ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/2011 от 19.08.2011 Кольского районного суда (Мурманская область)

  Дело №2-1445/2011 Мотивированное решение составлено <дата>.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   <дата> город Кола

 Кольский районный суд Мурманской области в составе

 председательствующего судьи Марущака С.А.,

 при секретаре Тарасовой Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кандалакша к филиалу «Кольский» открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» о возложении обязанности оборудовать территорию объектов каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском к филиалу «Кольский» открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» (далее ОАО «ТГК №1») о возложении обязанности в срок до <дата> осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объектов каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ТГК №1, а именно оборудовать территорию объектов периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения. В обоснование исковых требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой города Кандалакша проверки обеспечения безопасности от угроз техногенного и природного характера, а также антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения установлено, что на территории Кандалакшского района находится пять гидроэлектростанций, принадлежащих на праве собственности ОАО «ТГК №1: ГЭС-2, ГЭС-3, Княжегубская ГЭС, Кумская ГЭС, Иовская ГЭС. Согласно п.п.137-141 Перечня потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Мурманской области, утвержденного постановлением Мурманской области от 24.06.2005 № 254-ПП указанные объекты относятся к гидродинамически опасным объектам 3 и 2 класса опасности. Антитеррористическая защищенность опасных производственных объектов обеспечивается выполнением Общих требований приказа Ростехнадзора от 31.03.2008 №186, в том числе оборудованием территории опасного объекта периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при её срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией опасного объекта и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера. Указанные требования Приказа ответчиком в полном объеме не выполняются. По данному факту прокурором города в адрес директора каскада Нивских ГЭС внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о безопасности угроз техногенного и природного характера, а также антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения». ОВД по Кандалакшскому району также проводилась проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений. В целях исполнения указанного представления прокурора и предписаний ОВД ответчик планирует оборудовать территории объектов периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения после завершения реконструкции ограждений. Поскольку несоблюдение требований Федерального закона «О безопастности гидротехнических сооружений», а также непринятие должных мер по обеспечению надлежащей охраны гидротехнических сооружений Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» может создать угрозу совершения террористического акта и как следствие нарушение прав граждан на благоприятные условия жизни, гарантированные Конституцией РФ, прокурор города Кандалакша просит суд возложить на ОАО «ТГК №1» осуществить в срок до <дата> необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объектов каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ТГК №1, а именно оборудовать территорию объектов периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения.

 В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кольского района Егошин А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Юфимов Е.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать в их удовлетворении. В обоснование указал на то, что приказ Ростехнадзора №186 от 31.03.2008 года, утверждающий Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, действительно обязывает оборудовать территории опасных объектов периметральными системами охранной сигнализации и системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения, однако данный документ не содержит сроков, в течение которых данные требования должны быть выполнены. Кроме того пояснил, что указанный приказ является отраслевым нормативным актом и утвержденные им Общие требования обязательны только для работников службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при составлении нормативной и методической документации и для ответчика не обязательны. ОАО «ТГК-1» самостоятельно и в добровольном порядке устанавливает периметральную сигнализацию и систему охранного телевидения, для установки которых в первую очередь необходимо восстановить периметральное ограждение гидротехнических объектов Каскада Нивских ГЭС, восстановление которого запланировано согласно утвержденной ОАО «ТГК №1» инвестиционной программе на <дата>-<дата>.

 Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора г.Кандалакша подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 1,2,5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

 Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", который устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

 В соответствии со ст.ст.3,9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - это разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны в том числе: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

 Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются в том числе: невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью (статья 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

 Пунктами 1,3 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 установлено, что указанные требования предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Указанные Требования соблюдаются в том числе при: проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий; управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий. Указанные Требования предназначаются для применения организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

 Согласно Общим требованиям по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, утвержденных и введенных в действие Приказом Ростехнадзора от 31.03.2008г. N186 антитеррористическая защищенность поднадзорных службе опасных производственных объектов обеспечивается в том числе оборудованием территории опасного производственного обьекта периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией опасного производственного обьекта и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера.

 Пунктами 137-141 Перечня потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2005 N 254-ПП Каскад Нивских ГЭС филиала "Кольский" ОАО "ТГК-1" отнесен к гидродинамическим опасным объектам 3 и 2 класса опасности.

