ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1440/18 от 29.11.2018 Шуйского городского суда (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

29 ноября 2018 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сорокиной А.А.,

при секретаре Карташовой М.А.,

с участием

истцов ФИО1,

представителя истцов ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО6, ФИО4, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И. к Администрации городского округа Шуя о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО6, ФИО7, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И, а также ФИО4, обратились в суд с иском к Администрации городского округа Шуя, в котором просили обязать Администрацию городского округа Шуя оформить и выдать семье С-вых, состоящей из: ФИО6, ФИО5 И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И., ФИО4, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденный губернатором Ивановской области 16 мая 2014 года свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Данные требования истцы мотивировали следующим: семья С-вых была включена в список молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году под порядковым номером 1. Данный документ был направлен в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, представляющий орган исполнительной власти субъекта РФ, который в свою очередь, сформировал и утвердил сводный список, включив в него семью С-вых. 16 мая 2014 года состоялось утверждение губернатором Ивановской области списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в котором семья С-вых была обозначена под номером 1. На момент формирования и утверждения списка возраст каждого из членов семьи не превышал 35 лет. На этапе подготовки свидетельства о праве на получение социальной выплаты семьей С-вых в Администрацию г.о. Шуя был представлен необходимый пакет документов. Из представленных документов Администрацией г.о. Шуя было установлено наличие у ФИО6 в собственности объекта незавершенного строительства. В связи с этим, на основании разъяснений по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», Администрацией г.о. Шуя была создана межведомственная комиссия. По результатам выполненного заключения от 12 ноября 2014 года, а также принятого на его основании Постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года за №1992 семья С-вых была исключена из списка молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» и как следствие им не было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2014 году. Заключение межведомственной комиссии истцами было оспорено и решением Шуйского городского суда Ивановской области от 18 мая 2015 года, вступившим в законную силу 31 августа 2018 года, заявленные требования были удовлетворены, то есть заключение межведомственной комиссии от 12 ноября 2014 года, которым помещения общей площадью 62 кв.м., находящиеся на первом этаже объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу:….., признаны жилыми и пригодными для проживания, и постановление Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года, которым семья С-вых была исключена из списка участков муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городком округе Шуя, были признаны незаконными и отменены. После отмены указанных постановление Администрация г.о. Шуя обязана была выдать семье С-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты, а также разъяснить порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. Однако с 2014 года данная обязанность не исполняется. На основании положений гражданского законодательства, а также в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 истцы считают заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела заявленные требования истцами были уточнены и они просили суд обязать Администрацию г.о. Шуя оформить и выдать семье С-вых, состоящей из супруга ФИО6 …. года рождения, супруги ФИО7 ….года рождения, детей С.М.И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И, ФИО4 ….года рождения, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденный Губернатором Ивановской области 16 мая 2014 года свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 рублей 00 копеек; обязать Администрацию г.о. Шуя в течение трех рабочих дней со дня выдачи семье С-вых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства разъяснить семье С-вых, порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 рублей 00 копеек; обязать Администрацию г.о. Шуя в течение трех рабочих дней со дня выдачи семье С-вых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, предоставить семье С-вых сведения о банке, с которым подлежит заключить договор банковского счета и сдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании истцы ФИО6 и ФИО7, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И., пояснили суду, что поддерживают уточненные заявленные требования и просят удовлетворить данные требования исходя из изложенного в исковом заявлении.

