ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/2021 от 27.01.2021 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-143/2021 (2-4130/2021)

42RS0009-01-2020-007984-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Казаковой И.А.,

при секретаре Шупилко Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

27 января 2021 года

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса о снятии объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета и по встречному иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса о внесении в единый государственный реестр сведений о нежилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса обратилось в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса о снятии объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.

Cвои требования мотивирует тем, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу поступило обращение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса с просьбой исправить техническую ошибку в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: обл. ..., по результатам рассмотрения которого Управлением было установлено следующее.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимого имущества - нежилом помещении с кадастровым номером ###, расположенном по адресу: обл. Кемеровская, Кемеровский городской округ, ..., площадью ....м. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

Данный объект недвижимости является ранее учтенным, сведения о нем в унаследованную систему «Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости» внесены **.**.**** в соответствии с заявлением от **.**.****### о постановке на технический учет ОКС.

В Управление **.**.**** с заявлением о прекращении права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ### расположенное по адресу: ......, площадью ...кв.м., обратился Б В качестве документа-основания представлено решение Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****, вынесенное по делу ###, вступившее в законную силу **.**.****. Данным решением признано отсутствующим право собственности Кемеровской области на нежилое помещение площадью 4 кв.м., расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: ..., идентифицированное на поэтажном плане за ###.

По результатам рассмотрения заявления Б и представленных документов Управлением **.**.**** принято решение о приостановлении, а в последующем (**.**.****) и об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности по следующим причинам. Согласно представленному решению от **.**.**** Центральный районный суд города Кемерово признал отсутствующим право собственности Кемеровской области не на всё нежилое помещение площадью ... кв.м., а лишь на его часть в размере ... кв.м. В этой связи произвести государственную регистрацию прекращения права собственности на основании заявления Б и указанного решения на нежилое помещение площадью ... кв.м. не представлялось возможным.

Между тем, Управлением на основании того же решения суда в сведениях унаследованной информационной системы ведения Единого государственного реестра прав **.**.**** была исправлена ошибка в площади нежилого помещения с «...исключено помещение ### площадью ... кв.м., принадлежащее иному лицу), а также были внесены изменения в графу «Кадастровый номер» с ###» на «###

Управлением **.**.**** осуществлён переход на оказание государственных услуг в федеральной государственной информационной службе ведения Единого государственного реестра недвижимости. ФГИС ЕГРН содержит сведения, мигрированные из унаследованных систем ПК ИС ЕГРП и АИС ГКН.

При переходе на ведение ФГИС ЕГРН объекту с условным номером ### и площадью ....м. автоматически присвоен кадастровый ### и мигрированы сведения о зарегистрированных **.**.**** правах: праве собственности Кемеровской области и праве оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области.

В настоящее время во ФГИС ЕГРН содержатся сведения:

- о помещении с кадастровым номером ### и зарегистрированными **.**.**** правами: правом собственности Кемеровской области и правом оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области;

- о помещении с кадастровым номером ###, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Таким образом, во ФГИС ЕГРН содержатся сведения о помещениях, которые фактически являются одним и тем же объектом недвижимости.

Сохранение на кадастровом учете двух помещений с кадастровыми номерами ###, приводит к дублированию сведений ЕГРН, порождает правовую неопределенность, нарушает один из основополагающих принципов системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество - принцип достоверности сведений ЕГРН.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 № 10П, от 24.03.2015 № 5-П и от 10.11.2016 № 23-П; определения от 05.07.2001 № 132-O и № 154-O, от 29.01.2015 № 216-O).

Таким образом, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 названного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в ЕГРН.

Таким документом является акт обследования, который в силу части 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Кроме того, снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом № 218-ФЗ. Так, частью 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ определен перечень лиц, по заявлению которых объект может быть снят с государственного учета. Иные лица вправе требовать кадастрового учета изменений на основании решения суда.

Просит суд снять с государственного кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: обл. Кемеровская, Кемеровский городской округ, г. ......, ...

