ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/2021 от 12.05.2021 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

61RS0012-01-2021-002441-07 Дело № 2-1445/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгодонск 12 мая 2021 года

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кулинича А.П.,

при секретаре Филимоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал», третье лицо Региональная служба по тарифам Ростовской области об обязании выполнить мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгодонска Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском.

В обоснование иска прокурор указал, что согласно постановлению администрации г. Волгодонска от 22.12.2016 № 3140 МУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в муниципальном образовании «Город Волгодонск».

Прокуратурой города Волгодонска проведена проверка соблюдения МУП «Водоканал» законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе при разработке и реализации производственных программ.

Установлено, что с целью осуществления деятельности МУП «Водоканал» в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, предприятием разработаны и Региональной службой по тарифам Ростовской области утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17.12.2018 № 83/70 утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» на 2019-2023 годы.

Проверка производственных программ и отчета об их исполнении за 2019 год показала, что мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения не произведены либо произведены не в полном объеме.

22.01.2020 и.о. директора МУП «Водоканал» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления, установлено, в сфере водоснабжения и водоотведения в 2019 году не произведены либо выполнены не в полном объеме:

- замена запорных арматур марки 30ч39р, d = 200 мм. Согласно производственной программе необходимость замены запорных арматур d 200 мм имелась в количестве 15 шт., вместе с тем согласно отчету о выполнении производственной программы за 2019 год выполнена замена только 7 шт.;

- капитальный ремонт насосов на подкачивающих насосных станциях. Согласно полученному ответу на представление от 04.03.2021 № 05/01-20.1/419 капитальный ремонт не выполнен в полном объеме, т.к. появилась возможность приобрести запасные части и выполнить работы текущим ремонтом.

Вместе с тем работы по капитальному ремонту заменить работами по текущему ремонту невозможно, поскольку к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий, а к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Таким образом, МУП «Водоканал» не могло заменить работы по капитальному ремонту текущим, т.к. объем выполняемых работ, устранения неисправностей у данных видов ремонтов различен, в связи с чем фактически МУП «Водоканал» работы по капитальному ремонту насосов на подкачивающих насосных станциях не выполнило;

- капитальный ремонт всасывающего оголовка аварийного всаса на водозаборе № 2, марки ПЭ 80 SDR17,6, d=710 мм. Капитальный ремонт не выполнен в полном объеме, что подтверждается ответом МУП «Водоканал» от 04.03.2021 № 05/01- 20.1/419;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 25, квартал В-16, ул. М. Кошевого. Капитальный ремонт не выполнен в полном объеме, что подтверждается ответом МУП «Водоканал» от 04.03.2021 № 05/01-20.1/419;

- капитальный ремонт участка магистрального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 21, ул. Индустриальная. Капитальный ремонт не выполнен в полном объеме, что подтверждается ответом МУП «Водоканал» от 04.03.2021 № 05/01-20.1/419;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6, ул. К. Маркса. Капитальный ремонт не выполнен в полном объеме, что подтверждается ответом МУП «Водоканал» от 04.03.2021 № 05/01-20.1/419.

Таким образом, МУП «Водоканал» не выполнило мероприятия производственной программы на общую сумму 3 552,76 тыс. руб.

Согласно ответу МУП «Водоканал» от 04.03.2021 № 05/01-20.1/419 на представление прокуратуры города Волгодонска от 22.01.2021 № 7-27-2021 проведение капитального ремонта участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 25, квартал В-16, ул. М. Кошевого невозможно в связи с ремонтом стадиона школы; капитального ремонта участка магистрального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 21, ул. Индустриальная - в связи с перенаправлением работ на другой объект; капитального ремонта участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6, ул. К. Маркса - в связи с нецелесообразностью.

В силу пункта 17 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы. Регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы. Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8-11 настоящих Правил.

Вместе с тем корректировка производственных программ на 2019 год не производилась, постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.11.2019 № 58/67 произведена корректировка производственных программ на 2020 год. Таким образом, без произведенной корректировки производственных программ указанные выше мероприятия производственных программ на 2019 год не исполнены.

Указанные мероприятия подлежали исполнению МУП «Водоканал» за счет себестоимости оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, поскольку финансовые затраты на данные мероприятий включены в тарифы по водоснабжению для потребителей. Однако вышеуказанные мероприятия по ремонту объектов водоснабжения и водоотведения не произведены.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении МУП «Водоканал» предусмотренных производственной программой в сфере водоснабжения и водоотведения мероприятий, финансирование которых заложено в тарифе в сфере водоснабжения и водоотведения, чем, в свою очередь, нарушаются права граждан, проживающих на указанных территориях в части предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, участки сетей имеют высокую степень износа и требуют ремонта.