Представитель истцов ФИО2 пояснила суду, что поддерживает уточненные заявленные требования, считает данные требования подлежащими удовлетворению, поскольку после того, как семья С-вых была исключена из списка молодых семей, постановление об исключении из списка было оспорено и решением Шуйского городского суда Ивановской области было признано незаконным. Считает, что с этого времени у Администрации г.о. Шуя возникла обязанность выдать семье С-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1282869 рублей. Считает, что в данном случае срок исковой давности истцами не пропущен, поскольку данный срок должен исчисляться с момента вступления решения суда в законную силу. Пояснила суду, что несмотря на то, что С-вы узнали о нарушении своего права в ноябре 2014 года, срок исковой давности по заявленным требованиям должен исчисляться с момента вступления решения суда от 2015 года в законную силу, поскольку на момент когда семья С-вых была исключена из списка молодых семей, решения об отказе в выдаче свидетельства не принималось. Считает, что в данном случае оснований для оставления без рассмотрения заявленных требований нет, поскольку требования о выдаче свидетельства не заявлялись, и в рассмотрении ранее заявлявшихся требований ФИО4 и несовершеннолетние дети С-вых не участвовали.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, от нее в суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г.о. Шуя ФИО3 пояснила суду, что Администрация г.о. Шуя не признает заявленные требования в полном объеме. Администрация г.о. Шуя считает, что в настоящее время не имеется возможности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты семье С-вых за 2014 год. Считает, что поскольку ранее требования С-вых рассматривались, то данное дело подлежит оставлению без рассмотрения. Кроме того в данном случае истцами пропущен срок исковой давности, который необходимо исчислять с 19 ноября 2014 года, поскольку с этого времени С-вы узнали о нарушении своего права. В связи с этим просит применить последствия пропуска срока исковой давности и в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры ивановской области в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента. Кроме того в отзыве указано, что Департамент не согласен с заявленными требованиями, считает, что требования удовлетворению не подлежат. Исходя из положений Правил, смысла и целей Программы «Обеспечение жильем молодых семей», семья Степановых имела право на получение социальной выплаты в установленный период времени – за период 2014 год. Включение в программу 2014 года семьи С-вых, при внесении изменений (в том числе, при исключении из списка) в списки претендентов за соответствующий период и их утверждение, действующими правилами не предусмотрено. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в 2018 году невозможна. Вместе с тем Департамент считает, что общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ для защиты нарушенного права истцов истек в 2017 году.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Ивановской области, в судебное заседание не явился, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Управление просит рассмотреть в отсутствие представителя управления.

С согласия истцов, представителя истцов и представителя ответчика, дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав пояснения истцов, пояснения представителя истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержден порядок предоставления социальной выплаты молодым семьям на обеспечение жильем.

Согласно данного порядка, установленного в п. 25, 26, 27, 28, 29 органом местного самоуправления формируется список молодых семей, желающих получить социальную выплату, после чего органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После устанавливается размер субсидии и с учетом объема субсидии, утверждается список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Далее орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству, а также орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно положений ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" предусмотрено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

В ходе судебного заседания было установлено, что на основании постановления главы городского округа Шуя от 11 июня 2008 года семья С-вых была поставлена в очередь молодых семей на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья как молодая семья.

Согласно представленной выписке из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году ( с учетом изменений от 21 октября 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что под номером 1 в список включена семья С-вых в составе семи человек.

На основании постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года семья С-вых была исключена из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе Шуя на 2011 – 2015 годы.

Из копии письма от 25 ноября 2014 года видно, что решение об исключении семьи Степановых из списка молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты, было принято на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым признан пригодным для проживания объект незавершенного строительства, находящийся в собственности у ФИО6. Данное письмо было получено ФИО7 01 декабря 2014 года.

Из выписки из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году ( с учетом изменений от 03 декабря 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что семья С-вых в списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат отсутствует.

Заключение межведомственной комиссии от 12 ноября 2014 года и постановление Администрации г.о. Шуя было от 19 ноября 2014 года было оспорено истцами, и 18 мая 2015 года Шуйским городским судом Ивановской области было вынесено решение, которым заявленные требования С-вых были удовлетворены, заключение межведомственной комиссии и постановление Администрации г.о. Шуя были признаны незаконными, что подтверждается обозренными в ходе рассмотрения дела материалами гражданского дела 2-597/2015.

По вступлении данного решения суда в законную силу Администрация г.о. Шуя включила семью С-вых в список претендентов молодых семей на 2015 год. Однако из данного списка С-вы были исключены. Указанное исключение было оспорено в судебном порядке, то есть ФИО6 обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацию г.о. Шуя включить семью в сводный список претендентов на получение социальной выплаты и просили обязать выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. Однако решением Фрунзенского городского суда Ивановской области г. Иваново в удовлетворении требований ФИО6 было отказано. Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда 08 августа 2016 года было оставлено без изменения, что подтверждается ксерокопиями указанных судебных решений.

