УИД: 68RS0003-01-2022-001979-62
№ 2-1443/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«20» сентября 2022 года г. Тамбов
Советский районный суд города Тамбова
в составе судьи Худошина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Чепурновой А.Н.,
с участием истцов ФИО1 и ФИО2, их представителя - ФИО3, а также представителей ответчика ФИО4 и ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к АО «Тамбовский завод «Октябрь» о признании права на надбавку за допуск к государственной возложении обязанности по установлению такой надбавки и её выплате, а также компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 (далее - истцы) обратились в суд с иском к АО «Тамбовский завод «Октябрь» (далее - ответчик, Общество, Завод, Предприятие), в котором (с учетом последующих требований) просили:
- признать за ними право на надбавку за допуск к государственной ;
- возложить на Общество обязанность установить размер надбавки к должностному окладу за допуск к государственной в отношении ФИО1 за период с 02 декабря 2013 года по и в отношении ФИО2 за период с по , а также выплатить эту надбавку;
- взыскать в их пользу моральный вред по руб. каждому.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они работали на различных должностях в Обществе до момента их увольнения в связи с сокращением штата. В период работы они имели допуск к государственной , о чем им были выданы соответствующие справки, однако им не выплачивались надбавки за такой допуск, хотя в Коллективном договоре было предусмотрено установление надбавки именно за допуск к государственной . По мнению истцов, трудовые отношения регулируются не только Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), но и коллективным договором, При этом, согласно ст. 41, 50 и 135 ТК РФ, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями; условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. В связи с изложенным, коллективный договор, предусматривающий надбавку за допуск к государственной не ухудшает, а улучшает положение работников, соответственно, подлежит применению. Кроме того, в связи с невыплатой указанной надбавки, истцы испытывали моральные страдания, так как при отсутствии полного заработка вынуждены были ограничивать себя в потребностях.
Истцы в судебном заседании свои уточненные требования поддержали, при этом пояснили, что, по их мнению, надбавка за допуск к государственной и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную - это две разные надбавки. В период своей работы на Заводе они были допущены к государственной , однако надбавку ни за такой допуск, ни за работу со сведениями, составляющими государственную , они никогда не получали, знакомились ли они с документами, имеющими гриф секретности, они ответить затрудняются.
Представитель истцов, действующий на основании ордера и устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания - ФИО3 , в судебном заседании исковые требования своих доверителей поддержал, при этом по делу пояснил, что когда были проведены организационно-штатные мероприятия в связи с сокращением работников в Обществе, обнаружилось, что имеется коллективный договор. О нем стало известно в июне 2022 данный документ, было выявлено, что работникам устанавливается надбавка не только за работу со сведениями, составляющими государственную , а также за допуск к государственной . Это выяснилось в связи с тем, что его доверители были не согласны с сокращением и составлялось обращение в органы прокуратуры о законности вынесенного приказа, а для того, чтобы составить обоснованную и правильную жалобу, необходимы были соответствующие документы, т.е. помимо трудовых договоров необходимо было еще проанализировать локально-нормативные акты, поскольку в них имеется раздел о преимущественном праве оставления работника на работе в связи с проведением орг. штатных мероприятий, связанных с оптимизацией. В ходе изучения коллективного договора был выявлен факт, что работникам должна выплачиваться надбавка за допуск к государственной . Действующим законодательством такое не предусмотрено, но согласно ч. 3 ст. 50 ТК РФ положение коллективного договора не применяется в том случае, если оно ухудшает положения работника. Учитывая то, что положение работника не ухудшается, а наоборот улучшается, соответственно данные выплаты должны были быть произведены работодателем, т.е. применяется коллективный договор. В коллективном договоре прописано право на такую надбавку, но её размер не указан, следовательно, такой размер необходимо брать из Постановления Правительства №
