Дело 2-1444/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,
при секретаре Сильновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом г. Саратова о признании права собственности МО «Город Саратов» на бесхозяйную недвижимую вещь
установил:
заявитель обратился в суд с требованиями о признании права собственности МО «Город Саратов» на бесхозяйную недвижимую вещь, мотивируя свои требования тем, что на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» расположен комплекс сооружений очистных водоснабжения, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Латухино, площадью застройки 1438 кв.м, кадастровый номер 64:34:155001:1288.
В настоящее время собственник указанного объекта недвижимого имущества неизвестен.
В соответствии с пунктом 3.8.1 положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 25-243 от 28.02.2008 г., Комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью.
Для установления собственника указанного объекта бесхозяйного недвижимого имущества, Комитетом были сделаны запросы в следующие организации:
- муниципальное унитарное предприятие «Городское бюро технической инвентаризации»;
- комитет по управлению имуществом Саратовской области;
- территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.
Согласно ответу МУП «ГБТИ» право собственности на объект не зарегистрировано.
В реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества Саратовской области объекты так же не значатся.
В реестре муниципальной собственности города Саратова объекты также не значатся.
Согласно выписке из ЕГРП о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет, объекты числятся как бесхозяйные более 12 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, не территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности, а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции.
Из ч. 1 ст. 130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.
Пункт 1 ст. 215 ГК РФ определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).
Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Абзац 2 п. 3 статьи 225 ГК РФ наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Такое право дано ему при соблюдении ряда условий.
Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления.
Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи.
В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.
Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9).
Приложением к приказу Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 года № 931 установлен единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета.
Особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность.
Только по истечении этого времени суд по иску органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.
ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Данное положение закона имеет императивный характер и предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления
Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Из материалов гражданского дела следует, что в соответствии с п.3.8.1. Положения о комитете именно комитет осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, которым сделаны запросы в МУП ГБТИ, комитет по управлению имуществом Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Саратовской области.
На основании сообщения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области сведений об объектах недвижимости не имеется.
По заявлению комитета объекты недвижимого имущества, г. Саратов, ул. Латухино, площадью застройки 1438 кв.м, кадастровый номер 64:34:155001:1288.
В настоящее время собственник указанного объекта недвижимого имущества неизвестен.
С учетом представленных доказательств, суд не усматривает оснований, препятствующих признанию права собственности муниципального образования «Город Саратов» на объекты недвижимого имущества, поскольку имущество принято на учет и более года значится бесхозяйными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на объекты недвижимого имущества комплекс сооружений очистных водоснабжения, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Латухино, площадью застройки 1438 кв.м, кадастровый номер 64:34:155001:1288.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Председательствующий