ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1440/2018 от 03.05.2018 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-1440/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2018 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю. при секретаре Рогозиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля в порядке п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации обратилась в суд с иском к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» (далее – АО «Управдом Дзержинского района») о понуждении к исполнению обязательств по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, истец просил обязать ответчика обеспечить соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПин 2.1.4.2496-09) температуры горячей воды в точках водоразбора в квартирах многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, согласно предписанию Муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля от 02 февраля 2018 г. , в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Стороны, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных лицо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. (ч. 3 ст. 192 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В силу ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Положением о муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля, утвержденным Решением муниципалитета г. Ярославля от 11 апреля 2013 г. № 89, муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля является органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль на территории города Ярославля.

Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ярославской области установлен Законом Ярославской области от 06 декабря 2012 г. № 61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области».

При этом, закон о наделении органов местного самоуправления на территории Ярославской области отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.

В силу перечисленных выше норм, полномочий на проведение проверки в отношении ответчика, истец как орган муниципального жилищного контроля не имел.

В данном случае требования истца к ответчику направлены на устранение недостатков лицензируемой деятельности, а полномочий по проведению проверки этой деятельности Муниципальная жилищная инспекция мэрии г. Ярославля не имеет. Поэтому требования истца не могут быть признаны законными. Правовых оснований для их удовлетворения у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля к АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» о понуждении к исполнению обязательств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца.

Судья Т.Ю. Фомина