Также ФИО3 отметил, что проанализировав коллективный договор и приложение к нему - Положение об оплате труда, было выявлено, что в коллективном договоре в п. прописаны какие именно надбавки устанавливаются работникам, а в Положении об оплате труда также содержится перечень надбавок, за исключением надбавки за допуск к гос. , т.е. там не прописан сам механизм, там не говорится, что работодатель выносит приказ и т.в положении локальных нормативно-правовых актов работодатель не должен ухудшать положение работника и то, что в коллективном договоре это предусмотрено, а в другом локальном акте это отсутствует - это не лишает той гарантии, которая дана работодателем работнику в выплате данной надбавки. Все коллективные договоры прошли уведомительную регистрацию в Управлении труда. Это говорит о том, что данный документ является законным, обоснованным и подлежит непосредственному исполнению, как работником, так и работодателем.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности - ФИО4, в судебном заседании требования истцов не признала, просила отказать в их удовлетворении, при этом пояснила, что независимо от того, что коллективный договор содержит какие-то формулировки, Общество обязано руководствоваться приказами Минздравсоцразвития, которые регулируют порядок выплаты ежемесячных процентных надбавок граждан, допущенных к государственной . Согласно п. 1 этого Приказа надбавки выплачиваются гражданам, допущенным к гос. на постоянной основе по месту их службы и работ и расшифровывается, что является постоянной работой со сведениями, составляющими государственную . Истцы документов, подтверждающих ознакомление их со сведениями составляющих гос. не предоставили, соответственно начисление надбавки в спорный период, не правомерно. На предприятии отдельного порядка по организации допуска к государственной , т.е. локального нормативно-правового акта внутри предприятия, не существует. При допуске к государственной и при работе со сведениями, составляющими государственную , Завод руководствуется действующим законодательством: Федеральным законом РФ «О государственной », постановлением Правительства РФ № , Постановлением Правительства № и Приказом Минздравсоцразвития № . Для допуска какого-либо сотрудника к работе со сведениями, составляющими гос. никакой приказ не издается, если его должность включена в номенклатуру должностей, то принимается решение о заключении с ним доп.соглашения к трудовому договору в случае, если этот допуск дадут после проверки. Сведения о допуске указываются в карточке о допуске в форме резолютивного распоряжения, которое ставит руководитель организации, иными словами, резолюция на карточке является распоряжением. Сами карточки носят гриф «секретно». Общество не отказывается от исполнения коллективного договора и исполняет его в полном объеме, согласно действующего законодательства, однако в противоречии с законодательством исполнение коллективного договора невозможно. Сам коллективный договор не противоречит действующему законодательству, но в рамках установления надбавки, применяется с учетом действующего законодательства. Для выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими гос. издается приказ, в течение года таких приказов может быть несколько, в зависимости от факта ознакомления со сведениями, составляющими гос. . За весь период работы истцов приказ о том, чтобы выплатить им надбавку за работу со сведениями, составляющими гос. никогда не издавался, истцы ни разу не получали надбавку за работу со сведениями, составляющими гос. . Истцы ошибаются, утверждая, что надбавка за допуск к государственной и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную - это две разные надбавки. Это одна надбавка, которая истцам не положена. Пункт коллективного договора действующего с устанавливает отдельным работникам стимулирующие надбавки, перечисленные по коллективному договору, о чем договорились стороны, при этом реализация данного пункта коллективного договора не определена и поэтому Завод руководствуется действующим законодательством, которое четко описывает возможность и как происходят выплаты надбавок за работу со сведениями, составляющими гос.. Почему в указанном пункте указано на две разные надбавки: за допуск к гос. и за работу с секретными материалами, она не знает. Слова «допуск» и «доступ» не являются синонимами, потому что у них совершенно разные понятия и содержатся они в ст. 2 ФЗ «О гос. в РФ». Допуск к гос. регламентируется как процедура оформления самого права на работу со сведениями, составляющими гос. , а доступ к гос. - это санкционированное уполномоченным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими гос. .
