ДЕЛО №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дошина П.А.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения, обязании присвоить статус многодетной семьи, признать право на получения социальных льгот,
УСТАНОВИЛ:
Истец, после уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, обратилась в суд с требованием о ответчику, указывая, что она является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО7, 06.07.2011 г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих совместно с ней на территории <адрес>. Истец обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи и предоставлении соответствующих мер социальной поддержки. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с отсутствием у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес>. Право истца на предоставление мер социальной поддержки нарушено, поскольку вся ее семья зарегистрирована и фактически проживает совместно на территории <адрес> по адресу: <адрес>. Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО6, который является отцом несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ 1 г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> истца ФИО6 постоянно фактически проживает совместно с семьей в принадлежащей истцу квартире по адресу: <адрес>. Истица просит суд, обязать Министерство социального развития <адрес> выдать семье ФИО5 удостоверение многодетной семьи, указав членами семьи: ФИО2-мать, отец - ФИО6; сын-ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь-ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь-ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признав незаконным отказ, указав что решение является основанием для выдачи данного удостоверения.
В судебном заседании истце истица не явилась, представила в суд ходатайство о слушании дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, считает иск не подлежащим удовлетворения.
Суд определил слушать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.
<адрес> N 1/2006-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" определено понятие многодетная семья.
Согласно ст. 1 указанного <адрес> действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.
В ст. 3 Закона указано, что многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 167/2014-ОЗ).
К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет (абзац введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 178/2007-ОЗ; в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 171/2013-ОЗ).
Согласно ч. 4 ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принято постановление N 178/7 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) и образец бланка "Удостоверение многодетной семьи".
Согласно п. 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.
В соответствии с п. 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
По смыслу понятия "многодетная семья", определение которой дано в ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.
Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в <адрес>, корреспондирует ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в <адрес>.
Понятие места жительства гражданина дано в ст. 20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5442-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Законе N 5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно ст. 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлениях: от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П; в определениях: от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес>.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих совместно с ней на территории <адрес>. Истец обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи и предоставлении соответствующих мер социальной поддержки. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с отсутствием у одного членов семьи места жительства на территории <адрес>. Вся семья зарегистрирована и фактически проживает совместно на территории <адрес> по адресу: <адрес>. Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО6, который является отцом несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> истца ФИО6 гражданин <адрес>, имеет регистрацию по месту пребывания в принадлежащей истцу квартире по адресу: <адрес>. Вся семья проживает и зарегистрирована по одному месту жительства (л.д 7-19, 37)
18.10.2019г. ответчиком принято решение об отказе в ее обращении, в связи с тем что муж, ФИО6 гражданин <адрес>., постоянно зарегистрирован в <адрес> и не имеет постоянной регистрации в М.О..
Ни гражданство <адрес>, ни регистрация ФИО6 гражданин <адрес> по месту пребывания, как иностранного гражданина, по адресу: <адрес> не может служить основанием ограничения прав и свобод истицы, гражданки РФ, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что истец вправе реализовать свое право на получение льгот как многодельная семья, по месту жительства ФИО6, суд оценивает критически.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Представленные документы подтверждают факт совместного проживания на территории <адрес> всей семьи.
Таким образом, отказ управления является незаконным.
Требование об обязаны выдать удостоверение и требование о том, что данное решение является основанием для выдачи удостоверения многодетной семьи, не подлежит удовлетворению, поскольку не относится к компетенции суда, заявлено преждевременно. Способ восстановления нарушенного права является повторное рассмотрение заявления о выдачи удостоверения многодетной семьи. Суд не вправе подменять своим решением, властно-распорядительные функции органов исполнительной власти.
При повторном рассмотрении заявления необходимо учесть, что в отношении ФИО6, гражданина <адрес>, подлежат применению положения ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, согласно которой … иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 6, 8, 9, 20, 20.9 и 20.12 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Ответчик освобождён от оплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития <адрес> от 18.10.2019г. в выдаче ФИО2 удостоверения многодетная семья.
Признать за ФИО2, с учетом членов ее семьи, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".
Обязать Министерства социальной защиты населения <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о присвоении статуса многодетной семьи, с учетом правовой позиции изложенной в мотивировочной части решения суда.
В требовании обязать выдать удостоверение многодетная семья, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья П.А.Дошин
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2020г.
Судья П.А.Дошин