В ходе рассмотрения дела ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса заявлен встречный иск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса о внесении в единый государственный реестр сведений о нежилом помещении,

Встречное исковое заявление мотивировано тем, что **.**.**** Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области на основании государственного контракта ###.### (...) у ООО были приобретены нежилые помещения офисного назначения, находящиеся в здании по адресу: г. ..., ..., ... ... кадастровый или условный номер объекта недвижимости ### общей площадью ... кв.м., расположенные: в подвале здания - ... кв.м., на первом этаже здания - ... кв.м., на втором этаже здания - ... кв.м.

Нежилое помещение приобретено в собственность Кемеровской области - Кузбасса, за ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса закреплено на праве оперативного управления.

Впоследствии ТФОМС Кемеровской области был привлечен в качестве соответчика по делу ### о признании отсутствующим у ООО Фонда, Кемеровской области права собственности на помещение ###, находящееся в подвале здания площадью 4 кв.м., истец -Б

В ходе судебного разбирательства представитель третьего лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области заявила, что при выдаче свидетельства о праве собственности ООО регистратором была допущена техническая ошибка - помещение ###, имеющее площадь ....м. и расположенное в подвале Здания, было ошибочно включено в состав помещения ...

Решением от **.**.**** Центральный районный суд г. Кемерово удовлетворил исковые требования Б Апелляционная жалоба Фонда оставлена судом без удовлетворения, решение суда от **.**.**** вступило в законную силу, соответственно площадь помещения, приобретенного и используемого на праве оперативного управления нашей организацией (за вычетом 4 кв.м.), составляет ...

В исковом заявлении в рамках рассматриваемого дела Росреестр просит снять с кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: обл. ..., площадью ... кв.м., поясняя, что данное действие необходимо для исполнения Решения суда.

Фонд обращает внимание, что такая трактовка решения суда является неверной. В решении суда (дословно) указано следующее: «Исковые требования Б удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности на нежилое помещение общей площадью 4 кв.м, расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: ..., идентифицированное на поэтажном плане за ###, зарегистрированное на Кемеровскую область».

Исходя из формулировки резолютивной части решения, Управлению Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу следует исполнить его буквально - внести в ЕГРН сведения о верной площади нежилого помещения с кадастровым номером ### - ...

ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса возражает против снятия с кадастрового учета нежилого помещения, не усматривая для этого никаких правовых оснований. Указанное помещение существует в натуре, является собственностью Кемеровской области - Кузбасса и закреплено за фондом на праве оперативного управления.

Полагают, что содержащиеся в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости недостоверные сведения, вызванные манипуляциями ответчика с базами данных и информационными системами, касающиеся нежилого помещения, являются реестровой ошибкой.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также Закон № 218-ФЗ) реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом. В рассматриваемом деле содержащиеся в ЕГРН сведения:

- о нежилом помещении с кадастровым номером ### с неверно указанной площадью ... кв.м. (которое, с учетом решения суда, должно иметь площадь ... кв.м.)

- и о нежилом помещении с кадастровым номером ### с неверно указанной площадью ... кв.м. (данные о котором внесены Росреестром в ЕГРН безо всяких на то оснований), то есть являются реестровой ошибкой, допущенной работниками истца.

П. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ гласит: реестровая ошибка подлежит исправлению:

- либо по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения (о наличии ошибки в ЕГРН Росреестру было известно, как участнику процесса в рамках дела ###, кроме того, ответчик был дополнительно проинформирован об ошибке Б Фондом, но никаких действий по устранению ошибки не предпринял),

- либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В рассматриваемом случае - не влечет. Тогда как удовлетворение иска Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу приведет к нарушению прав и собственника (Кемеровская область - Кузбасс) и пользователя (Фонд) Нежилого помещения.

Как указано в п. 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя ст. 304 Гражданского кодекса РФ, судам необходимо учитывать, что в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. В рассматриваемом случае факт принадлежности Недвижимого имущества Кемеровской области - Кузбасса и факт законного пользования им Фондом доказан ранее (предоставлена копия зарегистрированного в Росреестре государственного контракта от **.**.****###.### (###), ответчиком не оспаривается.

