Дело № 2-1443/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года г.Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Кальной Е.Г.,
при секретаре Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Славутич», Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о признании недействительным соглашения, признании постройки самовольной, обязании осуществить её снос (демонтаж),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Славутич» (далее ООО «Славутич») о признании постройки самовольной, обязании осуществить её снос. В обоснование требований, указывалось, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу законности действий общества с ограниченной ответственностью «Славутич» (далее ООО «Славутич») при возведении зала торжеств ресторана «Славутич» по адресу: (адрес обезличен). Установлено, что между Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Управления культуры и искусств Администрации Орловской области и ООО «Славутич» подписан договор аренды нежилого помещения от (дата обезличена)(номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенного в объекте культурного наследия «Торговые ряды», для использования в общественном питании и торговой деятельности на период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Постановлением мэра г. Орла (номер обезличен) от 02.08.2002 ООО «Славутич» из городских земель предоставлен земельный участок по адресу: (адрес обезличен), с кадастровым (номер обезличен), площадью (информация скрыта) кв.м. на условиях краткосрочной аренды сроком на 2 года для эксплуатации и обслуживания кафе из лёгких металлоконструкций в районе Красного моста.
В рамках указанного постановления между мэром г. Орла и генеральным директором ООО «Славутич» заключен договор аренды указанного земельного участка от 16.09.2002 № 4587 сроком действия с 01.09.2002 по 31.08.2004. 01.10.2004 между мэром г. Орла и ООО «Славутич» заключен договор аренды (номер обезличен) указанного земельного участка сроком действия с 01.09.2004 по 31.08.2009. Впоследствии договор аренды земельного участка продлевался. Приказом Управления государственного имущества Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) срок действия договора аренды в отношении земельного участка (информация скрыта) продлен по 31.08.2019 года.
В соответствии с условиями указанного договора аренды земельного участка, примыкающего к объекту культурного наследия, расположенного по адресу: (адрес обезличен), его разрешено использовать для эксплуатации и обслуживания кафе из легких металлических конструкций.
В июле 2015 года ООО «Славутич» на земельном участке с кадастровым (номер обезличен), расположенном по адресу: (адрес обезличен), было возведено строение – зал торжеств ресторана «Славутич», которое примыкает к объекту культурного наследия «Торговые ряды» по адресу: (адрес обезличен). Истец полагает, что строение - Зал торжеств ресторана «Славутич» является капитальным. Однако для возведения капитального строения необходимо было получить разрешение на строительство. Разрешение на строительство Зала торжеств, как объекта капитального строительства, не выдавалось. Кроме того, Зал торжеств ресторана «Славутич», примыкает к объекту культурного наследия федерального значения «Торговые ряды», 1849 г, расположенного по адресу: (адрес обезличен).
В силу п.п.3,5 Положения о заповедной зоне города Орла (историко-культурном заповедном месте, утвержденного Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.2002 N 46/870-ОС "О заповедной зоне города Орла" д.2 по ул. Гостиной г. Орла входит в заповедную зону города Орла.
Работы по текущему ремонту, благоустройству зданий и прилегающих к ним территорий, а также улиц, площадей заповедной зоны осуществляются только в соответствии с проектной документацией, прошедшей необходимое согласование с Центром по охране и использованию памятников истории и культуры с выдачей на ее разработку архитектурно-планировочного задания.
Все виды работ, ведущие к изменению архитектурного облика объектов в заповедной зоне, должны быть согласованы с Центром по охране и использованию памятников истории и культуры, управлением архитектуры и градостроительства и одобрены не менее чем 2/3 голосов депутатов городского Совета или одобрены на городском референдуме. Однако такое согласование отсутствует.
Также ссылались на то, что для строительства зала торжеств ресторана «Славутич» было использовано (информация скрыта) кв.м. без оформления соответствующих документов на землю. Соглашение между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» от 15.09.2015 об установлении сервитута на указанную часть земельного участка (номер обезличен) для организации входа в гардероб и санузел, расположенных в подвальном помещении по адресу: (адрес обезличен), заключено в нарушение п.1 ст.274 ГК РФ, поскольку ООО «Славутич» не является собственником земельного участка. В связи с чем, в силу закона не вправе требовать установление сервитута на часть соседнего земельного участка.
