ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1443/2018 от 26.04.2018 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1443/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018 г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.

при секретаре Калашник Д.В.,

с участием прокурора Свинарева В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», 3-му лицу - Южному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлениям к ответчику, ссылаясь на то, что Ростовской транспортной прокуратурой в период с 13.03.2017 по 31.03.2017 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Шахтная (далее - вокзал Шахты) Северо-Кавказской региональной дирекции железнодо­рожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вок­залов - филиала ОАО «РЖД» (далее - Дирекция).

Уведомлением Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 15.06.2011 № вокзалу Шахты присвоена 3 категория по транспортной безопасности.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона № 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопас­ности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвер­ждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопас­ности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется по­этапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определя­ются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

На основании п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасно­сти, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транс­портных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Мин­транса России от 08.02.2011 № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и ре­ализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оцен­ки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее - план).

Аналогичные требования закреплены подп. 7 п. 5 постановления Прави­тельства РФ от 26.04.2017 № 495, которым утверждены требования по обеспече­нию транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Постановление Правительства РФ № 495), вступающие в силу с 1 июля 2017 г.

В частности, вышеуказанные требования устанавливают годичный срок на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности объекта 3 категории, с момента ее присвоения.

Таким образом, в нарушение требований закона план вокзала Шахты, утвержденный компетентным органом 01.09.2015 (оценка уязвимости утверждена 18.07.2012, категория по транспортной безопасности присвоена 15.06.2011), до настоящего времени фактически не реализован, этапы и сроки их реализации, планом не предусмотрены.

Так, пост транспортной безопасности на вокзале Шахтная, предназначен­ный для проведения досмотровых мероприятий, в соответствии с п. 13.1.4 Плана ОТБ и приложением № 13 к нему, не создан, техническими средствами обеспече­ния транспортной безопасности, перечисленными в приложении № 17, не осна­щен.

Кроме того, отсутствуют инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с пп. 8.1, 8.2, 10.1, 10.4 Плана ОТБ и приложениями №№ 13,17 к нему, а именно установки для досмотра багажа и руч­ной клади (интроскопы), система видеонаблюдения, металлическое заграждение по границе перевозочного сектора со стороны привокзальной площади, металли­ческие ворота, а также турникеты с южной и северной стороны здания, обеспечи­вающие выход пассажиров с территории объекта.

Вопреки положениям п. 7.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.5 Приказа № 43, в со­ответствии с пп. 1.5.4, 3.7, 3.8, 3.9 плана вокзала Шахты и приложениями № 1,5 к нему, в качестве сил обеспечения транспортной безопасности привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в уста­новленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вок­зала. Таким образом, на вокзале Шахты мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицами из числа работни­ков подразделений транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осу­ществляются.

Более того, согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Россий­ской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) охранная деятельность частных орга­низаций не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57 - ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детек­тивной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утвержден пере­чень объектов, подлежащих государственной охране.

В соответствии с п. 15 Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», согласно которым Перечень объектов, подлежащих государствен­ной охране, заменен на Перечень объектов, на которые частная охранная деятель­ность не распространяется, согласно п. 15 которого к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

Указанные изменения вступили в силу с 22.09.2015. К таковым объектам относится и вокзал Шахты, которому присвоена 3 ка­тегория по транспортной безопасности.

Изложенное подтверждается актом проверки Ростовской транспортной про­куратуры, актом осмотра объекта, выкопировками из плана вокзала Шахты, отве­том Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов от 22.03.2017 РДЖВС-Кав на запрос прокуратуры, постановлением государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО3 от 02.05.2017 .

С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном реги­оне, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчи­вого функционирования объектов железнодорожного транспорта, требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений дей­ствующего законодательства в указанной сфере.

Ссылаясь на изменение законодательства прокурор, окончательно сформулировав исковые требования, просит обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» устранить нарушения требования законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале на станции Шахтная, а именно: по истечении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная, а также обеспечить, по истечении 6 месяцев, железнодорожный вокзал на станции Шахтная государственной охраной в лице подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.

Прокурор Свинарев В.А. в судебное заседание явился, измененные исковые требования поддержал, в обоснование привел вышеизложенные доводы, также пояснил, что в соответствии с Федеральным законом ФЗ-16 «О транспортной безопасности» с 01.07.2017 вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», но ответчиком в настоящий момент не предпринято никаких мер для устранения нарушений законодательства в части внесения изменения в план транспортной безопасности фактически невозможно установить, т.к. в связи со вступившим в законную силу Постановлением, дополнительная оценка уязвимости еще не проводилась, далее результатом проведения дополнительной оценки станет изменение Плана обеспечения транспортной безопасности. ООО «ЧОП «РЖД-Охрана» уполномочено, согласно договора, только на обеспечение охраны имущества, и не является аккредитованным подразделением транспортной безопасности.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» - ФИО1, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила вынести решение по уточненным исковым требованиям на усмотрение суда в соответствие с законом.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежавшим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» с 1 июля 2017 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее Требования), при этом, требования, предусмотренные приказом Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 43 стали не актуальны.

План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Шахтная утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности 05 сентября 2015 года, следовательно, был разработан на основании требований переставшего действовать Приказа № 43.

В связи с тем, что с 1 июня 2017 года вступили в силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495.

В соответствии с п.п. 17 п. 5 указанных Требований предусмотрено проведение дополнительной оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых оценка уязвимости была проведена ранее.

До настоящего времени дополнительная оценка уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная ответчиком не проведена.

Подп. 3 п. 5 Постановления Правитель­ства РФ № 495 на субъект транспортной инфраструктуры воз­ложена обязанность образовать (сформировать) в соответствии с особыми устав­ными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспорт­ной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной безопасности и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подго­товку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах объекта транспорт­ной инфраструктуры и транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы, из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

Пунктами 7.1, 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ закреплено, что «подразделения транспортной безопасности» - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной вла­сти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспорт­ной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подраз­деления транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транс­портных средств.

Вопреки требованием законодательства в качестве сил обеспечения транспортной безопасности на станции Шахтная привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в уста­новленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вок­зала.

Таким образом, на вокзале Шахты мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицами из числа работни­ков подразделений транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осу­ществляются.

Согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Россий­ской Федерации» охранная деятельность частных орга­низаций не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57 - ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детек­тивной (сыскной) и частной охранной деятельности» с изменениями внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948, которым утвержден пере­чень объектов, на которые частная охранная деятель­ность не распространяется.

В соответствии с п. 15 Перечня объектов на которые частная охранная деятель­ность не распространяется к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены. К таковым объектам относится и вокзал Шахты, которому присвоена 3 ка­тегория по транспортной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной
дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции
железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», устранить нарушения требования законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале на станции Шахтная, а именно:

по истечении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная,

по истечении 6 месяцев обеспечить железнодорожный вокзал на станции Шахтная государственной охраной в лице подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2018 года.

Судья Т.Л. Кинзбурская