ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1444/2015 от 10.04.2015 Находкинского городского суда (Приморский край)

Решение в окончательной форме Дело № 2-1444-15

изготовлено 10 апреля 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Находка 07 апреля 2015 года

Судья Находкинского городского суда Приморского края Клюкин А.Г.,

с участием помощника прокурора г. Находка К.А.А.,

при секретаре Ш.Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <.........> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрация городского округа, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

В обосновании своих требований прокурор <.........> ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой <.........> проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в результате которой установлено, что состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Находкинский городской округ не соответствует действующему законодательству, по следующим основаниям.

Распоряжением Администрация городского округа «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» <.........> от ДД.ММ.ГГ. (в редакции распоряжения <.........>) создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

Порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее Положение).

В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с ч.5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

На территории Находкинского городского округа деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства, обследованию технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, обеспечению государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется отделением №8 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю».

Между тем, в состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования Находкинский городской округ не включен представитель Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по Приморскому краю», уполномоченного на проведение инвентаризации объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, состав межведомственной комиссии, утвержденный Распоряжением администрации Находкинского городского округа №599-р от 01.10.2014 (в редакции распоряжения №439-р от 16.07.2013) подлежит приведению в соответствие с нормами действующего законодательства.

При этом решение межведомственной комиссии правомочно только в случае если оно принято полным составом.

Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушаются, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае, в частности на территории Находкинского городского округа Приморского края.

В силу ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

При этом частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре РФ» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих организаций.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени РФ, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Просит суд обязать администрацию Находкинского городского округа провести в соответствии с действующим законодательством состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования Находкинский городской суд, включив в её состав представителя филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю», уполномоченного на проведение инвентаризации объектов недвижимости.

В судебном заседании истец на требованиях настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, а также пояснила, что специалист ФГУП «БТИ» обязательно должен входить в состав комиссии, поскольку решения комиссии с его участием будут более объективными, он может предоставить сведения об износе дома и о его состоянии, а также о его конкретных особенностях, поскольку они выдают справки о техническом состоянии жилого помещения.

Представитель Администрации Находкинского городского округа Ж.А.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. представила письменные возражения, в которых пояснила, что ч.4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» В соответствии с п. 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия. Распоряжением администрации Находкинского городского округа от 16.07.2013г. № 439-р (в редакции от 24.12.2014г. № 768-р), на территории Находкинского городского округа создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; руководствуясь абзацем 5 пункта 7 Положения сформирован ее состав. 1. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления: К.В.А. - заместитель главы администрации Находкинского городского округа, председатель комиссии. 2. В состав межведомственной комиссии включаются представители органа местного самоуправления: Л.Е.П. начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Находкинского городского округа, заместитель председателя комиссии; П.В.И. - главный специалист 1 разряда производственно-технического отдела управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Находкинского городского округа, секретарь комиссии; Д.В.А. - начальник отдела по жилью администрации Находкинского городского округа. 3. В состав межведомственной комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля): С.П.С.- заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции, начальник Находкинского территориального отдела, по согласованию; А.И.Н.- заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Находкинского городского округа, муниципальный жилищный инспектор. 4. В состав межведомственной комиссии включаются представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности: Г.С.Г. -заместитель начальника отдела энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора, по согласованию; П.К.А. -начальник отдела надзорной деятельности города Находки, управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Приморскому краю, подполковник внутренней службы, по согласованию. 5. В состав межведомственной комиссии включаются представители органов защиты прав потребителей и благополучия человека: Ч.Л.В. -начальник территориального отдела управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Находке, по согласованию. 6. В состав межведомственной комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости: Я.А.Г.-начальник межрайонного отдела № 5 филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Приморскому краю, по согласованию. 7. В состав межведомственной комиссии включаются, в необходимых случаях, представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций: Б.А.А. -начальник управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа. Исходя из буквального толкования абзаца 5 пункта 7 Положения, обязательное включение в состав межведомственной комиссии представителей органов, уполномоченных на проведение технического учета жилищного фонда, не предусмотрено. Кроме того, частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются. Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством. А также пояснила, что в ФГУП «БТИ» комиссия запрашивает сведения об износе и состоянии жилого помещения. Если в процессе оценки, комиссия посчитает, что данная информация не содержится, заявитель должен предоставить акт об износе дома. Если стоит вопрос о признании многоквартирного дома непригодного для проживания, должна быть проведена специалистами экспертиза об износе дома. Если ставится вопрос о признании жилого помещения непригодным, то комиссия может затребовать сведения об износе и состоянии жилого помещения. В связи с вышеизложенным, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой г. Находка проверки исполнения требований жилищного законодательства, в результате которой установлено, что состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Находкинский городской округ, не соответствует действующему законодательству.

Распоряжением администрации Находкинского городского округа «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» №439-р от 16.07.2013 (в редакции распоряжения №599-р от 01.10.2014) создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

Порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее Положение).

В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с ч.5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

На территории Находкинского городского округа деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства, обследованию технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, обеспечению государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется отделением №8 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю».

Между тем, в состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования Находкинский городской округ не включен представитель Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по Приморскому краю», уполномоченного на проведение инвентаризации объектов недвижимости.

По мнению прокурора, включение в комиссию представителя Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по Приморскому краю» будет способствовать более объективному принятию решений межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, так как специалисты ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» могут предоставлять сведения об износе дома и о его состоянии, а также о его конкретных особенностях, поскольку они выдают справки о техническом состоянии жилого помещения.

Однако истцом не принят во внимание Федеральный Закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Так, ч. 1 ст. 43, ч.8 ст.47 Федерального Закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что с 01.01.2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями вышеуказанного закона.

При этом положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом - кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе - кадастровые работы.

Согласно ст. 29 указанного выше Закона, кадастровым инженером может быть физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера - квалификационный аттестат.

При этом, кадастровый инженер должен иметь среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

В соответствии со ст. 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся все сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что функции на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости переданы в ФГБУ ФКП Росреестр.

Как следует из материалов дела, в состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования Находкинский городской суд включен представитель органа, уполномоченного на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости – начальник межрайонного отдела № 5 филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Приморскому краю.

Доводы истца о том, что включение в состав комиссии представителя ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» будет способствовать более объективному принятию решений о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, суд находит не состоятельными, поскольку суду не было предоставлено объективных доказательств тому, что в отсутствие представителя ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» комиссия принимает не объективные решения.

Сведения о характеристиках объекта недвижимости для целей межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, предоставляются в соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, нормами действующего законодательства, не предусмотрено обязательное включение в состав комиссии представителя ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

В связи с вышеизложенным, суд, полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Находка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Находкинского городского округа, о возложении обязанности отказать.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Находка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности привести в соответствии с действующим законодательством состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования Находкинский городской суд, включив в её состав представителя филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю», уполномоченного на проведение инвентаризации объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Находкинский городской суд.

Судья: А.Г. Клюкин