ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/2022 от 16.02.2022 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2021-001907-05

производство по делу № 2-143/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2022 г. г.Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,

при секретаре Ивановой О.Н.,

с участием представителя ответчика Рязановой Н.А., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года , выданной на срок до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манько Юлии Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью «Дирекция по управлению многоквартирными домами» об отмене приказа об отстранении от работы и взыскании среднего заработка за период отстранения от работы,

установил:

Истица Манько Юлия Андреевна (далее так же Истица) обратилась в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дирекция по управлению многоквартирными домами» (далее так же Ответчик, сокращённое наименование ООО «ДУМД»), просила отменить приказ об отстранении её от работы от 01.11.2021, как незаконный и необоснованный, а также взыскать с Ответчика средний заработок за период отстранения от работы с 01.11.2021 по 24.12.2021 в сумме 44 477,48 рублей.

Исковые требования обоснованы тем, что Манько Ю.А. работала в ООО «ДУМД» в должности мастера участка на участке домохозяйства, с 01.11.2021 незаконно была отстранена от работы до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления главного санитарного врача по ХМАО- Югре. В приказе не указаны номер и дата постановления, неверно указано наименование должности главного государственного санитарного врача по ХМАО- Югре. Необоснованно сделана ссылка в акте об отстранении от работы на постановление главного санитарного врача по ХМАО- Югре от 08.10.2021 № 8, так как данное постановление не является нормативным актом, работодатель не вправе требовать от работника предоставление сведений о прохождении вакцинации, составляющих медицинскую <данные изъяты>, и отстранять от работы.

Письменные возражения ООО «ДУМД» мотивированы тем, что 08 октября 2021 года в связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в ХМАО – Югре Главным государственным санитарным врачом по ХМАО-Югре было вынесено постановление № 8 о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям, согласно п. 1.1. которого в ХМАО-Югре с 11.10.2021 была введена обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для определённых контингентов риска, в том числе для работников коммунальной сферы и сферы услуг. Все работники в сфере жилищно-коммунального хозяйства обязаны были пройти вакцинацию.

Пунктами 7.3. и 7.4. вышеупомянутого постановления руководителям юридических лиц ХМАО - Югры независимо от формы собственности было определено в срок до 01.11.2021 года организовать иммунизацию первым компонентом, в срок до 01.12.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Отстранять от работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 – лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.

ООО «ДУМД» во исполнение вышеуказанного постановления был издан приказ о вакцинации сотрудников от COVID-19 № 77 от 19.10.2021, согласно которому работникам необходимо пройти вакцинацию в срок до 01.11.2021 первым компонентом и до 01.12.2021 вторым компонентом, в противном случае они будут отстранены от работы.

Основным видом экономической деятельности ООО «ДУМД» является управление эксплуатацией жилого фонда, что отнесено к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ответчик оказывает бытовые услуги населению, а также занимается управлением жилыми и нежилыми объектами недвижимости,

Манько Ю.А. работала в ООО «ДУМД» в должности мастера участка на участке домохозяйства, напрямую и активно взаимодействовала как с персоналом, так и с собственниками, жильцами, в связи с чем находится в группе риска и может способствовать распространению новой коронавирусной инфекции.

Манько Ю.А. не предоставила в отдел кадров сведения о наличии противопоказаний к иммунизации, равно как и подтверждений того, что ранее была вакцинирована от COVID-19, отказалась проходить обязательную вакцинацию, в связи с чем законно и обоснованно с 01.11.2021 была отстранена от работы.

Ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований Манько Юлии Андреевны.

В судебное заседание истица Манько Ю.А. не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомила, их уважительность не подтвердила, ходатайств не заявила.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие Истицы.

Представитель ответчика по доверенности Рязанова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, изложила доводы, соответствующие письменным возражениям на иск.

Исследовав доводы сторон, выслушав представителя ответчика, показания свидетеля Шабановой А.Р., оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим мотивам:

Как установлено при судебном разбирательстве и подтверждается материалами дела, основным видом экономической деятельности ответчика ООО «ДУМД» является управление эксплуатацией жилого фонда, что относится к коммунальной сфере и сфере предоставления услуг, включает обслуживание канализационных сооружений, оборудования и сетей, что подтверждается уставом ООО «ДУМД» (л.д.151-157), лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 63 от 24.04.2015 (л.д.149) и выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 38-41, 142-146).

Копией трудовой книжки (л.д. 160-163), приказом о приёме на работу от 26.07.2021, копией трудового договора от 26.07.2021 (л.д.164, 165-166), установлено, что истица Манько Ю.А. состоял в трудовых отношениях с Ответчиком, в период с 26.07.2021 по 24.12.2021 работала в ООО «ДУМД» в должности мастера участка на участке домохозяйства.

Согласно положениям трудового договора и должностной инструкции мастера участка домохозяйства (л.д. 165-170) в обязанности Истицы входило обеспечение работы по эффективному и культурному обслуживанию жильцов, консультирование жильцов по вопросам наличия имеющихся услуг, принятие мер по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций, рассмотрение претензий, связанных с неудовлетворительным обслуживанием жильцов и проведение соответствующих организационно-технических мероприятий, проведение обследования квартир по заявлениям и заявкам жильцов, составление актов обследования, дефектных ведомостей на ремонт квартир, участие в работе с должниками, проведение общих собраний жильцов домов совместно с полицией и другими представителями органов власти.

В должностные обязанности Манько Ю.А. так же входило постоянное взаимодействие с подчинёнными ей сотрудниками (работниками по комплексной уборке и содержанию домовладения), формирование рабочих бригад, выдача поручений и осуществление непосредственного контроля за их исполнением, а также взаимодействие с рабочими аварийно-ремонтных бригад.