 В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Кандалакша проверки соблюдения филиалом «Кольский» ОАО «ТГК №1» требований по обеспечению безопастности от угроз техногенного и природного характера, а также выполнения мер по антитеррористической защищенности принадлежащих обществу на праве собственности объектов энергоснабжения, входящих в Каскад Нивских ГЭС, установлено, что территория гидродинамических опасных объектов 3 и 2 класса опасности Каскада Нивских ГЭС филиала "Кольский" ОАО "ТГК №1" не оборудована периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения. По данному факту прокурором города в адрес директора каскада Нивских ГЭС <дата> внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о безопасности угроз техногенного и природного характера, а также антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения». Согласно анализу выполнения ответчиком инвестиционной программы <дата>, работы по реконструкции ограждения периметра ГЭС-2, ГЭС-3 выполнены в полном объеме, реконструкция ограждения периметра ГЭС-9 и ГЭС-10 в настоящее время выполняются. Работы по оборудованию территории объектов каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ОАО «ТГК №1» периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения до настоящего времени ответчиком не выполнены, запланированы на <дата>-<дата>.

 Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

 Суд находит требования прокурора г.Кандалакша подлежащими удовлетворению, поскольку факт невыполнения ответчиком Общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов Каскада Нивских ГЭС, заключающихся в оборудовании территории опасных производственных обьектов, к которым относятся обьекты каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» периметральными системами охранной сигнализации и системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривается по существу ответчиком. Обязанность ответчика обеспечивать безопасность объектов каскада Нивских ГЭС прямо предусмотрена ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N117-ФЗ.

 Доводы представителя ответчика о том, что Приказ Ростехнадзора от 31.03.2008г. №186 является отраслевым документом и Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, утвержденных указанным Приказом, для исполнения ответчиком не обязательны, не принимаются судом во внимание, поскольку перечень Общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, в том числе предусматривающих оборудование территории опасного производственного обьекта периметральными системами охранной сигнализации, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией обьекта, по своему смыслу предусматривают минимальный перечень мероприятий на опасном производственном обьекте, позволяющий достичь антитеррористическую защищенность опасных производственных объектов в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

 Кроме того, указанные Общие требования, как следует из их текста, регламентируют наиболее общие вопросы антитеррористической защищенности поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору опасных производственных объектов.

 Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан осуществить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности объектов Каскада Нивских ГЭС суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ и принимая во внимание социальную значимость объектов энергоснабжения Каскада Нивских ГЭС, отнесения их к особо важным объектам повышенной опасности и обьектам жизнеобеспечения Мурманской области, противоправные действия на которых, в том числе совершение актов терроризма, могут причинить экономический ущерб Российской Федерации, а также принимая во внимание, что длительное непринятие должных мер по обеспечению надлежащей охраны гидротехнических сооружений может создать угрозу их безопасности, суд устанавливает срок до <дата>, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

 В этой части исковых требований суд также учитывает, что представителем ответчика в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено объективных доказательств невозможности оборудовать территорию объектов каскада Нивских ГЭС периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения в срок до <дата>, тем более, что как следует из материалов дела охранная сигнализация ограждения периметра ГЭС-1 каскада, реконструкция ограждений периметров ГЭС-2 и ГЭС-3 каскадов уже выполнена, работы по реконструкции ограждения периметров ГЭС-9 и ГЭС-10 в настоящее время выполняются, а согласно протоколу рассмотрения представления прокуратуры г.Кандалакша от <дата> «Об устранении нарушений законодательства о безопасности угроз техногенного и природного характера, а также антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения», внесенному директору Каскада Нивских ГЭС, следует, что при рассмотрении указанного представления прокуратуры г.Кандалакша, представителями ответчика было заявлено, что в <дата> запланировано установить новое ограждение на обьектах каскада, а в <дата> установить периметральную сигнализацию, а затем видеонаблюдение.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 Возложить на филиал «Кольский» открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» обязанность в срок до <дата> оборудовать территорию объектов каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский» открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» периметральной сигнализацией и системами видеонаблюдения.

 Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательном виде.

 Председательствующий – подпись

 .

 Судья Марущак С.А