Дело № 2-1445/2017
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 мая 2017 года город Екатеринбург
Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гребенщиковой Н.А.,
при секретаре Ведерниковой А.В.,
с участием помощника прокурора Тимофеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
заместитель прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ссылаясь на следующее.
В ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на защиту здоровья граждан, прокурором выявлена интернет-страница, расположенная по адресу: ***, на которой неопределенному кругу лиц предоставляется возможность воспользоваться услугой приобретения алкогольной, спиртосодержащей продукции дистанционным способом. При этом на сайте размещены контакты и реквизиты для покупки алкоголя дистанционным способом в ночное время, в том числе под предлогом передачи алкоголя в качестве подарка с указанием наименования, количества, объема, стоимости.
Поскольку положениями ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» возможность ограничения доступа к указанной информации в сети Интернет на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлена ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурор, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Представитель заявителя - помощник прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга Тимофеев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в рассматриваемом заявлении.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В возражениях на заявление заинтересованное лицо просило исключить его из лиц, участвующих в деле, производство по делу прекратить.
Суд, с учетом мнения представителя заявителя, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело приданной явке.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.5 указанной статьи).
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Положениями ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612).
Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 настоящего Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в том числе несовершеннолетним запрещается (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Статьями 6.17, 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Кроме того, ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.
Проведенной прокуратурой проверкой выявлена страница в сети «Интернет», расположенная по адресу: ***, на которой пользователю предоставляется возможность воспользоваться услугой приобретения алкогольной, спиртосодержащей продукции дистанционным способом. При этом на сайте указаны телефоны, по которым можно сделать заказ, а также ассортимент и стоимость алкогольной продукции.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения гражданского дела по существу обстоятельства суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление прокурора о признании информации о возможности приобретения алкогольной, спиртосодержащей продукции дистанционным способом, размещенной на странице в сети «Интернет» по адресу: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Размещенная на указанной странице информация ориентирована на неограниченный круг лиц, в обход установленных законодательством требований и ограничений для осуществления такой деятельности.
Довод стороны заинтересованного лица о необходимости рассмотрения данной категории дел в порядке искового производства с привлечением к участию в деле в процессуальном статусе ответчика лица, на чье имя зарегистрирован соответствующий интернет-ресурс судом отклоняется на основании следующего.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Часть 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию о возможности приобретения алкогольной, спиртосодержащей продукции дистанционным способом, размещенную на странице в сети «Интернет» по адресу: *** информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Н.А. Гребенщикова