Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
09 августа 2016 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Усольцевой Е.В.,
при секретаре Юлуковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» о признании незаконным бездействие по несоблюдению требований воздушного законодательства в части не оснащения служебным оружием службы авиационной безопасности, возложении обязанности по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействие по несоблюдению требований воздушного законодательства в части не оснащения сотрудников службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» служебным оружием, возложении обязанности по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной и авиационной безопасности предприятия служебным оружием и непринятием ответчиком соответствующих мер к получению лицензии на приобретение оружия, по результатам которой установлено, что ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» имеет в своем составе в качестве структурного подразделения Службу авиационной безопасности, которая оружием не оснащена, лицензия, разрешение на хранение и использование служебного оружия отсутствует. Руководство ответчика за получением разрешительных документов в соответствующие подразделения МВД России не обращалось. Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства об авиационной безопасности нарушает конституционный принцип обязательности соблюдения закона, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для его работников, так и для лиц, пользующихся их услугами, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне ответчика ФГУП «УВО Минтранса России» Сибирский филиал ФГУП «УВО Минтранса России».
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство внутренних дел по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> приняты к производству суда уточненные исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» о признании незаконным бездействие по несоблюдению требований воздушного законодательства в части не оснащения служебным оружием службы авиационной безопасности, возложении обязанности по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора Мехедов Р.А. в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» Аванесян Т.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что между ОАО «Аэропорт «Горно-Алтайск» и ФГУП «УВО Минтранса России» заключен договор на оказание охранных услуг, сотрудники которого оснащены оружием, в связи с чем отсутствует необходимость оснащения оружием службы авиационной безопасности. Кроме того в аэропорту находится линейное отделение полиции, с которым также утверждены инструкции по взаимодействию в случае чрезвычайных ситуаций.
Представители третьих лиц ФГУП «УВО Минтранса России» Сибирский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», Министерство внутренних дел по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в судебное заседание не явились, о времени, месте и дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество «Аэропорт Горно-Алтайск» зарегистрировано в качестве юридического лица <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Согласно пункту 1.6 устава ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» основными видами деятельности общества являются в том числе обеспечение выполнения авиационных перевозок пассажиров, почты, грузов по внутренним линиям Российской Федерации, международными авиалиниями, организация обеспечения безопасности полетов.
Генеральным директором ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> принято положение о службе авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск».
Согласно пункту 1.2 указанного Положения служба авиационной безопасности (далее САБ) является самостоятельным структурным аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или возникновении чрезвычайных обстоятельств).
Согласно п.п. 1.6, 1.8 Положения, САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно генеральному директору аэропорта. Ответственность за организацию, состояние и обеспечение авиационной безопасности в аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на службу авиационной безопасности, несут генеральный директор и начальник САБ. Администрация аэропорта осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.
В соответствии с п. 2.1 САБ аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются: предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов; осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа и бортовых запасов в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов; разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности.
Из ответа ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> следует, что сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием не оснащены и с официальным заявлением о выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, а также за разрешением на хранение и использование служебного оружия, в федеральные органы, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не обращались.
Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» выдан сертификат соответствия № ФАВТ ЗС.А. 07.00218 со сроком действия до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, которым общество признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведенной в приложении к сертификату: организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и проведение предполетного и послеполетного досмотров воздушных судов, их бортовых запасов (включая бортовое питание), членов экипажей, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов и почты; организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Воздушный кодекс РФ в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ).
Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 360).
Приказом Министерства транспорта РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 142 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с пунктом 9 указанных Федеральных авиационных правил служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Таким образом, Министерство транспорта РФ, реализуя предоставленные ему в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 360 полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение администрацией аэропорта требований пункта 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 150-ФЗ "Об оружии" к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Статья 10 Федерального закона "Об оружии", определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
С учетом изложенного, ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск», деятельность которого связана с обеспечением авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами согласно положениям статей 4 и 10 Федерального закона "Об оружии".
Ссылаясь на необоснованность заявленных требований, ответчик представил договор от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на оказание охранных услуг, заключенный между ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», согласно которого исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию охранных услуг в аэропорту, включая охрану периметра, контроль внутриобъектового режима, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения.
Между тем, указанные обстоятельства сами по себе не могут быть признаны достаточными для вывода о том, что подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта РФ полностью осуществляет комплекс мер, посредством которых в аэропорту ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» достигается обеспечение авиационной безопасности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Так в соответствии с подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Согласно пункту 20 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.
При этом в соответствии с пунктами 45 и 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.
Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.
В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 897) воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.
Обстоятельства осуществления подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, иными лицами, не являющимися сотрудниками службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, предполетного досмотра воздушных судов не были установлены при рассмотрении дела.
Напротив, в выездном судебном заседании в ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> было установлено, что сотрудники ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» совершают объезд территории по периметру аэропорта один раз в 40 минут. Склад ГСМ и стоянки воздушных судов данными сотрудниками не охраняются.
Поскольку требования прокурора предъявлены в целях недопущения актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, обеспечения функций по охране жизни и здоровья лиц, находящихся в аэропорту, защите объектов транспортной инфраструктуры аэропорта, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Аэропорт Горно-Алтайск» по несоблюдению требований воздушного законодательства в части не оснащения служебным оружием службы авиационной безопасности Открытого акционерного общества «Аэропорт Горно-Алтайск».
Возложить обязанность на Открытое акционерное общество «Аэропорт Горно-Алтайск» по оснащению службы авиационной безопасности Открытого акционерного общества «Аэропорт Горно-Алтайск» служебным оружием в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Усольцева
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.