ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/10 от 09.09.2010 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Владимира                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1445\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г.Владимира в составе:

председательствующего судьи Фоминой А.В.,

при секретаре Танаевой А.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области – по доверенностям ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка, понуждении к совершению действий. В обоснование указывает, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу:  (кадастровый номер ....). На момент приобретения в собственность данного земельного участка его кадастровая стоимость составляла .... рублей. ИФНС по Ленинскому району г.Владимира налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ исчислила земельный налог за 2009 год в сумме .... рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, в размере .... рублей.

В связи с изложенным ФИО1 просит признать недействительной определенную кадастровую стоимость, принадлежащего ему земельного участка, понудить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области отменить нормативные документы в части определения группы видов разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер ....) и кадастровой стоимости, понудить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области провести независимую экспертизу земельного участка и определения кадастровой стоимости.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные исковые требования (л.д.180-185), просил признать недействительной кадастровую стоимость земельного участка, понудить ответчика совершить определенные действия, а именно отменить нормативные либо ненормативные акты Управления в части касающейся по изменению вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер ....), а также в части касающейся определения нового вида разрешенного использования и необоснованности факторов расчета новой кадастровой стоимости, связанных со сбором не полной, не достоверной информации относительно указанного земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно указал, что ответчик неправомерно без заявления собственника изменил вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем налоговый орган исчислил налог в несколько раз, превышающий его стоимость. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области по доверенности ФИО2 иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д.112-115). Пояснила, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием «Для содержания административного здания, материально-технического склада, мастерской технического обслуживания на основании Распоряжения главы администрации г.Владимира от 04.06.2002 года №472-р. Заявлений об изменении указанного вида разрешенного использования в орган кадастрового учета не поступало. Вышеуказанный вид разрешенного использования участка не позволяет однозначно отнести земельный участок к одной из 16-ти групп. Данный земельный участок может быть отнесен либо к пятой группе - «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», в которую входят земельные участки для размещения объектов технического обслуживания, либо к девятой – «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок», либо к седьмой – «Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Расчет кадастровой стоимости для таких случаев осуществляется в соответствии с требованиями п.2.7.1 Методических указаний. Согласно указанному пункту кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам полученных расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования земельного участка, для какого указанное значение наибольшее. Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельного участка истца осуществлен по наибольшей – 7 группе видов разрешенного использования.

Представитель ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области – по доверенности ФИО3 также полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ИФНС России по Ленинскому району г. Владимира в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации г. Владимира, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суд не известил. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО4 представила письменный отзыв на иск (л.д.186-188), указав, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований истца, поскольку истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 года №808 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», которое не отменено и не признано недействительным, в связи с чем отсутствуют основания для проведения повторной кадастровой оценки.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено соответствующее определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся третьих лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Владимира и ООО «....» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером .... (предыдущий кадастровый номер земельного участка с кадастровым номером ....), расположенного по адресу: , площадью .... кв.м., разрешенное использование – содержание административного здания, материально-технического склада, мастерской технического обслуживания. (л.д.134-139)

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, в соответствии с планом указанного земельного участка в ЕГРП внесены сведения с указанием его функционального назначения – производственная зона.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды спорного земельного участка между администрацией г. Владимира и ООО «....». (л.д.127-132)

Как усматривается из материалов дела, характеристики земельного участка не изменялись.

В соответствии с постановлением главы города Владимира от 12.05.2008 года №1790 «О передаче земельного участка в собственность за плату ФИО1 по адресу:  и договором купли-продажи указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между администрацией г. Владимира и ФИО1 последнему продается земельный участок площадью .... кв.м., кадастровый номер ...., расположенный по адресу: . (л.д.17-18)

В соответствии с пунктом Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 19.04.2007 года №281 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по Владимирской области в 2007 году» рекомендовано Управлению Роснедвижимости по Владимирской области, обеспечить проведение в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Владимирской области и предоставить ее результаты.

Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Владимирской области проводились ФГУП «ФКЦ» «Земля».

Как следует из ответа ФГУП «ФКЦ» «Земля» по результатам расчетов установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по 7 виду разрешенного использования. (л.д.103-108)

Судом также установлено, что ИФНС по Ленинскому району г.Владимира налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ исчислила земельный налог за 2009 год в сумме .... рублей исходя из кадастровой стоимости на земельный участок, кадастровый номер ...., расположенный по адресу: , принадлежащий на праве собственности ФИО1 (л.д.19-20)

Истец полагает, что ответчик необъективно произвел отнесение спорного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка, которая не соответствует фактическому и физическому состоянию как самого земельного участка, так и реальной рыночной стоимости земельной недвижимости в г.Владимире.

Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.20, ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений объектов недвижимости, в том числе и уточнения вида разрешенного использования, осуществляется только по заявлению собственника таких объектов недвижимости или их представителей, действующих в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности и предоставления копии заключения Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира о возможности изменения вида разрешенного использования.

Согласно ответу Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ заключение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .... (ранее ....), расположенного по адресу:  не выдавалось. (л.д.232)

Материалами дела подтверждается, что в соответствии Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием «Для содержания административного здания, материально-технического склада, мастерской технического обслуживания на основании Распоряжения главы администрации г.Владимира от 04.06.2002 года №472-р.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, заявлений об изменении указанного вида разрешенного использования в орган кадастрового учета не поступало, что также не отрицалось самим истцом.

Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования, не позволяющий однозначно отнести земельный участок к одной из 16-ти групп, то расчет кадастровой стоимости в таком случае осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.7.1 Методических указаний, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. В связи с чем, расчет кадастровой стоимости земельного участка истца осуществлен по наибольшей – 7 группе видов разрешенного использования.

Таким образом, истцом в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено и из материалов в дела не усматривается, что имело место изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка Управлением Роснедвижимости по Владимирской области. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований истца в полном объеме.

Суд также полагает необоснованным довод истца о недопустимости превышения кадастровой стоимости земельного участка рыночной, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрены как рыночная, так и кадастровая стоимость земельных участков, при этом кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения. Законодательством не установлены допустимые максимальные или минимальные размеры кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью.

Кроме того, необходимо отметить, что Постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 года №808 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе и спорного земельного участка. Истцом не представлено суду доказательств, что указанное Постановление отменено или признано не законным в установленном законом порядке.

Таким образом, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка, понуждении к совершению действий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка, понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В.Фомина