ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1441/2021 от 28.06.2022 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> 28 июня 2022 года.

Урванский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – судьи Ворокова И.К.,

при секретаре – Нагаметовой Р.Х.,

с участием:

и. о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства и противодействий коррупции прокуратуры КБР – ФИО1;

истца – ФИО2, представившего паспорт , выданный ДД.ММ.ГГГГ;

представителя истца ФИО2 по доверенности – Адвокат АК «ЛЕКС» ФИО3, представившего доверенность <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт серии ; ордер от ДД.ММ.ГГГГг.

представителя ответчика - (местной администрации Лескенского муниципального района КБР) ФИО4 по доверенности от 06.08.2021г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации главе местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики применить к ФИО2 меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении ФИО2 в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным Распоряжение главы местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении ФИО2, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, признании незаконным увольнения ФИО2 в связи с утратой доверия с должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании с местной администрации Лескенского муниципального района КБР компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., взыскании с местной администрации Лескенского района КБР в пользу ФИО2 компенсацию за вынужденный прогул за все время незаконного увольнения.

Истцом и его представителем заявленные требования мотивированы следующим образом.

10 февраля 2017 года на основании Распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР был назначен на должность заместителем главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

В соответствии с должностным регламентом заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, утвержденным Распоряжением главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР от 29.12.2016г. №64, истец ФИО2 курировал деятельность местной администрации Лескенского муниципального района КБР в организационно-правовых вопросах, вопросах жизнеобеспечения и распоряжения муниципальным имуществом, осуществлял руководство в комиссиях, рабочих (экспертных) группах, создаваемых местной администрацией Лескенского муниципального района КБР.

29 октября 2021г. на основании Представления Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики об устранении нарушений федерального законодательства, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов рекомендовала главе местной администрации Лескенского муниципального района ФИО5 ФИО6, за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции выразившееся в невыполнении установленной процедуры уведомления работодателя о возможном возникновении конфликта интересов, привлечь ФИО2 к дисциплинарной ответственности, уволив ФИО2 в связи с утратой доверия на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ.

Распоряжением №157-К от 01 ноября 2021г. И.О. главы местной администрации Лескенского муниципального района ФИО5 ФИО6 на основании ч.2 ст.27.1. Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г., в соответствии с п.7.1 ст.81 ТК РФ, за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов был расторгнут трудовой договор от 10.02.2017г. и ФИО2 был освобожден от занимаемой должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия.

ФИО2, считает свое увольнение незаконным, по причине незаконности решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, с учетом нарушений требований Положения порядке формирования комиссии, не легитимным деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, в связи с нарушениями федерального законодательства и Устава местной администрации Лескенского муниципального района КБР. По мнению истца незаконное и необоснованное решение комиссии не может быть основанием для увольнения, в силу чего Распоряжение Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР №157-К от 01 ноября 2021 года об увольнении, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФтакже является незаконным и необоснованным.

С учетом уточненных исковых требований истец ФИО2 просит суд о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации главе местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики применить к ФИО2 меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с 01 ноября 2021 года до момента вынесения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.

Истец ФИО2, представитель истца ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили:

- о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского района КБР и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ;

- о рекомендации главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к ФИО2 дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия;

- признании незаконным и отмене распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2, в связи с утратой доверия на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ;

- восстановлении ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб. Представитель ответчика местной администрации Лескенского района КБР –Г.М.МБ. исковые требования ФИО2 не признал, свои доводы изложил в возражении на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований – отказать в полном объеме. Суд, выслушав истца ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя ответчика местной администрации Лескенского района КБР ФИО4, заключение представителя Прокуратуры КБР Ульбашевой М.М., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу требований части 1 статьи1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации" ( далее Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) ( часть 1 стать2Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ)

При этом в силу требований части 2-3 статьи2Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно требований статьи3Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, между главой местной администрации Лескенского района КБР ФИО6., именуемым в дальнейшем "работодатель" и истцом ФИО2, именуемым в дальнейшем "муниципальный служащий" был заключен служебный контракт о прохождении муниципальной службы и замещении муниципальной должности муниципальной службы. В силу требований п.2 данного контракта муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 проходил муниципальную службу в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по вопросам жизнеобеспечения до момента увольнения.

В силу требований пункта 11 части 1 статьи12Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции".

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи10Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом в части 2 статьи10Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ указано о том, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В силу требований части 3 статьи14.1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В силу требований части 1 статьи27.1Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи27Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка- неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом ( часть 3 статьи27Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона ( часть 2 статьи27.1Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).