В силу п. 47 постановления Пленума № 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Полагают, что Управлению Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу следует самостоятельно исправить допущенную реестровую ошибку.

Просит суд исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нежилом помещении с кадастровым номером ### площадью ... кв.м.; внести в Единый государственный реестр недвижимости верные сведения о нежилом помещении 2 с кадастровым номером ###, находящемся в здании по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, г..., ..., путем указания: площади - ....м., собственника - Кемеровская область - Кузбасс, юридического лица, за которым указанное помещение 2 закреплено на праве оперативного управления - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса.

В судебном заседание представитель истца-ответчика Шалева Е.В., действующая на основании доверенности от 04.12.2020 г., требования поддержала, встречные – не признала.

Представитель ответчика – истца Звягина А.С., действуюшая на основании доверенности от 04.12.2020 г., требования не признала, встречные требования поддержала.

Представитель соответчика (третьего лица по встречному иску) Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Лещева Т.В., действующая на основании доверенности от 24.03.2020 г., исковые требования не признала, встречные – поддержала.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречных требований – отказать.

Как установлено судом, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу поступило обращение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса исправить техническую ошибку в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: обл. ........., ..., по результатам рассмотрения которого Управлением было установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимого имущества - нежилом помещении с кадастровым номером ###, расположенном по адресу: обл. ...... площадью ....м. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.

Данный объект недвижимости является ранее учтенным, сведения о нем в унаследованную систему «Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости» внесены **.**.**** в соответствии с заявлением от **.**.****### о постановке на технический учет ОКС.

В Управление **.**.**** с заявлением о прекращении права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ### расположенное по адресу: обл. ... площадью ...кв.м., обратился Б

В качестве документа-основания представлено решение Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****, вынесенное по делу ###, вступившее в законную силу **.**.****. Данным решением признано отсутствующим право собственности Кемеровской области на нежилое помещение площадью ... расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: ......, идентифицированное на поэтажном плане за ###.

По результатам рассмотрения заявления Б и представленных документов Управлением **.**.**** принято решение о приостановлении, а в последующем (**.**.****) и об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности по следующим причинам.

Согласно представленному решению от **.**.**** Центральный районный суд города Кемерово признал отсутствующим право собственности Кемеровской области не на всё нежилое помещение площадью ... кв.м., а лишь на его часть в размере ... кв.м. В этой связи произвести государственную регистрацию прекращения права собственности на основании заявления Б и указанного решения на нежилое помещение площадью ... кв.м. не представлялось возможным.

Между тем, Управлением на основании того же решения суда в сведениях унаследованной информационной системы ведения Единого государственного реестра прав **.**.**** была исправлена ошибка в площади нежилого помещения с «... (исключено помещение ### площадью ... кв.м., принадлежащее иному лицу), а также были внесены изменения в графу «Кадастровый номер» с «###» на «###».

Доводы фонда во встречном иске о том, что необходимо было указать ... суд не может принять во внимание, поскольку документа-основания о принадлежности Фонду такого объекта суду не предоставлено, право Фонда на спорный объект зарегистрировано на основании государственного контракта от **.**.****, заключенного с ООО в котором площадь объекта не указано.

В то время, как продавцу объекта ООО указанное недвижимое имущество принадлежало на основании акта приема-передачи от **.**.****, оформленного с ЗАО с указанием площади ... кв.. Указание же площади ... реестре приедет к искажению данных и не соответствует действительности.

Управлением **.**.**** осуществлён переход на оказание государственных услуг в федеральной государственной информационной службе ведения Единого государственного реестра недвижимости. ФГИС ЕГРН содержит сведения, мигрированные из унаследованных систем ПК ИС ЕГРП и АИС ГКН.

При переходе на ведение ФГИС ЕГРН объекту с условным номером ### и площадью ... кв.м. автоматически присвоен кадастровый ### и мигрированы сведения о зарегистрированных **.**.**** правах: праве собственности Кемеровской области и праве оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области.