Поскольку Зал торжеств ресторана «Славутич» является капитальным строением, возведен без соответствующих разрешений, на не отведенном для этих целей земельном участке, в границах территории объекта культурного наследия, спорный объект может представлять опасность для жизни и здоровья граждан – посетителей ресторана, а также угрожать разрушением или повреждением памятника архитектуры «Торговые ряды», к которому он примыкает, что повлечет нарушение прав граждан на доступ к объекту культурного наследия. Истец полагал, что указанный объект подлежит сносу, как самовольная постройка.
Просил признать пристройку - зал торжеств, расположенную по адресу: (адрес обезличен), возведенную ООО «Славутич» рядом с объектом культурного наследия, по адресу: (адрес обезличен), на земельном участке с кадастровыми №(номер обезличен) и (номер обезличен) самовольной постройкой. Обязать ООО «Славутич» осуществить снос указанной постройки в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, за счет денежных средств ответчика.
В процессе рассмотрения дела представитель истца старший помощник прокурора Заводского района г. Орла Харламов А.Н. неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил признать соглашение об установлении права ограниченного пользования (сервитут) от (дата обезличена)(номер обезличен), заключенное между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» в отношении части земельного участка с кадастровым номером (информация скрыта) общей площадью 26 кв.м., ничтожной сделкой. Признать пристройку - зал торжеств, расположенную по адресу: (адрес обезличен), возведенную ООО «Славутич» рядом с объектом культурного наследия, по адресу: (адрес обезличен), на земельных участках с кадастровыми номерами (информация скрыта) и (информация скрыта) самовольной постройкой. Обязать ООО «Славутич» осуществить демонтаж (снос) указанной постройки в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, за счет денежных средств ответчика.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Заводского района г. Орла ФИО4 уточненные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что возведенный ответчиком - Зал торжеств, является самовольным строением, так как относится к капитальной постройке, возведенной на земельном участке не отведенном для этих целей, в границах объекта культурного наследия, без получения разрешений и согласований. Земельный участок, который расположен под постройкой выделялся ООО «Славутич» в аренду для обслуживания и возведения летнего кафе из легких металлических конструкций. При возведении Зала торжеств не было получено необходимое согласование с управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области. Также постройка является самовольной, так как частично расположена на земельном участке, не принадлежащем ООО «Славутич» ни на каком праве, являющимся землями общего пользования. Соглашение об установлении сервитута, заключенное между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» является недействительной сделкой, поскольку с заявлением об установлении сервитута обратилось ООО «Славутич», являющееся арендатором соседнего земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), что не соответствует требованиям ст.274 ГК РФ, согласно которой с таким требованием вправе обратиться только собственник земельного участка. Кроме того, по условиям заключенного соглашения сервитут устанавливается для организации пожарного выхода, входа в гардероб и санузел, что согласно ст.39.23 ЗК РФ основанием для установления сервитута не является.
В судебном заседании представители ООО «Славутич» по доверенности Грачева М.Ю., Сотникова Т.В. возражали против удовлетворения исковых требований. Ссылались на то, что «Зал торжеств» не является капитальным строением. Согласно заключению ООО «Орелоблкоммунпроект» в зале торжеств работы по заглублению фундаментов не производились, подвал отсутствует. Конструкции установлены на оборудованную площадку, в основе которой лежит уплотненный грунт и бетонная стяжка, а также бетонные плиты. Зал торжеств не имеет капитального фундамента и не прочно связано с землей. Стены состоят из облегченных стеновых сэндвич панелей. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом ОАО «Гражданпроект» от (дата обезличена)(номер обезличен), проектной документацией ООО СНРП «Реставрация», актом государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от (дата обезличена), определением (номер обезличен) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от (дата обезличена), письмом администрации г. Орла от 2009 года. Данный объект не имеет индивидуального теплового пункта, не имеет водоснабжения, что также свидетельствует об отсутствии признаков капитального строения. Зал торжеств является вспомогательным объектом, выполняет обслуживающую функцию и может быть использован по назначению только совместно с арендуемым ООО «Славутич» помещениями по адресу: (адрес обезличен). Ссылались также на то, что ООО «Славутич» использует земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) в соответствии с договором аренды от (дата обезличена)(номер обезличен). Указанным договором аренды с дополнительными соглашениями ООО «Славутич» предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством с видом разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания кафе из легких металлических конструкций. Зал торжеств возведен из легко монтируемого каркаса, что соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка. По технологии производств работ конструкцию помещения можно разбирать без нарушения его целостности и функционального назначения, что предусмотрено самой конструктивной схемой.
Также полагали, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты, так как некапитальный характер спорного строения исключает возможность обращения с требованием о признании постройки самовольной и её сносе.