Как усматривается из сообщения (т. 1 л.д. 129-130) заместителя генерального директора Общества на запрос суда, в соответствии с п. 19 «Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от , и п.п. 19-25 Постановления Правительства от № «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной » в Обществе разработана и ведется номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям. Данная номенклатура, в соответствии с п. 114 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли РФ», утвержденного Приказом МПТ РФ от № имеет гриф «секретно». В соответствии с п. 115 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли РФ», утвержденного Приказом МПТ РФ от № карточки формы № истцов имеет гриф «секретно». В связи с вышеизложенным, номенклатура АО «ТЗ «Октябрь» и карточки формы № не могут быть рассмотрены в открытом судебном заседании. Согласно п. 39 Постановления Правительства от № «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной » решения о допуске истцов к государственной оформлены записями в позиции 8 (карточки формы 1), которые заверены подписью руководителя АО «ТЗ «Октябрь» и печатью организации. Порядок оформления (переоформления) допуска граждан к государственной , а также порядок выдачи справок о допуске к государственной и предписаний на выполнение заданий на заводе регламентирован Постановлением Правительства от № «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной ». Локальных правовых актов по данному вопросу не разрабатывалось. Приказов об установлении и выплате истцам надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную , не издавалось. Истцы за время работы на заводе имели допуски к государственной по 3 форме без проведения проверочных мероприятий (п. 8 Постановления № - ФИО1 оформлен допуск к работам со сведениями, составляющими государственную , (запись в позиции 8 (карточки формы 1). Допуск не переоформлялся. - ФИО2 а) оформлен допуск к работам со сведениями, составляющими государственную , Допуск прекращен в связи с переводом на другую должность (нет в номенклатуре должностей). Карточка допуска (форма ) уничтожена по акту, б) Оформлен допуск к работам со сведениями, составляющими государственную , (запись в позиции 8 (карточки формы 1). Оспариваемая надбавка истцам не выплачивалась.
Кроме того, представителем ответчика - ФИО4 представлены письменные возражения (т. 1 л.д. 122-128), согласно которым, законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку действующие в АО «ТЗ «Октябрь» доплаты и надбавки, порядок их применения, определены в Положении об оплате труда работников Общества (далее - Положение), которое разработано на основании ТК РФ и Коллективного договора Общества, с учетом применяемых в Обществе систем и форм заработной платы, и является неотъемлемым приложением к Коллективному договору. Согласно п. 5.5. Положения надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную , устанавливается приказом по Обществу работникам, имеющим допуск к таким сведениям и постоянно работающим с ними. Надбавка устанавливается в % к тарифной ставке или окладу (должностному окладу) сроком на один календарный год. По истечению указанного срока, а также при переводе работника на другую работу доплата снимается или переоформляется. Обязанность работать со сведениями, составляющими государственную , руководителем Общества на истцов не возлагалась и вышеуказанными должностными инструкциями в качестве должностных обязанностей не устанавливалась. Таким образом, Истцы не являлись работниками, допущенными к государственной на постоянной основе, соответственно ссылка истцов на применение к ним Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной пне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной , утвержденных Постановлением Правительства РФ от № в том числе и в части установления размера спорной надбавки, неправомерна. Кроме того, согласно п. 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной , утвержденных постановлением Правительства РФ от № , ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Истцы за весь период работы у Ответчика, документально подтвержденный доступ, к сведениям, составляющим государственную , на законных основаниях не имели, в связи с чем, выплата ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) им производиться не могла. Само требование о возложении на Ответчика обязанности установить размер надбавки к должностному окладу «за допуск к государственной » в отношении истцов не основано на законе. В Обществе за период работы истцов действовало два Коллективных договора: от (который прекратил свое действие с ) и от (который прекратил свое действие с . Коллективные договоры, заключенные ранее , в Обществе отсутствуют. Законодательство Российской Федерации не предусматривает какой-либо правовой нормы, определяющей возможность внесения изменений в заключенный жду сторонами социального партнерства действующий Коллективный договор в судебном порядке, и тем более отсутствуют такие правовые нормы по изменению (уточнению) недействующего Коллективного договора в суде. Также не предоставлено суду полномочий на установление права, основания возникновения которого не регламентированы каким-либо нормативно-правовым актом.