ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1441/17 от 18.10.2017 Боровичского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-1441/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 18 октября 2017 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.А.,

при секретаре Домахиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа д. Волок», Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области, Департаменту образования и молодежной политики Новгородской области, Департаменту финансов Новгородской области об обязании совершить определённые действия,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа д. Волок» (МАОУ СОШ д. Волок), в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Боровичского района проведена проверка соблюдения МАОУ СОШ д. Волок законодательства об образовании в части обеспеченности учащихся учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, в ходе которой были выявлены нарушения требований ст.ст. 18, 35 Закона «Об образовании», п.27 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, п.26 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и п.27 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а именно: обучающиеся в школе не обеспечены полным комплектом учебников, в учреждении существует потребность в учебниках по изобразительному искусству, технологии, физической культуре, ОБЖ, музыке, что нарушает права несовершеннолетних лиц на получение общедоступного и бесплатного образования, снижает качество обучения учащихся.

Ссылаясь на ст.43 Конституции РФ, нормы Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» просил обязать ответчика МАОУ «СОШ д. Волок» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 в срок до 01 октября 2017 года.

Определениями Боровичского районного суда Новгородской области к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области, Департамент образования и молодежной политики Новгородской области и Департамент финансов Новгородской области, в качестве третьего лица Комитет образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Молчанова М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила установить ответчикам срок исполнения возлагаемых решением суда обязанностей - три месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика МАОУ «СОШ д. Волок» директор школы Степанова Е.В. в судебном заседании не оспаривала, что библиотечный фонд школы не укомплектован в полном объеме, поскольку их образовательному учреждению не выделяется в полном объеме необходимых финансовых средств для приобретения учебных пособий. Самостоятельно школа изыскать необходимые денежные средства не может. Они регулярно направляют информацию об обеспеченности учебниками в Комитет образования, обращаются с заявками при формировании бюджета. В случае выделения и перечисления необходимых денежных средств Департаментом образования и Администрацией все нарушения будут устранены.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района Крючкова М.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, относится к госполномочиям и осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Все перечисляемые из областного бюджета денежные средства доводятся до образовательных учреждений. На протяжении нескольких лет денежных средств в необходимом объеме не выделяется, не смотря на неоднократные обращения в Департамент образования, направление информации о необходимых объемах финансирования для полного обеспечения образовательных учреждений учебными пособиями. Финансирование обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями относится к полномочиям Департамента образования Новгородской области и Департамента финансов Новгородской области. Администрация Боровичского муниципального района выделить дополнительные денежные средства на приобретение учебников не имеет возможности. При выделении денежных средств Департаментом финансов и перечислении их Департаментом образования и молодежной политики в необходимом объеме образовательные учреждения буду обеспечены учебными пособиями.

Представитель ответчика Департамента образования и молодежной политики Новгородской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление против исковых требований возражают, указывая, что средства на обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учебниками и учебными пособиями предоставляются муниципальным районам и городскому округу в виде субвенций. Объем субвенции, причитающийся бюджету муниципального района, городского округа, рассчитывается в соответствии с Областным законом Новгородской области от 04 декабря 2013 года №382-ОЗ «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городского округа на реализацию полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях», исходя из количества обучающихся в муниципальном районе, городском округе. Департамент распределяет бюджетные ассигнования между муниципальными районами и городским округом в пределах средств, предусмотренных областными законами «Об областном бюджете». Все поступающие в департамент средства полностью перечисляются бюджетам муниципальных районов и городского округа. Распределение средств между общеобразовательными организациями осуществляется муниципальным районом, городским округом самостоятельно. Определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников осуществляет образовательная организация в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Закупка учебников может быть произведена на муниципальном уровне централизованно или образовательными организациями самостоятельно. Просят в удовлетворении исковых требований Боровичского межрайонного прокурора к Департаменту отказать, поскольку являются ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Департамент финансов Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Также представили отзыв, в котором указывают, что в соответствии с положениями государственных образовательный стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373; от 17.12.2010 №1897 образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса. Средства на обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, и учебными пособиями, рекомендованными или допущенными к использованию в образовательном процессе, предоставляются муниципальным районам и городскому округу в виде субвенций. Объем субвенции, причитающийся бюджету муниципального района, городского округа, рассчитывается в соответствии с областным законом от 04.12.2013 № 382-03 «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городского округа на реализацию полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях». Субвенции бюджетам муниципальных районов и городского округа на реализацию указанных полномочий предоставляются в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. В соответствии с Областным законом № 61-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» размер субвенции на 2017 год Боровичскому муниципальному району на обеспечение муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учебниками и учебными пособиями составляет 2 778,9 тыс. рублей. Распределение указанной субвенции из областного бюджета осуществляет департамент образования и молодежной политики Новгородской области. Таким образом, обязанность по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, в том числе по обеспечению оснащения образовательного процесса, отнесена к компетенции образовательной организации, так как последние самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса. Считают требования к департаменту финансов не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица – Комитета образования и молодёжной политики Администрации Боровичского муниципального района по доверенности – Буяновская В.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя Администрации Боровичского муниципального района, пояснив, что они на протяжении нескольких лет осуществляют постоянный мониторинг обеспеченности всех образовательных учреждений Боровичского района учебниками, всю необходимую информацию о количестве обучающихся и потребности направляют в Департамент образования и молодежной политики Новгородской области. Однако денежных средств в достаточном объеме на приобретение учебников Департаментом не выделяется.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему.