Полагали, что доводы истца о недействительности Соглашения о сервитуте основаны на неправильном толковании закона. Законодатель установил не исчерпывающий перечень оснований для заключения соглашения о сервитуте, а в соответствии со ст.274 ГК РФ обеспечение прохода и проезда отнесено к основанию установления сервитута на земли, находящиеся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что ООО «Славутич» является арендатором смежного земельного участка, на основании п.1 ст. 41 ЗК РФ он осуществляет права собственника земельного участка, установленные ст.40 ЗК РФ, в том числе, права на использование земельного участка. Земельный кодекс РФ не содержит прямого запрета для установления арендатору сервитута на смежный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Договоры аренды земельного участка, нежилых помещений действуют, не расторгнуты, не оспорены, недействительными не признаны. Использование ООО «Славутич» земельного участка, предоставленного в аренду и нежилых помещений, без установления сервитута невозможно (необходим для входа в гардероб и санузел).
Просили применить срок исковой давности, составляющий три года для обращения в суд с требованием о сносе самовольной постройки.
Представитель ответчика Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла, третьего лица администрации г. Орла по доверенности Гришакова Е.М. в судебное заседание не явилась, имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора Заводского района г. Орла о признании соглашения об установлении права ограниченного пользования (сервитут) от (дата обезличена)(номер обезличен)/с, заключенное между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» в отношении части земельного участка с кадастровым номером (информация скрыта) общей площадью (информация скрыта) кв.м., ничтожной сделкой, признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области по доверенности Кондрашова О.В. суду пояснила, что правовое регулирование в области государственной охраны памятников Объектов культурного наследия осуществляется ФЗ «Об объектах культурного наследия» №73-ФЗ, согласно ст.33 объект культурного наследия подлежит государственной охране. Одно из оснований – это выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта, задания, где перечислены мероприятия на обеспечение сохранности объекта культурного наследия. Была разработана соответствующая научно-проектная документация по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия. Согласно ст.45 ФЗ №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В настоящее время задание и разрешение на проведение работ выдает Управление по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, ранее данные полномочия были у Управления культуры и архивного дела Орловской области. Основанием для согласования научно-проектной документации являлся акт государственной историко-культурной экспертизы от (дата обезличена), где указано, что рассмотренная научно-проектная документация по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия, разработанная ООО СНРП «Реставрация», соответствует требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия. Научно-проектная документация была согласована соответствующим образом. Поддержала позицию прокурора по уточненным требованиям.
Представитель третьего лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области по доверенности ФИО9 пояснил, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Орёл» утвержденным решением от (дата обезличена)(номер обезличен)-ГС Орловского городского Совета народных депутатов, рассматриваемый земельный участок, располагается в зоне Р-1 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных). В соответствии с градостроительным регламентом в зоне Р-1 объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с видом «объекты, рассчитанные на алый поток посетителей (менее 150 кв. м. общей площади)» (код 4.110) являются условно разрешенным видом использования земельного участка. Разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предоставляется в соответствии с порядком статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам публичных слушаний. Согласно карты зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия земельный участок располагается в границах охранной зоны памятника «Торговые ряды» ((адрес обезличен) В соответствии с постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15 марта 2002 года № 46/870-ОС «О заповедной зоне города Орла» рассматриваемый земельный участок располагается в заповедной зоне (номер обезличен). Пользование земельными участками, занятыми памятниками истории и культуры и соблюдение режима использования земель в их охранных зонах проводятся в соответствии с законодательством и Положением (приложение 1 к указанному постановлению). Размещение временных строений, рекламы и других источников информации в заповедной зоне подлежит обязательному согласованию с Управлением градостроительства и архитектуры города Орла и Центром по охране и использованию памятников истории и культуры Орловской области. Отсутствуют согласованные Управлением проектные решения на возведение данного сооружения, а также сооружение расположено в охранной зоне объекта культурного наследия.
Ссылался на то, что управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области поддерживает позицию прокурора Заводского района г. Орла по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, экспертов, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО «Славутич» является арендатором нежилого помещения по адресу: (адрес обезличен), общей площадью (информация скрыта) кв.м, расположенного в объекте культурного наследия «Торговые ряды» на период с (дата обезличена) по (дата обезличена) на основании договора аренды от (дата обезличена)(номер обезличен), заключенного между Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Управления культуры и искусств администрации г. Орла и ООО «Славутич» (ранее МП «Славутич»).