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 в судебном заседании показал, что он с 1983 г. работает в Обществе, в настоящее время занимает должность начальника правового режима и секретки. Истцы работали в цехе № и имели допуск к гос. - были оформлены по третьей форме, поскольку их должности были внесены в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к секретным сведениям, так как эти должности занимались работой в режимном цехе. Истцы работали в режимном объекте, а в этом режимном объекте иногда работают с секретными изделиями, но истцы к ним отношения не имели. Истцы не привлекались к работам со сведениями, составляющими гостайну, им был оформлен только допуск. Они уезжали в командировки на режимные объекты, а без этой формы допуска их туда просто не пустили бы. «Допуск» или «доступ» к сведениям, составляющим гос. понятия не одинаковые, «доступ» дает право работать с секретными сведениями, а «допуск» дает разрешение. Например допуск дали, а разрешение на работу не дается. У истцов был только допуск. Для того, чтобы допустили до работы со сведениями, составляющими гос. , издается приказ по заводу, который разрешает работы с секретными документами и изделиями. На истцов такие приказы не издавались. При нем (свидетеле) истцы никогда не знакомились со сведениями, составляющими гос. , и ему такие обстоятельства не известны. Надбавка за допуск к гос. не платится, платится только за работу со сведениями, составляющими гостайну. ФИО1 и ФИО2 были допущены к работе со сведениями, составляющими гос. только из-за того, что их должности вошли в номенклатуру должностей. При этом, они проверку в органах безопасности не проходили в связи с чем им был оформлен допуск по третьей форме. Когда сотрудники Общества едут в командировки в иные организации и проходят бюро пропусков, у них забирают документы, если они с секретными документами не работали, в на справке о допуске ставится обычный штамп, что они были, а если бы знакомились с гос. , то полностью обратная сторона листа заполняется и указывается с чем именно работал.
Представитель Государственной инспекции труда в в судебное заседание не прибыл, о причинах своей неявки не сообщил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Из ст. 135 ТК РФ усматривается, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок.
Статьей 21 Закона РФ от «О государственной » (далее - Закон) установлено, что допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную ; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной , предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную .
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливается три формы допуска к государственной должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную : к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Выплата процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную , осуществляется в порядке, установленном Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной , утвержденными постановлением Правительства РФ от № и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от № , в соответствии с которыми, выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную , производиться с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную , соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
Выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную , производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части (далее - приказ (распоряжение, указание) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную , соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
В приказе (распоряжении, указании) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную , указываются должность (звание) гражданина, его фамилия, имя, отчество, дата оформления и номер допуска к сведениям, составляющим государственную , размер устанавливаемой процентной надбавки. Приказ (распоряжение, указание) издается не реже одного раза в год. Приказ (распоряжение, указание) издается также при внесении изменений в штатное расписание (штат), номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной , в случае изменения формы допуска граждан к государственной , при приеме граждан на работу (службу) и их увольнении (п. 3).
Как установлено судом, следует из письменных материалов дела и не оспаривается ни одной из сторон:
- ФИО2 на основании заключенного с ним трудового договора № от приказом директора Завода № от был принят с указанной даты на работу в сборочный цех ФГУП «Тамбовский завод «Октябрь» на должность слесаря-ремонтника 5 разряда. В связи с реорганизацией предприятия, с ним перезаключили трудовой договор № на ту же должность. На основании заключенного с ним ученического договора № приказом Общества № года ФИО2 переведен учеником слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов в сборочный автомонтажный цех № . Приказом Общества № он на основании заключенного с ним трудового договора переведен на должность слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов 2 разряда в сборочный автомонтажный цех № . 27 сентября 2006 года с ним заключили договор об оформлении допуска к государственной . На основании дополнения № года ФИО2 приказом Общества № года переведен на должность электросварщика ручной сварки 3 разряда в том же цехе. Приказом № года он переведен на должность мастера в ремонтно-механический цех № на основании дополнения от того же числа № к трудовому договору. Приказом № 2016 года ФИО2 переведен на должность заместителя начальника ремонтно-механического цеха № в связи с заключением дополнения № года к трудовому договору. с ФИО2 заключено дополнение об оформлении допуска к государственной . На основании дополнения № он приказом Общества № от того же числа переведен на должность заместителя начальника автомонтажного цеха № (по техническим вопросам). Приказом Общества ФИО2 уволен с указанного числа в связи с сокращением штата и численности работников организации. (т. 1 л.д. 12-17, 135, 50, 136, 137, 46, 138, 45, 139, 140, 44, 47, 141, 49, 142, 143, 48, 51);
- ФИО1 на основании заключенного с ним трудового договора № года приказом генерального директора Общества № года был принят со 02 декабря того же года на работу в сборочный автомонтажный цех № на должность слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов 3 разряда. с ним заключили дополнение об оформлении допуска к государственной № к вышеуказанному трудовому договору. с ФИО1 было заключено дополнение № от того же числа он был переведен на должность мастера участка сборки в том же цехе. Приказом № года ФИО1 переведен на должность старшего мастера участка сборки и монтажа изделий в автомонтажном цехе № в связи с заключением дополнения № от того же числа к трудовому договору. Приказом Общества № ФИО1 уволен с указанного числа в связи с сокращением штата и численности работников организации. (т. 1 л.д. 211, 52, 212, 213, 54, 53, 214).