Согласно ст. 43 Конституции РФ основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В силу ст. 35 указанного ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Как установлено в судебном заседании, в ходе прокурорской проверки выявлено, что библиотечный фонд МАОУ «СОШ д. Волок» не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы, на момент проведения проверки в учреждении установлена потребность в 60 учебниках по изобразительному искусству, 63 учебниках по технологии, 51 учебнике по музыке, 71 учебнике по физической культуре, в 23 учебниках по охране безопасности жизнедеятельности. Данный факт не отрицается представителями ответчиков. Указанные нарушения допущены ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов, на момент рассмотрения дела в судебном заседании не устранены.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования. Спорные учебные пособия входят в федеральный перечень учебников.

В силу подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Из смысла указанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях вменено в обязанности субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которые могут быть прекращены только путем их исполнения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Областного закона Новгородской области от 2 августа 2013 года № 304-ОЗ «О реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на территории Новгородской области» к полномочиям Правительства Новгородской области в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных областных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, пунктом 3.1.8. Положения о департаменте образования и молодежной политики Новгородской области, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 11 января 2008 года № 3, отнесена к полномочиям Департамента.

На основании исследованных доказательств факта неукомплектованности библиотечного фонда МАОУ «СОШ д. Волок» учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, полагает обоснованным возложить на Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области обязанность выделить денежные средства Администрации Боровичского муниципального района на приобретение для учащихся вышеуказанного образовательного учреждения необходимых комплектов учебников.

Доводы Департамента финансов Новгородской области и Департамента образования и молодежной политики Новгородской области о том, что полномочия по финансированию образовательного процесса ими выполнены в пределах средств, предусмотренных областными законами «Об областном бюджете», в полном объеме суд считает необоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность подобных утверждений, суду не представлено. Доказательств, подтверждающих факт выделения субвенций в объеме, достаточном для требуемого заполнения библиотечного фонда МАОУ «СОШ д. Волок» учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, в деле отсутствуют, более того опровергаются пояснениями представителей ответчиков МАУО «СОШ д. Волок», Администрации Боровичского муниципального района, а также представленными документами, в том числе обращениями на имя руководителя департамента образования и молодежной политики Новгородской области, сведений о недостающих учебников в образовательных учреждениях Боровичского муниципального района. Согласно представленном сведениям на 2016-2017 гг. была необходима сумма для приобретения недостающих в образовательных учреждениях Боровичского муниципального района учебников – 9 622,798 тыс. руб., 2017-2018 гг. – 11 078,327 в то время как размер выделенной на 2017 году субвенции составляет 2 778,9 тыс. руб..

Таким образом, суд полагает заявленные требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области подлежат удовлетворению ввиду того, что обеспечение МАОУ «СОШ д. Волок» учебными изданиями по предметам основной образовательной программы возложена не только на образовательное учреждение, как в силу закона, так и в соответствии с Уставом, но и на Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области как учредителя этого учебного учреждения, Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу

Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области выделить Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области денежные средства на приобретение муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа д. Волок» учебных изданий по всем учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области после выделения денежных средств Департаментом финансов Новгородской области, Департаментом образования и молодежной политики Новгородской области довести денежные средства до МАОУ «Средняя общеобразовательная школа д. Волок»;

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Волок» обеспечить учащихся учебными изданиями соответствии с федеральным перечнем учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме – 22 октября 2017 года.

Судья С.А. Иванова