С 2002 года по 2004 год ООО «Славутич» являлось арендатором земельного участка площадью (информация скрыта) кв.м. в том числе с кадастровым номером (информация скрыта) площадью (информация скрыта) кв.м и с кадастровым номером (информация скрыта) площадью (информация скрыта) кв.м., предоставленного в аренду для эксплуатации и обслуживания кафе из легких металлоконструкций в районе Красного моста.
С 2004 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером (информация скрыта) (ранее кадастровый (номер обезличен)), с видом разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания кафе из легких металлических конструкций, площадью (информация скрыта) кв.м. неоднократно продлевался. Последний раз (дата обезличена), сроком до (дата обезличена) на основании приказа управления государственного имущества Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена).
Установлено, что здание «Торговые ряды, 1849 года» является объектом культурного наследия федерального значения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ст.3.1 Закона №73-ФЗ).
В силу ст.5.1 Закона №73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия: 1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения; органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.
В соответствии со ст.44 Закона №73-ФЗ приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
В силу ст.45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском о сносе (демонтаже), прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц ссылается, что возведенная ООО «Славутич» постройка «Зал Торжеств» является капитальным строением, возведена без разрешения и получения согласований, которые требуется получить, поскольку постройка располагается в заповедной зоне г. Орла и примыкает к памятнику истории и культуры, также частично расположена на земельном участке, не принадлежащем ООО «Славутич» ни на каком праве. То есть полагает, что возведенная ООО «Славутич» пристройка – «Зал торжеств» является самовольной и поэтому подлежит сносу.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Возражая на исковые требования прокурора представители ООО «Славутич» ссылались на то, что возведенное сооружение «Зал торжеств» не является объектом капитального строительства, возведено на земельном участке, предоставленном ООО «Славутич» в аренду для целей, не связанных со строительством с видом разрешенного использования для эксплуатации и обслуживания кафе из легких металлических конструкций. «Зал торжеств» возведен из легкого металлического каркаса, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В связи с тем, что при рассмотрении настоящего гражданского дела возникли вопросы, требующие специальных познаний, судом по ходатайству истца по делу была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее ФБУ Воронежский РЦСЮ Минюста России).
Согласно заключению эксперта (номер обезличен) от (дата обезличена) исследуемый объект «Зал торжеств», расположенный по адресу: (адрес обезличен), не является объектом капитального строительства, так как основная масса конструктивных элементов, примененных при его возведении, является сборно-разборными, легкими в монтаже конструкциями, имеющими возможность их разборки, перемещения и последующего использования, без разрушения. Исследуемый объект «Зал торжеств» не оказывает влияния на объект культурного наследия федерального значения «Торговый ряды, 1849 года», расположенный по адресу: (адрес обезличен), так как выполнен с отступом (на расстоянии 0,27-0,95м) от него. Зал Торжеств, расположенный по адресу: (адрес обезличен) не является объектом капитального строительства и относится к кафе из легких металлических конструкций.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФБУ Воронежский РЦСЮ Минюста России Кондаков А.Н. поддержал выводы своего заключения.
В силу ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на вопросы, поставленные судом.
Заключение эксперта, по мнению суда, является обоснованным и соответствующим вышеуказанным требованиям. Оно содержит в себе подробное описание проведенного исследования, методы, с помощью которых проводилось последнее. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что данное экспертное заключение отражает объективность исследования. Выводы эксперта являются конкретными, полными, однозначными, а также соответствующими результатам проведенного исследования и фактическим обстоятельствам, установленным по делу. Заключение содержит в себе ответы на поставленные судом вопросы.
При разрешении спора установлено, что возведенное ООО «Славутич» сооружение «Зал Торжеств» является временным сооружением из легких металлических конструкций и не относится к объекту капитального строения. Таким образом положения ст.5.1 Закона №73-ФЗ при возведении кафе не нарушены.
В целях соблюдения требований Закона №73-ФЗ Управлением культуры и архивного дела Орловской области ООО «Славутич» было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов Российской Федерации «Торговые ряды», основанием для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является охранное обязательство от 1.07.1996 года. Предполагаемое использование объекта культурного наследия ресторан, кафе. Границы территории объекта культурного наследия и зон его охраны не утверждены. Предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден (т.3 л.д.222-227).
2.07.2015 года Управлением культуры и архивного дела Орловской области выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов Российской Федерации (т.3 л.д. 228).