Также ФИО6 обращался в Ленинский районный суд г. Иваново к Администрации г.о. Шуя и УФК по Ивановской области с требованием о взыскании суммы убытков и понуждении перечислить денежные средства, однако решением суда от 17 августа 2017 года ФИО6 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Исходя из представленных доказательств по делу, исходя из действующих положений программы по обеспечению жильем молодых семей, решения Шуйского городского суда Ивановской области от 18 мая 2015 года, суд считает, что семья Степановых имела право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома по состоянию на 2014 год.

В связи с исключением семьи Степановых из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, истцы были лишены права на получение социальной выплаты.

Суд считает, что после получения постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года об исключении семьи из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе Шуя на 2011 – 2015 годы, истцы узнали о нарушении своего права на получение указанной социальной выплаты.

Факт того, что о нарушении своего права С-вы узнали после принятия Администрацией г.о. Шуя постановления об исключении семьи из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, то есть в ноябре 2014 года, признается самими истцами, подтверждается изложенным обоснованием исковых требований в исковом заявлении.

Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Исходя из представленных по делу доказательств суд считает, что данное ходатайство представителя ответчика подлежит удовлетворению, поскольку судом установлено, что о нарушении своего права на получение социальной выплаты семья С-вых узнала получив письмо Администрации г.о. Шуя от 25 ноября 2014 года об исключении из списка претендентов на получение социальной выплаты 01 декабря 2014 года, а в суд с требованиями о возложении на Администрацию г.о. Шуя обязанности оформить и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 282 869 рублей 00 копеек семья С-вых обратилась лишь в августе 2018 года, то есть по истечении более трех с половиной лет с момента когда узнали о нарушении своего права на получение социальной выплаты.

Суд считает, что в данном случае оснований для восстановления нарушенного срока не имеется.

Суд считает, что высказанные представителем истцов доводы о том, что срок исковой давности истцами не нарушен, поскольку данный срок необходимо исчислять с 31 августа 2015 года, с момента вступления решения Шуйского городского суда Ивановской области от 18 мая 2015 года в законную силу в связи с тем, что у Администрации г.о. Шуя возникла обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, не обоснованы.

В данном случае в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года с последующими изменениями следует, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям, включенным в список претендентов состоит в том, что по результатам рассмотрения документов молодые семьи включаются в список, который утверждается губернатором Ивановской области, после чего молодые семьи, включенные в список, получают свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

Исключение семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты фактически означает отказ органа местного самоуправления в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Исходя из изложенного суд считает, что срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда истцы узнали о нарушении своего права на получение социальной выплаты, а не с момента вынесения решения суда от 18 мая 2015 года, поскольку данным решением на Администрацию г.о. Шуи обязанности включить семью С-вых в список претендентов на получение социальной выплаты за 2014 год возложено не было, так же как и не было возложено обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

В силу утвержденного порядка предоставления социальной выплаты молодым семьям на обеспечение жильем у органа местного самоуправления данной обязанности также не возникло.

Кроме того, суд считает, что довод представителя истцов о исчислении срока исковой давности с момента вступления решения суда от 18 мая 2015 года в законную силу, в связи с тем, что на основании этого решения суда у органа местного самоуправления возникла обязанность выдать свидетельство, не основан на положениях действующего гражданского законодательства.

То, что ФИО6 обращался в судебные органы с различными исковыми требованиями к Администрации г.о. Шуя, Департаменту строительства и архитектуры по Ивановской области в данном случае не является основанием для приостановления течения срока исковой давности по заявленным в настоящее время требованиям.

Также суд считает, что в данном случае довод представителя ответчика о том, что заявленные требования необходимо оставить без рассмотрения, не обоснован, не соответствует положениям ст. 222 ГПК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить ходатайство представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности и в связи с этим отказать истцам в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении уточненных заявленных требований к Администрации городского округа Шуя об обязании оформить и выдать семье С-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 рублей, разъяснении порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставлении сведений о банке с которым надлежит заключить договор банковского счета и сдать свидетельство указанное свидетельство, ФИО6, ФИО4, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И, С.З.И, С.Е.И., С.О.И - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Сорокина

Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2018 года.

Председательствующий: А.А. Сорокина