При этом как следует из п.1 части 3 статьи10Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих.

Как следует из материалов дела, первоначально при заключении служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО2 написал уведомление на имя главы местной администрации Лескенского района КБР о возможном конфликте интересов между истцом ФИО2 и его дочерью ФИО7 которая работала в отделе опеки и попечительства Управлении образования Лескенского района, входящего в состав Лескенского муниципального района КБР.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района КБР и урегулированию конфликта интересов, рассмотрев уведомление истца ФИО2 пришла к выводу об отсутствии конфликта интересов и возможном ее возникновении между истцом ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского района и его дочерью ФИО7 занимавшей должность главного специалиста отдела опеки и попечительства в Управлении образования Лескенского района.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была освобождена от занимаемой должности Распоряжением главы местной администрации Лескенского района КБР -к в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию).

Приказом заместителя главы местной администрации Лескенского района КБР по экономике и финансам от ДД.ММ.ГГГГ-к на муниципальную службу, на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета принята ФИО7

Согласно свидетельству о рождении ФИО7 является дочерью ФИО2 Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО7- является дочерью истца ФИО2

Материалы дела не содержат доказательств того, что истец, ФИО2 при принятии ФИО8 на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета письменно уведомил о возможном конфликте интересов между истцом ФИО2 и его дочерью ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики в адрес главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР было направлено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства и решении вопроса об ответственности должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения. В представлении Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики установлено, что истец ФИО2 занимая должность заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР с ДД.ММ.ГГГГ не уведомил главу местной администрации Лескенского муниципального района КБР о возможном возникновении конфликта интересов между истцом ФИО2 и его дочерью ФИО7 которая занимала должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета, не принял предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" мер по урегулированию конфликта интересов. Постановлением Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов", утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликтов (п.1 Постановления) (далее Положение), а также - состав комиссии ( п.2 Постановления).

В п. 1 Положения указано о том, что настоящим Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно требованиям п.4 Положения комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в местной администрации Лескенского муниципального района и ее отраслевых управлениях.

В пп."а" п.16 Положения указано о том, что основаниями для проведения заседания комиссии являются: представление главой местной администрации Лескенского муниципального района с пунктом 22 Положения проверки достоверности и полноты сведений, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляющих гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами РФ, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы. Как следует из протокола Комиссии, именно обращение Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по вопросу принятия мер по урегулированию конфликта интересов, выразившегося в не предоставлении уведомления о возможном конфликте интересов между истцом ФИО2 и его дочерью - ФИО7 явилось основанием для проведения заседания комиссии.

Согласно требований п.8 Положения в состав комиссии входят:

1. первый заместитель местной администрации Лескенского муниципального района (председатель комиссии), управляющий делами местной администрации Лескенского муниципального района (заместитель председателя), должностное лицо кадровой службы местной администрации Лескенского муниципального района (секретарь комиссии), муниципальные служащие из юридического (правового) подразделения, других подразделений местной администрации Лескенского муниципального района, определяемые главой Лескенского муниципального района;

2. представитель Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района;

В дальнейшем, Постановлением Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР в Постановление главы местной администрации Лескенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ связи с кадровыми изменениями в органах местного самоуправления в состав комиссии были внесены изменения, а именно Приложение о составе комиссии и утвержден следующий состав комиссии:

заместитель местной администрации Лескенского муниципального района по социальным вопросам (председатель комиссии), управляющий делами местной администрации Лескенского муниципального района (заместитель председателя), начальник отдела кадровой работы местной администрации Лескенского муниципального района (секретарь комиссии), заместитель председателя Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района, начальник управления имущественных отношений и правового обеспечения деятельности местной администрации Лескенского муниципального района, консультант управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы КБР, начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке местной администрации Лескенского муниципального района.

Согласно требований части 2 статьи47Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

В силу требований части 1 статьи 49 Устава Лескенского муниципального района КБР муниципальныенормативныеправовые акты, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Устава Лескенского муниципального района КБР официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Главы местной администрации Лескенского района.

В абз.2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи15Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В судебном заседании из пояснений представителя администрации Лескенского муниципального района ФИО4, установлено, что Постановление о внесении изменении в Приложение №2 об изменении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов главой местной администрации Лескенского района от 2017 года официально опубликовано не было, как следствие этого данное постановление до настоящего времени не вступило в законную силу, и не подлежит применению.

