Дело № 2-1-66/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,
при секретаре Козловой О.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации сельского поселения «село Восход» ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3 - ФИО4,
представителя третьего лица Бюджетного специализированного учреждения «Фонд имущества Калужской области» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
26 января 2017 года
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации сельского поселения «село Восход» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
12 декабря 2016 года ФИО1 (далее истец) обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «село Восход» (далее ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, указав в обоснование иска следующее.
В июне 2015 года истцу стало известно о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №:48 площадью 800 кв.м. Обратившись к ответчику с намерением участвовать в аукционе, написал соответствующее заявление. В июле 2015 года ему стало известно, что аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки. Истец обратился за разъяснениями к ответчику, выяснил, что его заявление утеряно, в журнале регистрации входящих документов запись отсутствует. В дальнейшем истец повторно обратился к ответчику с просьбой принять у него заявление о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. Однако ему в устной форме было отказано по причине смены главы поселения, исчезновения уставных документов, печати. В феврале 2016 года после вступления в должность главы администрации истец вновь обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. Заявление было принято, но с открытой датой по просьбе сотрудника администрации в виду отсутствия необходимого времени и для соблюдения сроков установленных в процедуре предоставления земельного участка без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ извещение о возможности предоставления спорного земельного участка было опубликовано в газете «Жуковский вестник», на сайте администрации. В конце июня 2016 года сотрудник администрации вручил ему уведомление о том, что администрация по причине допущенной технической ошибки аннулирует извещение, опубликованное в газете «Жуковский вестник». ДД.ММ.ГГГГ сотрудник администрации сообщил о возможности возобновления процедуры предоставления спорного земельного участка без проведения торгов. Поскольку в бюджете поселения отсутствовали денежные средства, расходы по публикации объявления было предложено понести истцу. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено письмо с текстом объявления за подписью главы администрации. ДД.ММ.ГГГГ он оплатил публикацию объявления в газете «Жуковский вестник». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в прокуратуру Жуковского района с заявлением о нарушении его прав в земельном законодательстве со стороны ответчика. ДД.ММ.ГГГГ получил от ответчика решение от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона в связи с поступлением заявлений от других граждан. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ из прокуратуры о том, что действия ответчика незаконны. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никаких действий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства со стороны ответчика не принято. Просил признать решение администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона незаконным, обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить в его адрес для подписания, взыскать с ответчика расходы за размещение объявления в газете «Жуковский вестник» в размере 1 750 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины, за составление искового заявления в суд в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования в части признания решения администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона незаконным, обязании администрацию сельского поселения «<адрес>» осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить в его адрес для подписания, взыскания расходов за размещение объявления в газете «Жуковский вестник» в размере 1 750 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей поддержал. Суду дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен был опубликовать извещение о возможности предоставления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ данное извещение было опубликовано в газете «Жуковский вестник», на сайте администрации. Поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявления от иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, несмотря на отсутствие извещения на сайте www.torgi.gov.ru, ответчик должен был подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, что сделано не было. В связи с чем просил иск удовлетворить.
Исковые требования в части взыскания судебных расходов за составление искового заявления в суд не поддержал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «<адрес>» ФИО2 иск не признала. Суду пояснила следующее. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию сельского поселения «<адрес>» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ извещение о возможности предоставления земельного участка было опубликовано в газете «Жуковский вестник», на сайте администрации. В виду отсутствия электронной подписи данное извещение не было опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru. По этой причине извещение, опубликованное в газете «Жуковский вестник», было аннулировано. После получения новой электронной подписи ДД.ММ.ГГГГ извещение о возможности предоставления земельного участка повторно было опубликовано в газете «Жуковский вестник», на сайтах администрации, www.torgi.gov.ru. Так как в сентябре месяце в администрацию сельского поселения «<адрес>» поступили заявления от других граждан о намерении участвовать в аукционе, истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона было отказано. Просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО4 считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Бюджетного специализированного учреждения «Фонд имущества Калужской области» ФИО5 просила вынести решение на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации они свободны в распоряжении этим имуществом и в заключении в отношении него гражданско-правовых сделок, понуждение к совершению которых возможно только в случаях, предусмотренных законом или добровольно принятым обязательством.
Из письменных материалов дела следует. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию сельского поселения «<адрес>» с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №:48 площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, д. Черная Грязь, участок №, в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации сельского поселения «<адрес>», в газете «Жуковский вестник» (выпуск № (11266-11267) от ДД.ММ.ГГГГ) опубликовано извещение о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов.
В связи с отсутствием у ответчика электронной подписи, необходимой для вхождения и размещения информации на официальном сайте Российской Федерации- www.torgi.gov.ru указанное извещение на данном сайте опубликовано не было.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Жуковский вестник» (выпуск № (11269-11270) от ДД.ММ.ГГГГ) администрацией сельского поселения село «Восход» было опубликовано извещение, согласно которому администрация просит считать недействительным объявление о возможности предоставления спорного земельного участка, опубликованное в газете «Жуковский вестник» № (11266-11267) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с технической ошибкой.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была получена электронная подпись. ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «<адрес>» в адрес редакции газеты «Жуковский вестник» было направлено гарантийное письмо с просьбой опубликовать ДД.ММ.ГГГГ извещение о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации, официальном сайте Российской Федерации - www.torgi.gov.RU, в газете «Жуковский вестник» (выпуск № (11298) от ДД.ММ.ГГГГ) было опубликовано данное извещение.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения «<адрес>» поступили заявления от ФИО6, ФИО3 о намерении участвовать в аукционе по продаже спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «<адрес>» было принято решение за № об отказе истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона и принятии мер по подготовке документов для проведения аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Жуковский вестник» (выпуск № (11348) от ДД.ММ.ГГГГ) опубликовано извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона по продаже спорного земельного участка.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию сельского поселения «<адрес>» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов. В срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления данного заявления, извещение о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов подлежало размещению ответчиком не только на сайте администрации, в газете «Жуковский вестник», но и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»-www.torgi.gov.ru. Размещение указанной информации на данном сайте с ДД.ММ.ГГГГ является обязательным. Однако, администрация сельского поселения «<адрес>» по объективным причинам указанное выше извещение на нем не разместила.
Из вышеприведенных положений закона следует, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что не опубликование администрацией сельского поселения «<адрес>» извещения о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов на официальной сайте Российской Федерации - www.torgi.gov.ru с последующей подготовкой проекта договора купли-продажи земельного участка истцу, на чем основываются требования истца, объективно не обеспечило бы возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело бы к ограничению доступа к участию в аукционе других граждан.
То обстоятельство, что администрация сельского поселения «<адрес>» в установленный пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации срок не опубликовала извещение о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов на официальной сайте Российской Федерации - www.torgi.gov.ru, разместив его ДД.ММ.ГГГГ после устранения причин послуживших основанием для несвоевременного опубликования извещения на указанном сайте, а также повторно на сайте администрации, в газете «Жуковский вестник» не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо изъятий из общих правил для такой ситуации закон не содержит.
При таких обстоятельствах, истцу в удовлетворении исковых требований в части признания решения администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона незаконным, обязании администрацию сельского поселения «<адрес>» осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить в его адрес для подписания следует отказать.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ за опубликование ДД.ММ.ГГГГ в газете «Жуковский вестник» извещения о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов истец оплатил 1 750 рублей.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы за опубликование извещения о предоставлении земельного участка в размере 1 750 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с администрации сельского поселения «<адрес>» в пользу ФИО1 расходы за опубликование извещения о предоставлении земельного участка в размере 1 750 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья -подпись- Н.А. Сидоренкова
Копия верна. Судья Н.А. Сидоренкова