ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/2022УИД от 23.02.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-143/2022 УИД: 66RS0044-01-2021-005211-61

Мотивированное решение суда составлено 24 февраля 2022 года (с учетом выходных и праздничных дней 19,20,23 февраля 2022 года)

Решение

именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Кукушкиной Н.А.,

при секретаре Якимовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Первоуральска Свердловской области в интересах ФИО2 к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности обеспечить доступ к земельному участку,

установил:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации ГО Первоуральск о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет земельный участок под проектирование и строительство автомобильной дороги в пределах <адрес>, расположенной в <адрес>, городского округа Первоуральск, <адрес>, в соответствии с генеральным планом городского округа <адрес>, утвержденным Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности в течение 1 года со дня постановки на кадастровый учет земельного участка под автомобильную дорогу осуществить проектирование и строительство автомобильной дороги не ниже V категории, предусмотренной Правилами классификации автомобильных дорог, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с твердым покрытием в пределах <адрес>, расположенной в <адрес>, городского округа Первоуральск, <адрес>, в соответствии с Генеральным планом городского округа <адрес>, утвержденным Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев со дня ввода в эксплуатацию автомобильной дороги, расположенной в пределах <адрес>, городского округа Первоуральск, <адрес>, предусмотренной Генеральным планом городского округа <адрес>, утвержденным Решением Первоуральской городской думой от ДД.ММ.ГГГГ, поставить построенную автомобильную дорогу на кадастровый учет, присвоить автомобильной дороге идентификационный номер, внести сведения об автомобильной дороге в Единый государственный реестр автомобильных дорог, осуществить работы по паспортизации построенной автомобильной дороги.

В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения Администрацией ГО Первоуральск законодательства в сфере организации дорожной деятельности в границах городского округа. Установлено, что в границы городского округа Первоуральск включена территория <адрес>. Согласно Постановлению Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск», в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории <адрес> входят автомобильные дороги в пределах улиц <адрес>. Прокуратурой проведен анализ сведений, содержащихся в Генеральном плане городского округа <адрес>, из которого следует, что в границах <адрес> существует автомобильная дорога в пределах <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в рамках рассмотрения обращения ФИО1, совместно с представителями Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Росреестра по <адрес>, осуществлен выезд на территорию земельного участка с кадастровым номером находящегося в пределах автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>, отраженной в Генеральном плане, по результатам которого установлено, что указанная дорога фактически не существует. Вместе с тем, Администрацией ГО Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Безопасность дорожного движения в городском округа Первоуральск на 2018-2023 годы», целью которой является совершенствование улично-дорожной сети городского округа Первоуральск, задачей- техническое содержание, развитие и модернизация объектов наружного освещения территорией городского округа. Из содержания раздела 3 муниципальной программы следует, что на строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, улично-дорожной и пешеходной сети городского округа в 2018-2023 годах денежные средства из федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетных источников не выделялись. Согласно генеральному плану ГО Первоуральск указанная дорога находится в прибрежной защитной (береговой) полосе <адрес> С учетом ограничений, возложенных на указанный участок местности Водным Кодексом РФ, возможно строительство автомобильной дороги исключительно с твердым покрытием в соответствии со Сводом Правил и ПДД. Прокурор <адрес>, обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц, исходит из того, что дорожная инфраструктура в <адрес>, существующая в настоящее время, доступна не всем пользователям земельных участков, расположенным в границах населенного пункта. В частности, из обращений ФИО1 следует, что в настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Каменка <адрес>, не примыкает к дорогам общего пользования местного значения, отсутствует возможность проезда к земельному участке пожарной техники, что влечет за собой угрозу распространения огня на жилые дома иных граждан в случае возникновения пожара.

До вынесения решения по делу, прокурор <адрес> исковые требования уточнил, действуя в интересах ФИО1, просил возложить на Администрацию городского округа Первоуральск обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ в виде подъезда к земельному участку с кадастровым номером в пределах <адрес>, расположенной в <адрес>, городского округа Первоуральск. (л.д. 96-98).

Помощник прокурора <адрес>ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской.

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской.