В настоящее время во ФГИС ЕГРН содержатся сведения:

- о помещении с кадастровым номером ### и зарегистрированными **.**.**** правами: правом собственности Кемеровской области и правом оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области;

- о помещении с кадастровым номером ###, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Таким образом, во ФГИС ЕГРН содержатся сведения о помещениях, которые фактически являются одним и тем же объектом недвижимости.

Сохранение на кадастровом учете двух помещений с кадастровыми номерами ### и ###, приводит к дублированию сведений ЕГРН, порождает правовую неопределенность, нарушает один из основополагающих принципов системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество - принцип достоверности сведений ЕГРН.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 № 10П, от 24.03.2015 № 5-П и от 10.11.2016 № 23-П; определения от 05.07.2001 № 132-O и № 154-O, от 29.01.2015 № 216-O).

Таким образом, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 названного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в ЕГРН.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** по делу ### по иску Б к ООО ООО Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, Комитету Управления государственным имуществом Кемеровской области о признании права собственности отсутствующим и встречному иску Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области к Б о признании права собственности отсутствующим постановлено: «Исковые требования Б удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности на нежилое помещение общей площадью ...м, расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: г. ..., ..., идентифицированное на поэтажном плане за ###, зарегистрированное на Кемеровскую область. В удовлетворении встречных исковых требований Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области к Б о признании отсутствующим права собственности на нежилое помещение общей площадью ... расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: ..., идентифицированное на поэтажном плане за ###, и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины – отказать».

Решение вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного дела.

Решением суда установлено, что первичная инвентаризация помещений здания по адресу: г... была произведена в **.**.****.

По данным инвентаризации 1998 года из общего помещения был выделен длинный коридор и обозначен как помещение ###.

**.**.****ООО М на основании договора купли-продажи (л.д.168-170) передало в собственность ООО С нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., общей площадью ... кв.м, в том числе: часть подвала – ... кв.м, часть 1 этажа – ... кв.м, часть 2 этажа – ... кв.м, 4 этаж – ... кв.м, 5 этаж – ... кв.м, принадлежащее на праве собственности (свидетельство о регистрации права от **.**.****### выдано на основании договора купли-продажи от **.**.****).

ООО С получило свидетельство о регистрации права серия ... от **.**.**** (л.д.171).

Спорное помещение за ### появилось путем отделения перегородкой тупиковой части коридора в 2003 году.

**.**.**** ООО «С» в лице директора Б на основании договора купли-продажи (л.д.178-180) передало в собственность ООО «СК» часть здания, расположенного по адресу: ......, общей площадью ... кв.м в составе:

- часть подвального помещения общей площадью ... кв.м, кабинеты ###

- часть 1 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ###

- часть 2 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ###, ### Данное недвижимое имущество обременено правом ЗАО в соответствии с договором аренды № ### от **.**.**** (л.д.182-186).

**.**.**** ООО «С» в лице директора Б на основании договора купли-продажи (л.д.199-200) передало в собственность ООО «М» часть здания, расположенного по адресу: ..., ... в составе:

- часть подвального помещения общей площадью ... кв.м, кабинеты ###

- часть 2 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ###, ###

- часть 4 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ######

- часть 5 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ######

**.**.**** ЦТИ было зафиксировано спорное помещение общей площадью ...м, расположенное в подвале 5-этажного здания по адресу: ..., идентифицированное за ###, которое образовалось в результате установки перегородки в тупиковой части помещения коридора (л.д.181).

