Дело № 2-1443/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.
при секретаре Калашник Д.В.,
с участием прокурора Свинарева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», 3-му лицу - Южному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлениям к ответчику, ссылаясь на то, что Ростовской транспортной прокуратурой в период с 13.03.2017 по 31.03.2017 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Шахтная (далее - вокзал Шахты) Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (далее - Дирекция).
Уведомлением Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 15.06.2011 № № вокзалу Шахты присвоена 3 категория по транспортной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона № 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
На основании п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее - план).
Аналогичные требования закреплены подп. 7 п. 5 постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Постановление Правительства РФ № 495), вступающие в силу с 1 июля 2017 г.
В частности, вышеуказанные требования устанавливают годичный срок на реализацию плана обеспечения транспортной безопасности объекта 3 категории, с момента ее присвоения.
Таким образом, в нарушение требований закона план вокзала Шахты, утвержденный компетентным органом 01.09.2015 (оценка уязвимости утверждена 18.07.2012, категория по транспортной безопасности присвоена 15.06.2011), до настоящего времени фактически не реализован, этапы и сроки их реализации, планом не предусмотрены.
Так, пост транспортной безопасности на вокзале Шахтная, предназначенный для проведения досмотровых мероприятий, в соответствии с п. 13.1.4 Плана ОТБ и приложением № 13 к нему, не создан, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, перечисленными в приложении № 17, не оснащен.
Кроме того, отсутствуют инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с пп. 8.1, 8.2, 10.1, 10.4 Плана ОТБ и приложениями №№ 13,17 к нему, а именно установки для досмотра багажа и ручной клади (интроскопы), система видеонаблюдения, металлическое заграждение по границе перевозочного сектора со стороны привокзальной площади, металлические ворота, а также турникеты с южной и северной стороны здания, обеспечивающие выход пассажиров с территории объекта.
Вопреки положениям п. 7.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.5 Приказа № 43, в соответствии с пп. 1.5.4, 3.7, 3.8, 3.9 плана вокзала Шахты и приложениями № 1,5 к нему, в качестве сил обеспечения транспортной безопасности привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в установленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вокзала. Таким образом, на вокзале Шахты мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осуществляются.
Более того, согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) охранная деятельность частных организаций не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57 - ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В соответствии с п. 15 Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», согласно которым Перечень объектов, подлежащих государственной охране, заменен на Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно п. 15 которого к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Указанные изменения вступили в силу с 22.09.2015. К таковым объектам относится и вокзал Шахты, которому присвоена 3 категория по транспортной безопасности.
Изложенное подтверждается актом проверки Ростовской транспортной прокуратуры, актом осмотра объекта, выкопировками из плана вокзала Шахты, ответом Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов от 22.03.2017 №РДЖВС-Кав на запрос прокуратуры, постановлением государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО3 от 02.05.2017 №.
С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта, требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства в указанной сфере.
Ссылаясь на изменение законодательства прокурор, окончательно сформулировав исковые требования, просит обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» устранить нарушения требования законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале на станции Шахтная, а именно: по истечении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная, а также обеспечить, по истечении 6 месяцев, железнодорожный вокзал на станции Шахтная государственной охраной в лице подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.
Прокурор Свинарев В.А. в судебное заседание явился, измененные исковые требования поддержал, в обоснование привел вышеизложенные доводы, также пояснил, что в соответствии с Федеральным законом ФЗ-16 «О транспортной безопасности» с 01.07.2017 вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», но ответчиком в настоящий момент не предпринято никаких мер для устранения нарушений законодательства в части внесения изменения в план транспортной безопасности фактически невозможно установить, т.к. в связи со вступившим в законную силу Постановлением, дополнительная оценка уязвимости еще не проводилась, далее результатом проведения дополнительной оценки станет изменение Плана обеспечения транспортной безопасности. ООО «ЧОП «РЖД-Охрана» уполномочено, согласно договора, только на обеспечение охраны имущества, и не является аккредитованным подразделением транспортной безопасности.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» - ФИО1, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила вынести решение по уточненным исковым требованиям на усмотрение суда в соответствие с законом.
Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежавшим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» с 1 июля 2017 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее Требования), при этом, требования, предусмотренные приказом Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 43 стали не актуальны.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Шахтная утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности 05 сентября 2015 года, следовательно, был разработан на основании требований переставшего действовать Приказа № 43.
В связи с тем, что с 1 июня 2017 года вступили в силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495.
В соответствии с п.п. 17 п. 5 указанных Требований предусмотрено проведение дополнительной оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых оценка уязвимости была проведена ранее.
До настоящего времени дополнительная оценка уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная ответчиком не проведена.
Подп. 3 п. 5 Постановления Правительства РФ № 495 на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной безопасности и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы, из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Пунктами 7.1, 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ закреплено, что «подразделения транспортной безопасности» - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Вопреки требованием законодательства в качестве сил обеспечения транспортной безопасности на станции Шахтная привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в установленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вокзала.
Таким образом, на вокзале Шахты мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осуществляются.
Согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность частных организаций не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57 - ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» с изменениями внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948, которым утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В соответствии с п. 15 Перечня объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены. К таковым объектам относится и вокзал Шахты, которому присвоена 3 категория по транспортной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной
дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции
железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», устранить нарушения требования законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале на станции Шахтная, а именно:
по истечении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости железнодорожного вокзала на станции Шахтная,
по истечении 6 месяцев обеспечить железнодорожный вокзал на станции Шахтная государственной охраной в лице подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2018 года.
Судья Т.Л. Кинзбурская