ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/2021 от 17.05.2021 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-143/2021

УИД 48RS0017-01-2021-000214-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Баранова С.В.,

при секретаре Рязанцевой О.Ю.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Липецкой области Пахомовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о защите информации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о защите информации. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тербунского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Тербунского муниципального района требований законодательства о защите информации. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района 15.06.2020 года в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите информации. В ходе проведения проверки установлено, что в настоящее время нарушения, указанные в представлении не устранены, что следует из ответа администрации сельского поселения на представление. Администрацией сельского поселения аттестация информационной системы, к которой подключен персональный компьютер, находящийся в здании администрации сельского поселения, на соответствие требованиям защиты, не проведена. Непринятие мер по обеспечению защиты информационной системы создает угрозу несанкционированного доступа посторонних лиц к имеющейся информации. Просит возложить на администрацию сельского поселения обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести аттестацию информационной системы межведомственного электронного взаимодействия по требованиям защиты информации.

В суде помощник прокурора Тербунского района Пахомова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика не явился. От главы сельского поселения поступило заявление о признании исковых требований и просьба о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Согласно ст. 6 Закона о защите информации обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В силу п. 5 ст. 16 Закона о защите информации требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Согласно п. 7, 8, 13, 17 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17) защита информации, содержащейся в государственной информационной системе (далее - информационная система), обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.

В информационной системе объектами защиты являются информация, содержащаяся в информационной системе, технические средства (в том числе средства вычислительной техники, машинные носители информации, средства и системы связи и передачи данных, технические средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации), общесистемное, прикладное, специальное программное обеспечение, информационные технологии, а также средства защиты информации.

Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия:

формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

разработка системы защиты информации информационной системы;

внедрение системы защиты информации информационной системы;

аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие;

Аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы настоящим Требованиям.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки было выявлено, что не проведена внутренняя локальная аттестация информационной системы по требованиям защиты информации при использовании региональной системы межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета».

15.06.2020 года по результатам проведенной прокурорской проверки в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите информации.

Согласно акту проверки от 16.03.2021 года нарушения, указанные в представлении не устранены, что следует из ответа администрации сельского поселения.

Не проведение внутренней локальной аттестации информационной системы по требованиям защиты информации при использовании региональной системы межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» создает угрозу несанкционированного доступа посторонних лиц к имеющейся информации.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Тербунского района о возложении на администрацию сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района обязанности провести внутреннюю локальную аттестацию информационной системы по требованиям защиты информации при использовании региональной системы межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения прокурора, характера спора, а также действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, временных затрат, суд полагает возможным определить данный срок в 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области провести аттестацию информационной системы межведомственного электронного взаимодействия по требованиям защиты информации в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий /подпись/ С.В. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года.