12.10.2015 года Управлением культуры и архивного дела Орловской области в соответствии со ст.45 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации и Законом Орловской области от 3.07.2014 года №1637-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Орловской области» была согласована научно-проектная документация по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Торговые ряды, 1849 года», расположенного по адресу: (адрес обезличен) составе: раздел 1. Предварительные работы. Раздел.2. Комплексные научные исследования. Раздел 3. Проект приспособления. Основание: положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации от (дата обезличена) (т.3 л.д.198).
Таким образом, при возведении спорного сооружения «Зал торжеств» ООО «Славутич» были соблюдены все требования федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования действующего законодательства о заповедной зоне города Орла, а также земельного законодательства в части соблюдения вида разрешенного использования земельного участка, выделенного в аренду.
Ссылка истца и представителя третьего лица управления архитектуры, градостроительства и землеустройства Орловской области, на то, что объект культурного наследия (памятник истории и культуры) «Торговые ряды» расположен в заповедной зоне г. Орла и все виды работ, ведущие к изменению архитектурного облика объектов в заповедной зоне, должны быть согласованы с управлением архитектуры и градостроительства Орловской области и одобрены не менее чем 2/3 голосов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов или одобрены на городском референдуме, что ООО «Славутич» сделано не было, основана на неправильном толковании норм права.
При разрешении спора установлено, что памятник культурного наследия народов Российской Федерации «Торговые ряды, 1849 года» входит в заповедную зону (номер обезличен) города Орла.
Согласно ст. 5 Положения о заповедной зоне города Орла (историко-культурном заповедном месте), утвержденного постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.2002 года №46/870-ОС «О заповедной зоне города Орла» все виды работ, ведущие к изменению архитектурного облика объектов в заповедной зоне, должны быть согласованы с Центром по охране и использованию памятников истории и культуры, управлением архитектуры и градостроительства и одобрены не менее чем 2/3 голосов депутатов городского Совета или одобрены на городском референдуме.
Между тем, как следует из представленной в материалы дела научно-проектной документации по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения «Торговые ряды, 1849 года», раздел 2 «пристроенная к памятнику архитектуры «Торговый ряды» летняя веранда ресторана «Славутич», возведенная в едином стилистическом решении с памятником истории и культуры, не нарушает композиционного (архитектурного) облика памятника, а также не оказывает влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия (т.4 л.д.2-12).
Поскольку согласно научно-проектной документации возведенное сооружение «Зал торжеств» не нарушает архитектурного облика объекта культурного наследия, расположенного в заповедной зоне города Орла, то согласование с управлением архитектуры, градостроительства и землеустройства Орловской области при проведении работ не требовалось.
Также является неоснованным на нормах права довод представителя третьего лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о том, что в зоне Р-1 допускается возведение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания менее 150 кв.м.
Пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) закреплен принцип деления земель по категориям и возможность их использования в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Орел», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов №38/616-ГС от 30.10.2008 года земельные участки с кадастровыми номерами (информация скрыта) и (информация скрыта), располагаются в зоне Р-1 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных).
Зона предназначена для организации парков, скверов, бульваров и набережных, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения; допускается строительство обслуживающих, культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории (ч.1, 2 ст.52 таблица 52.1 Правил).
Для рекреационной зоны Р-1 вид разрешенного использования земельных участков для временных сооружений и целей, не связанных со строительством (павильоны) условно-разрешенный (ст.52 ч.4 таблица 52.3 Правил).
Указание на допустимую площадь менее 150 кв.м. относится только к объектам недвижимости, то есть к объектам капитального строительства.
Судом установлено, что спорное сооружение не является объектом капитального строительства, а представляет собой кафе из легких металлических конструкций, возведение которого не противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Орел», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов №38/616-ГС от 30.10.2008 года.
Требования о признании недействительной ничтожной сделкой соглашения об установлении права ограниченного пользования (сервитут) от (дата обезличена)(номер обезличен)/с, заключенное между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» также не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Заявляя о недействительности указанной сделки, прокурор Заводского района г. Орла ссылается на несоответствие соглашения требованиям п.1 ст.274 ГК РФ, ст.39.23 ЗК РФ.
При разрешении спора установлено, что возведенное ООО «Славутич» сооружение «Зал торжеств» расположено на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), предоставленного для обслуживания и эксплуатации кафе из легких металлических конструкций, а также частично (информация скрыта) кв.м. и (информация скрыта) кв.м. на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Орел (т.3 л.д.128).