На основании приказа об отстранении от работы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176) Манько Ю.А. была отстранена от работы без сохранения заработной платы с 01.11.2021 до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО – Югре от 08.10.2021 , что подтверждается уведомлением и актом (л.д. 177, 178), фактически до увольнения к работе не допускалась, что подтверждается табелями учёта рабочего времени (л.д. 180-182).

Как следует из содержания оспариваемого приказа директора ООО «ДУМД» от ДД.ММ.ГГГГ он издан на основании абзаца 8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО – Югре от 08.10.2021 № 8.

Настоящий спор возник о законности отстранения от работы Манько Ю.А. и взыскании среднего заработка за период отстранения от работы.

Суд пришёл к убеждению о законности и обоснованности действий работодателя по отстранению Манько Ю.А. от работы, исходя из следующих положений действующего законодательства:

Так, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Из статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

За нарушение санитарного законодательства статьёй 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в частности, относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

На основании статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 (п.8) установлено, что к таким работам относятся, в частности, работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.1).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (п.2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.3).

На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года №125н», действовавшего в спорный период, утратившего силу 30.12.2021 в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н, профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. При этом этим же приказом установлены отдельные категории и группы граждан, подлежащие вакцинации против коронавирусной инфекции, в частности, к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций сферы предоставления услуг.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по ХМАО – Югре от 08.10.2021 N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям" постановлено: ввести в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 11.10.2021 и продолжить в 2022 году обязательную вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для следующих контингентов риска, среди которых работающие на основании трудового договора в организациях работники коммунальной сферы и сферы предоставления услуг (пункт 1.1.)

При этом пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п. 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (п.2 данного постановления).

Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен статьёй 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). При этом приведённый в ней перечень не является исчерпывающим.

Так, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 8 части 1 статьи 76 ТК РФ).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ предусмотрено, что отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Подпунктом 7.4 пункта 7 Постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО – Югре от 08.10.2021 N 8 на руководителей юридических лиц Ханты-Мансийского автономного округа - Югры независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности возложена обязанность в срок до 01.11.2021 организовать иммунизацию работников первым компонентом, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции; а также обязанность отстранять от работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего Постановления.

В соответствии с ч.2 ст.76 ГК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч.3 ст.76 ТК РФ).

Письмом Федеральной Службы по труду и занятости от 13.07.2021 №1811-ТЗ разъяснён порядок отстранения от работы работников, в том числе дистанционных, отказавшихся от вакцинации от коронавируса, и о подтверждении противопоказаний к ней, в соответствии с пунктами 1, 5, 8 и 11 которого установлено, что в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной (п.1).

При отказе сотрудника от обязательной вакцинации работодатель должен запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы (п.5).

При этом работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ (п.8).

Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами "Гам-КОВИД-Вак", "ЭпиВакКорона" и "КовиВак", которые подтверждены медицинским заключением (п.11).

Анализ указанных положений закона и установленных судом юридически значимых обстоятельств дела, привёл суд к убеждению, что ООО «ДУМД» правомерно во исполнение вышеуказанного постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08 октября 2021 года 19.10.2021 был издан приказ о вакцинации сотрудников против COVID-19 № 77 (л.д. 173-174), согласно которому работникам предприятия необходимо было пройти вакцинацию в срок до 01.11.2021 первым компонентом вакцины от COVID-19 и до 01.12.2021 вторым компонентом, в противном случае они будут отстранены от работы.

Как следует из показаний в судебном заседании заместителя главного инженера ООО «ДУМД» Шабановой А.Р., Манько Ю.А. была ознакомлена с письмом администрации города Урай от 12.10.2021, разъяснявшим постановление Главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08 октября 2021 года о необходимости вакцинации (л.д. 171) и с приказом от 19.10.2021 о вакцинации сотрудников против COVID-19 , в двадцатых числах октября 2021 года проводилось собрание, где ФИО5 оглашала указанные документы, предупреждала о последствиях отказа от вакцинации, предлагала при наличии противопоказаний представить соответствующие медицинские документы. Манько Ю.А. отказалась проходить вакцинацию, расписываться в приказе и давать письменный отказ так же отказалась, медицинские документы не представила, в связи с чем с 01.11.2021 была отстранена от работы.

Учитывая, что Ответчик осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, относится к предприятиям сферы предоставления коммунальных услуг, занимается обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей, а Истица, как мастер домохозяйства, напрямую и активно взаимодействует как с персоналом ООО «ДУМД», так и с собственниками, жильцами на вверенном жилом фонде, регулярно получает доступ в их жилые помещения, проводит обследования, опрашивает соседей и т.д., и поэтому находится в группе риска, может способствовать распространению новой коронавирусной инфекции, противопоказания к иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не имеет, для вакцинации в БУ ХМАО – Югры «Урайская городская клиническая больница» не обращалась, доказательств иного ни работодателю, ни суду не представила, что так же следует из сообщения Урайской городской клинической больницы (л.д. 138), вакцинация Манько Ю.А. против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являлась обязательной по эпидемическим показаниям.

Вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Манько Ю.А. не прошла, отказалась от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, поэтому законно и обоснованно была отстранена от работы. Работодателем правомерно не производилась оплата за период отстранения Истицы от работы, поэтому в данной части иск так же не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении иска Манько Юлии Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью «Дирекция по управлению многоквартирными домами» об отмене приказа об отстранении от работы и взыскании среднего заработка за период отстранения от работы.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Урайский городской суд (решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий судья Шестакова Е.П.