ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/2016 от 11.04.2016 Пинежского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-143/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Карпогорское» и администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Карпогорское» (далее – МО «Карпогорское») о восстановлении ее в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обосновав заявленное требование тем, что обратившись в начале 2016 года в МО «Карпогорское» проверить, как продвигается очередь на получения жилья по договору социального найма, узнала, что исключена из списка нуждающихся в предоставлении жилых помещений. На вопрос, на каком основании её семья исключена из списка, вразумительного ответа не получила. Тогда она обратилась в администрацию МО «Пинежский муниципальный район» с соответствующим заявлением, на который был дан ответ, что по состоянию на 10.01.2008 года она с семьёй значится в списках, а по состоянию на 01.06.2011 в списке её с семьёй нет. Она проживает с <...> в доме родителей, дом частный, ветхий, всего 2 жилых комнаты, родители часто болеют, пенсионеры. Считая исключение ее семьи из Списка № 1 учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения незаконным, обратилась в суд с указанным иском.

Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 23 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее администрация МО «Пинежский муниципальный район»).

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнив, что какого-либо решения либо уведомления о снятии ее с учета и исключении из списков она не получала.

Ответчик администрация МО «Карпогорское» в судебное заседание представителя не направила, представил отзыв, в котором указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований, документами о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также информацией о ее уведомлении о таком решении не располагает. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям муниципального образования «Пинежский муниципальный район». В связи с чем, требование истца не относится к компетенции администрации МО «Карпогорское».

Заслушав объяснения истца ФИО1, представителя администрации МО «Пинежский муниципальный район» ФИО2, изучив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Постановлением и.о. главы администрации МО «Карпогорское» №*** от 16 сентября 2002 года ФИО1 на состав семьи из 1 человека была поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (Список № 1) (л.д. 49).

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО «Карпогорское» №*** от 28 апреля 2008 года в связи с проведением перерегистрации учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден список № 1 учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 25 апреля 2008 года (приложение № 1) и список № 2 учёта граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (приложение № 2).

Согласно списку № 1 учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 10 января 2008 года и на 25 апреля 2008 года, ФИО1 в списке числится под №***.

Постановлением и.о. главы администрации МО «Карпогорское» №*** от 6 июня 2011 года в связи с проведением перерегистрации учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вновь утвержден список № 1 граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 16 мая 2011 года (приложение № 1) и список № 2 учёта граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (приложение № 2).

В списке № 1 граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 1 июня 2011 года истец ФИО1 в качестве нуждающейся в предоставлении ей на семью уже не указана.

В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Частью 1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено снятие граждан с жилищного учета в случаях:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Правомерность постановки ФИО1 на учет в 2002 году не оспаривалась представителями ответчиков.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ) до 1 января 2016 года органом, органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являлась администрация МО «Карпогорское».

Решение о снятии ФИО1 с учета, принятое уполномоченным органом, суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При этом, как следует из письменного сообщения архивного отдела администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 16 февраля 2016 года №***, при проверке постановлений главы администрации МО «Карпогорское» за 2009-2012 годы, протоколов заседаний жилищной комиссии и документов к ним администрации МО «Карпогорское» за 2008-2010 годы, сведений о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на ФИО1 не имеется. Протоколы заседаний жилищной комиссии за 2011-2012 годы включены в опись №*** (по личному составу). Документы по личному составу находятся на хранении в администрации МО «Карпогорское». Договоры социального найма на хранение в архивный отдел не поступали. Списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за 2009-2010, 2012 годы в делах не обнаружены (л.д. 38).

Таким образом, установить в ходе рассмотрения дела период и основания снятия истца ФИО1 с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не представилось возможным, предусмотренных законом оснований для снятия ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 подлежит восстановлению на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при этом с учетом положений пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) обязанность по восстановлению жилищного права заявителя надлежит возложить на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район».

При указанных обстоятельствах, заявленное истцом требование о восстановлении ее в списке № 1 учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика в пользу ФИО1 надлежит взыскать 300 рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» восстановить ФИО1 на учете в списке № 1 граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Взыскать с администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

В иске ФИО1 к администрации муниципального образования «Карпогорское» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е. А. Першина