Как следует из материалов дела, а именно протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов №1 от 29 октября 2021 года, представление Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики о принятии мер по устранению допущенных нарушений норм законодательства, выраженного в отсутствии уведомления у заместителя главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения ФИО9 о возможном возникновении конфликта интересов между истцом ФИО2 и его дочерью ФИО7 которая занимала должность главного специалиста отдела доходов и бюджетного планирования рассмотрено комиссией в составе, утвержденном Постановлением главы местной администрации Лескенского муниципального района от 2017 года, которое не было опубликовано и как следствие этого не могло применяться.

По результатам рассмотрения Представления Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, комиссия установила что в результате исполнения своих служебных обязанностей ФИО2 в какие либо правоотношения связанные со служебной деятельностью со своей дочерью ФИО7 не вступал, но тем не менее рекомендовала главе местной администрации Лескенского района ФИО6 применить к ФИО2- заместителю главы местной администрации Лескенского района по вопросам жизнеобеспечения, меру дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия, вызванного непринятием мер по урегулированию конфликта интересов.

Принимая, во внимание дату изменения состава Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов (с 2017 года), учитывая, что Постановление главы местной администрации Лескенского района, которым был изменен состав комиссии- не было опубликовано, в силу чего не вступило в законную силу и не подлежало применению, суд приходит к выводу о том, что принятое комиссией решение- в виде рекомендации об увольнении не влечет каких-либо правовых последствий, и не должно рассматриваться в качестве основания для применения к ФИО2- меры дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия.

При этом, суд оценивая доводы истца ФИО9 о допущенных Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района, и урегулированию конфликта интересов нарушениях порядка деятельности комиссии, считает необходимым обратить внимание на то, что утвержденного Постановлением местной администрации Лескенского района от 2017 года, а именно участие в комиссии близкого родственника (родные братья), обратившегося в Прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о нарушений норм законодательства заместителем главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения ФИО2, что послужило основанием для вынесения Представления Прокуратурой КБР в адрес главы Лескенского муниципального района КБР ФИО6.

Кроме того, в судебном заседании судом установлено, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР с уведомлением о возможности возникновения конфликта интересов между истцом и его дочерью ФИО7 Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и уригулированию конфликта интересов рассмотрев уведомление истца ФИО2 приняло единогласно решение об отсутствии конфликта интересов между истцом ФИО2 и его дочерью ФИО7 Истец ФИО2 работал в должности заместителя главы месной администрации Лескенского муниципального района КБР с 2017 года до ДД.ММ.ГГГГ, в отличии от ФИО7 которая ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от занимаемой должности Распоряжением главы местной администрации <адрес> КБР -к в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию). Приказом заместителя главы местной администрации <адрес> КБР по экономике и финансам от ДД.ММ.ГГГГ-к на муниципальную службу на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета принята ФИО7

Так же судом в судебном заседании установлено, что протоколом Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов на повестке дня были утверждены 3 вопроса:

1. Имеет ли место конфликт интересов, препятствующих прохождению муниципальной службы в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения ФИО2 и его дочерью ФИО8 в должности главного специалиста отдела бюджетного планирования МКУ «Управление по экономике и финансам местной администрации Лескенского муниципального района»?

2. Были ли приняты меры по урегулированию конфликта интересов ФИО2 при поступлении на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы его дочерью ФИО7?

3. При каких обстоятельствах и для каких целей ФИО10 (супругой ФИО2) были открыты счета в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и было ли преднамеренным не указание данных счетов ФИО2 представляемых сведениях о доходах за 2018-2020 годы?

При разрешении Комиссией первого вопроса члены комиссии единогласно пришли к выводу о том, что конфликт интересов, препятствующий прохождению муниципальной службы ФИО2 и ФИО8 отсутствуют;

- за периоды времени отсутствия главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР условий и оснований возникновения ФИО2 и ФИО7 конфликта интересов не имелись.

- в целях недопущения возможности возникновения конфликта интересов в будущем, рекомендовано главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР ФИО6 исключить из должностного регламента ФИО2 возможности исполнения им во время отсутствия главы администрации его обязанностей с правом первой подписи.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что на этапе принятия на должность главного специалиста отдела доходов и планирования бюджета «Управление по экономике и финансам Лескенского муниципального района КБР» ФИО7 местная администрация Лескенского муниципального района КБР были уведомлены о возможном возникновении конфликта интересов в связи с занимаемым ее отцом ФИО2 должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