(дата обезличена) между управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» заключено соглашение (номер обезличен)/с об установлении права ограниченного пользования (сервитут) частями земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен).
Согласно ст.167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (п.2).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п.3)
В силу ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Правила установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы также в главе 3 ЗК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ.
В силу ст.39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из содержания ст.39.23 ЗК РФ, перечень оснований для установления сервитута, приведенных в настоящей статье не является исчерпывающим.
При этом п.п. 1 п. 2 ст. 274 ГК РФ также предусматривает открытый перечень оснований установления сервитута: обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.
Согласно п.1.1 Соглашения об установлении права ограниченного пользования частями земельного участка, Управление муниципального имущества и землепользования администрации (адрес обезличен) в соответствии с условиями соглашения предоставляет Пользователю (ООО «Славутич») для организации пожарного выхода, для организации входа в гардероб и санузел части земельного участка, кадастровый (номер обезличен), площадью (информация скрыта) кв.м. и (информация скрыта) кв.м. соответственно, принадлежащего муниципальному образованию «(адрес обезличен)» на праве собственности, расположенного по адресу: (адрес обезличен). Сервитут по условиям соглашения устанавливается в интересах Пользователя, являющегося арендатором соседнего земельного участка, кадастровый (номер обезличен) (договор аренды земли (номер обезличен) от (дата обезличена)), прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (номер обезличен) Сервитут устанавливается на срок с (дата обезличена) по (дата обезличена). (п.1.2,1.4 Соглашения).
Обременение частей земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этой частью или земельным участком в целом. Осуществление сервитута Пользователем должно быть наименее обременительным для земельного участка в отношении которого он установлен.
Несмотря на то, что ООО «Славутич» является арендатором смежного земельного участка, на основании п.1 ст. 41 ЗК РФ он осуществляет права собственника земельного участка, установленные ст.40 ЗК РФ, в том числе, права на использование земельного участка. ЗК РФ не содержит прямого запрета для установления арендатору сервитута на смежный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Договоры аренды земельного участка, нежилых помещений, предоставленных ООО «Славутич» действуют, не расторгнуты, не оспорены, недействительными не признаны. Использование ООО «Славутич» земельного участка и нежилых помещений, предоставленных в аренду без установления сервитута невозможно.
Из материалов дела следует, что условия соглашения об установлении ограниченного права пользования земельным участком от (дата обезличена) исполняются. ООО «Славутич» производится оплата за пользование сервитутом.
При разрешении спора установлено, что основанием для заключения соглашения об установлении права ограниченного пользования частями земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию «Город Орел» явилась необходимость ООО «Славутич» организовать пожарный выход, вход в гардероб и санузел, в возведенном сооружении «зал торжеств», возведение которых было предусмотрено научно-проектной документацией, согласованной уполномоченным органом. То есть без устройства пожарного выхода, входа в санузел и гардероб, возведенное сооружение не соответствовало бы научно-проектной документации, а следовательно и требованиям действующего законодательства.
Таким образом, из условий приведенного соглашения об установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитуте) следует, что сервитут предоставлен собственником земельного участка Муниципальным образованием город Орле законному владельцу земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) ООО «Славутич» для его использования в соответствии с условиями договора аренды.
Поскольку перечень лиц, имеющих право обратиться с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута, а также перечень оснований для установления права ограниченного пользования земельным участком, в том числе и находящимся в муниципальной собственности, установленных в ст.274 ГК РФ, ст.39.23 ЗК РФ не является исчерпывающим, то у управления муниципального имущества и землепользования имелись законные основания для заключения оспариваемого соглашения.
Положения ст.274 ГК РФ, ст.39.23 ЗК РФ при заключении соглашения о сервитуте не нарушены.
В связи с чем, требование о признании недействительным соглашения об установлении права ограниченного пользования частями земельного участка, заключенное между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «Славутич» удовлетворено быть не может.
При разрешении спора не установлены обстоятельства, указывающие на допущенные при возведении временного сооружения «Зал торжеств» нарушения норм и правил. Также истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, какие конкретно негативные последствия в результате возведения спорного сооружения наступили для неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о демонтаже (сносе) возведенного ООО «Славутич» сооружения «Зал торжеств».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Славутич», Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о признании недействительным соглашения об установлении права ограниченного пользования от 15.09.2015 года, признании постройки самовольной, обязании осуществить её снос (демонтаж) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме 27.11.2016г.
Судья Е.Г. Кальная