания в 2009 г. спорного земельного участка, права Российской Федерации нарушены не были. Оснований для признания результатов межевания спорных земельных участков недействительными не имеется, как и оснований для их изъятия у ответчиков.
Суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Алтынбаева Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2016 г.