Так же судом установлено, что Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов в ходе проведения заседания не было установлено факт родства между ФИО2 и ФИО7. В материалах дела отсутствуют документы, исследованные или запросы на предоставления в органах записи актов гражданского состояния документов, подтверждающие факт родства между ФИО2 и ФИО7

По мнению суда, допущенные при проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, нарушения порядка формирования и деятельности комиссии, в своей совокупности, с учетом принятия решения в виде рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района ФИО5 ФИО6 о применении к ФИО2- меры дисциплинарного взыскания, в виде увольнения в связи с утратой доверия -комиссией в неуполномоченном составе, в связи с не вступлением в силу постановления утвердившего данный состав, являются основанием для признания незаконным решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к ФИО2 меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, в силу чего требования ФИО2 в этой части подлежат удовлетворению.

В силу требований части 1 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Согласно материалов дела, истец ФИО2 обратился в суд за разрешением индивидуального трудового спора -ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение одного месяца с момента вручения ему копии распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных частью 1 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации.

Истцом ФИО2 заявлено требование о признании незаконным и отмене распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, а также о восстановлении в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения.

В соответствии с частью 2 статьи3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу абзаца 7 статьи11Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно требований пункта 7.1 части 1 статьи81Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

К дисциплинарным взысканиям, в частности относится увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей (часть 3 статьи192Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью пятой статьи192Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей193Трудового кодекса Российской Федерации.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Судом установлено, что Распоряжение главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца ФИО2 с должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, вынесено на основании рекомендации Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что данная рекомендация, как установлено в судебном заседании дана главе администрации района комиссией состав которой утвержден не вступившим в законную силу постановлением, то есть комиссией в недействующем составе, суд приходит к выводу о том, что и наличие самого конфликта интересов в установленном законом порядке установлено не было.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца ФИО2 произведено с нарушением требований закона, в силу чего является незаконным, как следствие этого требования истца ФИО2 о признании незаконным распоряжения главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2- заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФподлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, данным в абз.1 п.60 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 63, от ДД.ММ.ГГГГ N 22) ( далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2), а также принимая во внимание требования статьи394Трудового кодекса Российской Федерации, работник уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2, если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока действия трудового договора. В силу требований части 2 статьи394Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии с абзацем первым пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей139 ТК РФ.

Согласно требованиям части 2 статьи139Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Как следует из справки о среднемесячной заработной плате истца, выданной Главой местной администрации Лескенского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ, среднедневной заработок ФИО2. составляет 1881,34 руб.

С момента увольнения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ до вынесения резолютивной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ количество рабочих составляет 159 дней, а выходных - 79 дней.

Принимая во внимание судом отсутствие между сторонами спора относительно выплаты, суд установил, что местной администрацией Лескенского муниципального района КБР за период вынужденного прогула за незаконное увольнение с 01.11.2021г. по 28.06.2022г. следует возместить истцу ФИО2 299133, 06 руб. (159 рабочих дней * 1881,34 среднедневной заработок).

Истцом ФИО2 заявлено требования о взыскании с ответчика местной администрации Лескенского муниципального района КБР компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб.

Согласно требованиям части 9 статьи394Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В силу разъяснений данных в абзаце 3-4 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд, учитывая установленные судом нарушения порядка увольнения, допущенные местной администрации Лескенского муниципального района КБР при увольнении ФИО2, находит обоснованными требования истца о компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает установленные по делу обстоятельства нарушения трудовых прав истца, форму вины работодателя, степень нравственных страданий истца, вызванных потерей работы и заработка, а также требования разумности, справедливости, и считает необходимым исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворить частично, установив размер компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Руководствуясь статьи194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к местной администрации Лескенского муниципального района КБР о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района КБР и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к ФИО2 меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным и отмене распоряжения Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, восстановлении ФИО2 в должности заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения, взыскании средней месячной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 руб., - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации Лескенского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Главе местной администрации Лескенского муниципального района КБР применить к ФИО2 меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Признать незаконным распоряжение Главы местной администрации Лескенского муниципального района КБР -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Признать незаконным увольнение ФИО2 в связи с утратой доверия, на основании требований ст.27.1Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ;

Восстановить ФИО2 в местной администрации Лескенского муниципального района КБР в должности заместителя главы Лескенского муниципального района КБР по вопросам жизнеобеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с местной администрации Лескенского муниципального района КБР в пользу ФИО2 за период вынужденного прогула заработную плату в размере 299133,06 руб, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с местной администрации Лескенского муниципального района КБР в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., в остальной части требований-отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Урванский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Урванского

Районного суда И.К.Вороков