ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/15 от 23.07.2015 Боровичского районного суда (Новгородская область)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2015 года г.Боровичи

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Киселёвой Т.В.,

при секретаре Ермолаевой Е.Н.,

с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области Молчановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Роснефтепродукт» об обязании совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Боровичский межрайонный прокурор Новгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Роснефтепродукт» об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой совместно с ОНД по Боровичскому и Любытинскому районам проведена проверка соблюдения федерального законодательства на МАЗС ООО «Роснефтепродукт», расположенной по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности, Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта». Так, планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружения и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы (площадка для АЦ не оборудована отбортовкой или дренажными лотками, предотвращающими растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС) в нарушение п.35* НПБ 111-98*, п.6.21 СП 156.13130.2014; резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается при 95% заполнении резервуара вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения резервуара в нарушение п.54* НПБ 111-98*, п.7.18 СП 156.13130.2014; на въезде на территорию АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в нарушение п.9 НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», п.6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; не разработан план действий (инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспорт безопасности опасного объекта; руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; не заключен договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Прокурор просит суд обязать ООО «Роснефтепродукт» устранить выявленные нарушения на АЗС, расположенной по адресу: <...>, в срок до 1 октября 2015 года: оборудовать площадку отбортовкой или дренажными лотками, предотвращающими растекание топлива за территорию АЗС; оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнение резервуара; оборудовать на въезде на территорию АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, повышенными участками высотой не менее 0,2 м или дренажными лотками, предотвращающими растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; разработать план действий (инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработать и согласовать паспорт безопасности опасного объекта; обязать руководителя организации пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обязать заключить договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Молчанова М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика ООО «Роснефтепродукт» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения извещен.

Суд, выслушав помощника прокурора Молчанову М.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство РФ по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

П.п.4, 7 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об отверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» установлено, что Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

В соответствии п. «г» п.2, п. «д» п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники).

Частью первой ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» установлено, что Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Таким образом, действующее законодательство обязывает руководителей организаций выполнять действия, направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Однако ООО «Роснефтепродукт» не выполняет вышеуказанные требования законодательства на МАЗС ООО «Роснефтепродукт», расположенной по адресу: <...>, что было установлено проверкой, проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД по Боровичскому и Любытинскому районам 1 июня 2015 года.

Так, планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы (площадка для АЦ не оборудована отбортовкой или дренажными лотками, предотвращающими растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара; на въезде на территорию АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; не разработан план действий (инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспорт безопасности опасного объекта; руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; не заключен договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Наличие указанных нарушений подтверждено рапортом помощника Боровичского межрайонного прокурора (л.д. 10-12), сообщением отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам (л.д. 24-28), справкой начальника Боровичского ОЭиНПБ (л.д. 29-30), объяснением генерального директора ООО «Роснефтепродукт» ФИО1 от 16 июня 2015 года (л.д. 33-35).

На основании изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку прокурор в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Роснефтепродукт» в срок до 01 октября 2015 года устранить выявленные нарушения на МАЗС, расположенной по адресу: <...>: оборудовать площадку отбортовкой или дренажными лотками, предотвращающими растекание топлива за территорию АЗС; оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнение резервуара; оборудовать на въезде на территорию АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, повышенными участками высотой не менее 0,2 м или дренажными лотками, предотвращающими растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; разработать план действий (инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработать и согласовать паспорт безопасности опасного объекта; обязать руководителя организации пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обязать заключить договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Роснефтепродукт» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 июля 2015 года.

Судья: Т.В. Киселёва