При этом, как следует из письменных возражений стороны ответчика (т. 1 л.д. 125) и не оспорено стороной истцов, в период работы на Заводе, ФИО2 был оформлен допуск к работам со сведениями, составляющими государственную . Данный допуск прекращен Затем ФИО2 вновь был оформлен допуск к работам со сведениями, составляющими государственную , по третьей форме. ФИО1 был оформлен допуск по третьей форме к работам со сведениями, составляющими государственную - Указанные допуски истцов действовали до момента их увольнения из Общества.
Как неоднократно поясняли в судебном заседании истцы и их представитель, они основывают свои исковые требования исключительно на имеющихся в коллективных договорах пунктах (т. 2 л.д. 30, 144), согласно которым стороны договорились о том, что отдельным работникам устанавливать доплаты, надбавки и единовременные выплаты к тарифным ставкам, должностным окладам (помимо иных): за допуск к государственной ; за работу с секретными материалами. Следовательно, по мнению истцов, они имеют право на получение надбавки за допуск к государственной даже без фактов ознакомления и работы со сведениями, составляющими государственную .
Вместе с тем, по мнению суда, данные убеждения истцов ошибочны и не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку ни нормы трудового законодательства, ни условия трудового договора и/или коллективного договора не содержат обязательств работодателя выплачивать надбавку за допуск к государственной при отсутствии подтвержденного факта работы со сведениями, составляющими такую .
Так в Положениях об оплате труда работников Общества (т. 2 л.д. 40-48, 171-177), являющихся приложением и неотъемлемой частью Коллективных договоров, имеется раздел 5, согласно которому для работников предусмотрено применение надбавок (помимо иных): за работу со сведениями, составляющими государственную , которая, согласно п. 5.5 (т. 2 л.д. 44, 172) этого Положения, устанавливается приказом по Обществу работникам, имеющим допуск к таким сведениям и постоянно работающим с ними.
Данные положения Коллективных договоров полностью соответствуют трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также вышеприведенным нормам законодательства РФ в сфере защиты государственной и выплаты процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную .
Таким образом, наличие у истцов допуска к сведениям, составляющим государственную , не является достаточным основанием для выплаты соответствующей надбавки, поскольку они со сведениями, составляющими государственную за весь период своей работы в Обществе не работали, с такими сведениями не знакомились, приказы по Обществу об установлении истцам таких надбавок не издавалось, что подтверждается материалами гражданского дела и что сами истцы не отрицали в ходе судебного заседания.
Доводы представителя истцов о том, что пунктами Коллективных договоров положение работников не ухудшается, а наоборот улучшается, соответственно данные выплаты должны были быть произведены работодателем, т.е. применяется коллективный договор - несостоятельны, поскольку, п. коллективных договоров применяется не отдельно, а в совокупности с п. 5.5 Положений об оплате труда работников Общества (т. 2 л.д. 40-48, 171-177), являющихся приложением и неотъемлемой частью самих Коллективных договоров. При этом именно в п. 5.5. указанного Положения изложен порядок выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную .
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения как основных требований истцов (о признании за ними права на надбавку за допуск к государственной и установлении размера такой надбавки с её последующей выплатой), так и производных от этих требований - о взыскании морального вреда, поскольку фактов нарушения работодателем трудовых прав истцов - работников в ходе судебного заседания установлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 к АО «Тамбовский завод «Октябрь» о признании права на надбавку за допуск к государственной , возложении обязанности по установлению такой надбавки и её выплате, а также компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято .
Судья Д.В. Худошин