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск ФИО5 представила в материалы дела возражения на исковое заявление, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Указала, что на территории городского округа Первоуральск решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план городского округа <адрес>, за исключением <адрес>. Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Схема генерального плана (основной чертеж)» изложена в новой редакции. В соответствии с п. 2-4 ч. 3, пп. «б» ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах генерального плана в том числе отображаются дороги местного значения. В соответствии с Генеральным планом городского округа Первоуральск (основной чертеж) автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> не предусмотрена, что подтверждается соответствующей выкопировкой. Также автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> не предусмотрена схемой магистралей городского и внешнего транспорта, утвержденной генеральным планом. Исходя из утвержденного документа территориального планирования, как в картах, так и в материалах по его обоснованию, не содержится информация о планируемой к размещению автомобильной дороги местного значения по <адрес>. По данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и является ранее учтенным. Вид разрешенного использования земельного участка- «личное подсобное хозяйство». Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра, площадь земельного участка является декларированной, границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены. Указанный земельный участок находится в собственности третьего лица. Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером на местности надлежащим образом не установлены, достоверно определить его местонахождение до момента принятия собственником земельного участка решения об уточнении границ земельного участка и проведения кадастровых работ невозможно, в связи с чем вывод о нахождении указанного земельного участка в пределах автомобильной дороги общего пользования не соответствует действующему законодательству. Администрацией городского округа Первоуральск были получены сведения о земельном участке с кадастровым номером в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с которыми указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по результатам материалов инвентаризации земель <адрес> (ответ Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. (2), что также опровергает довод истца о нахождении земельного участка в границах автомобильной дороги общего пользования. ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра, доступ к земельному участку с кадастровым номером организован со стороны <адрес> д. <адрес>; проход и проезд к земельному участку ФИО1 осуществляется вдоль земельных участков с кадастровыми номерами по землям общего использования, указанный проезд также отображен на представленных выкопировках генерального плана (л.д. 54-57).

Доступ к земельному участку с кадастровым номером отсутствует в связи с тем, что неизвестными установлен забор из сетки рабицы, а также временные бытовые постройки. Это свидетельствует о самовольном захвате земельного участка, предусмотренного для проезда. Земельные участки с кадастровыми номерами и , между которыми установлен забор, находятся в частной собственности. Для обеспечения доступа к участку ФИО1 в целях исполнения решения суда у Администрации городского округа Первоуральск нет полномочий. Данное нарушение является предметом государственного земельного надзора. Согласно подпункту а) пункта 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них. (л.д. 101).

Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности.

Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Согласно п. 26 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к каждому земельному участку должен быть обеспечен доступ- проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:58:0601001:206, площадью 843 кв. м, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов.

Подъезд к данному земельному участку отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в рамках рассмотрения обращения ФИО1, совместно с представителями Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Росреестра по <адрес> осуществлен выезд на территорию между земельными участками с кадастровыми номерами (<адрес>Б), (<адрес>А) и (<адрес>), по результатам которого установлено, что доступ (подъезд) к земельному участку ФИО1 отсутствует.

Согласно публичной кадастровой карте, единственным подъездом к земельному участку ФИО1 является свободный участок земли, расположенный вдоль земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>Б), № 3А) и (<адрес>), собственность на указанный участок не разграничена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», пунктом 12 которого предусмотрен такой вид объектов как проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Доводы ответчика о том, что автомобильная дорога по <адрес> д. Каменка не предусмотрена генеральным планом, не являются основанием для не предоставления доступа (подъезда) истца к участку, находящемуся в ее собственности.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что доступ к земельному участку ФИО1 организован со стороны <адрес>, так как данный довод опровергается материалами дела.

То обстоятельство, что на земельном участке, расположенном вдоль земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>Б), (<адрес>А) и (<адрес>), неизвестными лицами установлен забор из сетки-рабицы, временные бытовые постройки, не освобождает ответчика от предусмотренной законом обязанности обеспечить доступ (проезд, проход) к земельному участку истца.

Поскольку государственная собственность на земельный участок, расположенный вдоль земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>Б), 90 (<адрес>А) и (<адрес>), не разграничена, соответственно, владельцем данного участка является муниципальное образование. Полагая свои права нарушенными действиями третьих лиц, Администрация г.о. Первоуральск не лишена права обратиться с соответствующими требованиями к ним в досудебном либо судебном порядке.

В силу действующего гражданского и земельного законодательства, собственнику земельного участка должен быть обеспечен доступ к нему и к размещенным на нем объектам недвижимости, в виде прохода и проезда.

На основании изложенного, обязанность по осуществлению доступа к земельному участку истца должна быть возложена на Администрацию городского округа Первоуральск.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд считает, что определенный истцом срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности обеспечить доступ к земельному участку - удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Первоуральск обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ к земельному участку с кадастровым номером в пределах <адрес><адрес> г.о. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись. Н.А.Кукушкина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>