**.**.**** ООО «М» на основании договора купли-продажи (л.д.230-231) передало в собственность ООО «Ф» часть здания, расположенного по адресу: г.... в составе:

- часть подвального помещения общей площадью ....м, кабинеты ###

- часть 2 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ###, ###

- часть 5 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ######

**.**.****ЗАО передало в аренду ЗАО «МН» (л.д.11) часть нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: ......, общей площадью ... кв.м, в составе:

- часть подвала общей площадью ... кв.м, кабинеты ###

- часть 1 этажа общей площадью ... кв.м, кабинеты ###

**.**.**** на основании акта приема-передачи ООО приобрело в собственность нежилое помещение, расположенное по адресу: ......, общей площадью ... кв.м, в составе:

- подвал, кабинеты ###, ###

- 1 этаж, кабинеты ###,

- 2 этаж, кабинеты ###, ###

**.**.****ООО получило свидетельство о праве собственности (л.д.12) на нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью ... кв.м, в составе:

- подвал, кабинеты ###, ###

- 1 этаж, кабинеты ###,

- 2 этаж, кабинеты ###, ###

**.**.**** ООО «Ф» в лице Ч действующего на основании доверенности, на основании договора купли-продажи (л.д.204-205) передало в собственность Б часть здания, расположенного по адресу: г... в составе:

- часть подвального помещения общей площадью ... кв.м, кабинеты ###, ######

**.**.**** Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования приобрело на основании государственного контракта (л.д.121-123) у ООО нежилое помещение, расположенное по адресу: г...., ..., общей площадью ....м, в составе:

... – в подвале здания,

... – на 1 этаже здания,

...м – на 2 этаже здания.

В исковом заявлении истец просит снять с кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: обл. ......, ... площадью ...

ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса возражает против снятия с кадастрового учета Нежилого помещения, не усматривая для этого правовых оснований. Указанное помещение существует в натуре, является собственностью Кемеровской области - Кузбасса и закреплено за фондом на праве оперативного управления, однако, доказательств принадлежности указанного помещения площадью ... кв.м. фонду суду не предоставил.

Доказательств наличия реестровой ошибки суду также не предоставлено.

Закон № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.

Так, частью 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением его уникальных характеристик.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представленных в орган регистрации прав заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Таким документом является акт обследования, который в силу части 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Кроме того, снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом № 218-ФЗ. Так, частью 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ определен перечень лиц, по заявлению которых объект может быть снят с государственного учета. Иные лица вправе требовать кадастрового учета изменений на основании решения суда.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность снятия помещения с кадастрового учета только в случае его преобразования по соответствующему заявлению правообладателя, в случае прекращения существования, гибели здания или его части, в котором располагалось такое помещение с представлением акта обследования либо на основании решения суда.

В силу вышеуказанных обстоятельств, объект недвижимого имущества с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: обл. ..., ... подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

Вместе с тем, ввиду отсутствия установленного Законом № 218-ФЗ порядка и, соответственно, полномочий у органа регистрации прав по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на учет в заявительном порядке, Управление вынуждено обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

При таких обстоятельствах, оценивая предоставленные доказательства в совокупности, нормы закона, суд считает необходимым снять с государственного кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: обл. Кемеровская, ..., ..., ..., площадью ... кв.м., что не нарушает прав фонда, поскольку доказательств принадлежности указанного помещения площадью ....м. им суду не предоставлено.

С учетом вступившего в законную силу решения суда оснований для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нежилом помещении с кадастровым номером ### площадью ... кв.м. и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о нежилом помещении 2 с кадастровым номером ###, находящемся в здании по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, г. ..., путем указания: площади - ... кв.м., собственника - Кемеровская область - Кузбасс, юридического лица, за которым указанное помещение 2 закреплено на праве оперативного управления - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса, поскольку указанные сведения опровергаются материалами дела.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета нежилое помещение с кадастровым номером ###, расположенное по адресу: обл. ......, площадью ...

В удовлетворении встречных исковых требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса к УправлениюФедеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбасса об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нежилом помещении с кадастровым номером ### площадью ... кв.м. и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о нежилом помещении ### с кадастровым номером ###, находящемся в здании по адресу: ..., путем указания: площади - ... кв.м., собственника - Кемеровская область - Кузбасс, юридического лица, за которым указанное помещение ### закреплено на праве оперативного управления - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Решение в мотивированной форме составлено 29.01.2021 года.

Судья: И.А. Казакова