ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/2015 от 26.01.2016 Богучарского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богучар 26 января 2016 года

Богучарский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Скоморохова В.В.

с участием ст.помощника прокурора Богучарского района Голева О.Н.,

ответчика Аношечкина С.В. и его представителя - адвоката Зайцева В.Г., представившего удостоверение и ордер ,

при секретаре Черновой Г.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Лиховского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Аношечкину С.В. о запрете использования воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Лиховской транспортный прокуроробратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Аношечкину С.В. о запрете использования воздушного судна, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Лиховской транспортной прокуратурой по обращению ФИО6 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на окраине <адрес> на воздушном судне <данные изъяты>, Аношечкин С.В. осуществлял авиационно-химические работы. Собственником данного воздушного судна является ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно. При этом сертификат летной годности на данное воздушное судно Аношечкину С.В. не выдавался.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.03.1997 №60 «Воздушный кодекс РФ», воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.03.1998 №360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах», которым утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил.

Пунктом 1 Положения установлено, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст.36 Воздушного кодекса РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Пунктом 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 №132 установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.

При этом под сертификатом летной годности понимается - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

Согласно п.1.1. Положения о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы от 01.12.1998 № 345, постоянный сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра воздушного судна с установленными для него ограничениями.

Пунктом 4.1. указанного Положения регламентировано, что сертификат летной годности действителен в течение указанного в нем срока со дня его выдачи и до тех пор, пока эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна проводятся в соответствии с ограничениями и требованиями эксплуатационной и ремонтной документации.

Статьей 67 Воздушного кодекса РФ установлено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту документацию, в том числе сертификат летной годности.

Таким образом, полет был осуществлен с нарушением законодательства о безопасности полетов.

До настоящего времени сертификат летной годности Аношечкин С.В. не получил.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна. Следовательно, создается угроза неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании ст.помощник прокурора района Голев О.Н. поддержал исковые требования Лиховского транспортного прокурора по изложенным основаниям, не возражая в удовлетворении позиции ответчика в том, чтобы запретить эксплуатацию данного воздушного судна, кроме проведения необходимых испытаний для получения сертификата летной годности, иначе это судно данный сертификат не сможет получить никогда, т.к. на нем невозможно будет провести испытательные мероприятия и полеты.

В судебном заседании ответчик Аношечкин С.В. фактически исковые требования признал, пояснив то, что, действительно - ДД.ММ.ГГГГ на окраине <адрес> он, управляя воздушным судном <данные изъяты>, осуществлял авиационно-химические работы. Собственником данного воздушного судна также является он - ФИО3. На тот момент сертификат летной годности на данное воздушное судно ему не выдавался, поэтому его действия по осуществлению полета на таком самолете являются не законными. Аношечкин С.В. имеет соответствующую летную подготовку и знает о том, что самолеты без данного сертификата летать не могут, поэтому, в принципе, он не возражает об удовлетворении второго пункта требований транспортного прокурора, но данный его самолет полностью исправен, годен к эксплуатации и на ДД.ММ.ГГГГ у него назначены испытания самолета соответствующей комиссией. Без проведения испытательных мероприятий и полетов ни одно воздушное судно данный сертификат получить не сможет, поэтому он установить ограничения при удовлетворении данного пункта - кроме проведения необходимых испытаний для получения сертификата летной годности, в том числе проведения необходимых регламентных работ по обслуживанию самолета и проведению установленных технических обслуживаний, т.к. без соблюдения данных требований испытывать самолет тоже нельзя.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает рассматриваемые исковые требования Лиховского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению:

В судебном заседании, в том числе и с учетом неоспариваемых позиций сторон, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на окраине <адрес>Аношечкин С.В., управляя воздушным судном «<данные изъяты>, осуществлял полеты с авиационно-химическими работами. При этом сертификат летной годности на данное воздушное судно его собственнику Аношечкину С.В. не выдавался.

В соответствии с требованиями ст.36 Воздушного Кодекса РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Пунктами 1 и 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. При этом под сертификатом летной годности понимается - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

Требованиями ст.67 Воздушного кодекса РФ установлено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту документацию, в том числе сертификат летной годности.

Таким образом, данный полет был осуществлен с нарушением законодательства о безопасности полетов и действия Аношечкина С.В. по осуществлению полета ДД.ММ.ГГГГ на воздушном судне «<данные изъяты>, <данные изъяты>.03.2195 без сертификата летной годности - необходимо признать незаконными.

Помимо этого, исходя из вышеуказанных требований закона, эксплуатация воздушного судна без данного сертификата является незаконной поэтому недопустима.

Вместе с тем, суд, с учетом позиций обеих сторон, признает за необходимость установления ограничения при установлении запрета на эксплуатацию данного воздушного судна - кроме проведения необходимых испытаний для получения сертификата летной годности. В противном случае, накладываемый судом запрет полностью исключит саму возможность проведения необходимых испытаний данного самолета и, следовательно - получения сертификата летной годности, что является недопустимым.

Проведение необходимых регламентных работ по обслуживанию самолета и проведению установленных технических обслуживаний, в данном случае подпадает под установленное судом исключение - «кроме проведения необходимых испытаний для получения сертификата летной годности», т.к. без соблюдения данных требований испытывать самолет тоже нельзя.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна. Следовательно, создается угроза неопределенному кругу лиц.

Таким образом, заявленные исковые требования Лиховского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Аношечкину С.В. подлежат удовлетворению, с учетом вышеуказанного установления ограничения при установлении запрета на эксплуатацию данного воздушного судна.

Согласно ст. 333.20. НК РФ ч.1 п.8, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В связи с этим необходимо взыскать с ответчика Аношечкина С.В. в доход государства сумму необходимой к уплате по делу госпошлины в размере 600 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лиховского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Аношечкину С.В. - удовлетворить:

Признать действия Аношечкина С.В. по осуществлению полета ДД.ММ.ГГГГ на воздушном судне <данные изъяты> - незаконными.

Запретить использование (эксплуатацию) воздушного судна - «<данные изъяты>, до получения сертификата летной годности, кроме проведения необходимых испытаний для получения сертификата летной годности.

Взыскать с Аношечкина С.В. в доход государства сумму необходимой к уплате по делу госпошлины в размере 600 ( шестьсот ) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Скоморохов В.В.