На основании вышеизложенного прокурор г. Волгодонска просил суд обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал» выполнить за счет денежных средств муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал» и в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год:?

- замену запорных арматур марки 30ч39р, d = 200 мм в полном объеме;

- капитальный ремонт насосов на подкачивающих насосных станциях;

- капитальный ремонт всасывающего оголовка аварийного всаса на водозаборе № 2, марки ПЭ 80 SDR17,6, d=710 мм;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 25, квартал В-16, ул. М. Кошевого;

- капитальный ремонт участка магистрального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 21, ул. Индустриальная;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6, ул. К. Маркса.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Волгодонска Турченко М.А. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель МУП «Водоканал» по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск признала частично, просила установить срок исполнения исковых требований до 01.12.2021, а в удовлетворении иска в части обязания произвести капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6 по ул. К. Маркса отказать, ссылаясь на то, что выполнение ремонта указанного участка водопровода нецелесообразно, поскольку в настоящее время выполнено строительство дополнительной нитки водопровода (закольцовка), резервная пропускная мощность позволяет обеспечить транзит воды без относительного снижения напора в сети, невыполнение соответствующих работ не повлечет за собой нарушение или угрозу нарушения жизни и здоровья граждан.

Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее третье лицо направило в суд отзыв, согласно которому по окончании долгосрочного периода регулирования (с 01.01.2019 по 31.12.2023) из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» г. Волгодонска будут исключены экономически необоснованные доходы (расходы) прошлых периодов регулирования, в том числе расходы, учтенные при формировании тарифов на реализацию мероприятий производственных программ, но фактически не исполненных предприятием.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Региональной службы по тарифам Ростовской области на основании статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя прокуратуры г. Волгодонска Турченко М.А., представителя МУП «Водоканал» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 21 статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу части 1 статьи 41 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством РФ.

Соответствующий порядок предусмотрен Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила).

В силу статьи 41 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации.

Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

В силу пункта 17 Правил корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы. Регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы. Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8-11 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 30 Правил контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, в том числе: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке (п. 31 Правил).

Пунктом 32 Правил установлено, что регулируемые организации ежегодно до 1 апреля представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.

В соответствии со статьей 39 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.

Частью 5 статьи 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируется обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.

В силу части 1 статьи 7 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.

При этом частью 2 данной статьи установлено, что производственная программа включает обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса, а также план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг.

Между тем из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в муниципальном образовании «Город Волгодонск» является МУП МО «Город Волгодонск» «Водоканал».

В ходе проведенной прокуратурой г. Волгодонска проверки установлено, что МУП «Водоканал» разработаны и Региональной службой по тарифам Ростовской области утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17.12.2018 № 83/70 утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» на 2019-2023 годы.

Производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения в 2019 году не выполнены ответчиком в полном объеме, а именно не выполнено:

- замена запорных арматур марки 30ч39р, d = 200 мм. Согласно производственной программе необходимость замены запорных арматур d 200 мм имелась в количестве 15 шт., вместе с тем согласно отчету о выполнении производственной программы за 2019 год выполнена замена только 7 шт.;

- капитальный ремонт насосов на подкачивающих насосных станциях;

- капитальный ремонт всасывающего оголовка аварийного всаса на водозаборе № 2, марки ПЭ 80 SDR17,6, d=710 мм;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 25, квартал В-16, ул. М. Кошевого;

- капитальный ремонт участка магистрального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 21, ул. Индустриальная;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6, ул. К. Маркса.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об обязании ответчика выполнить соответствующие мероприятия производственной программы на 2019 год.

Доводы МУП «Водоканал» о том, что в настоящее время резервная пропускная мощность по объему пропускаемой воды на участке внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6 по ул. К. Маркса позволяет обеспечить транзит воды без относительно незначительного снижения напора в сети, а невыполнение капитального ремонта участка внутриквартального водопровода не влечет за собой нарушение условий жизнедеятельности населения города Волгодонска и не создает угрозу их жизни и здоровью, не могут быть приняты во внимание, поскольку мероприятия производственной программы являются обязательными к исполнению, в том числе, поскольку на данные мероприятия выделены соответствующие бюджетные средства, а изменения в производственную программу на 2019 года в установленном законом порядке не вносились.

Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания доводы МУП «Водоканал» о том, что в настоящее время установлен срок для выполнения соответствующих мероприятий производственной программы - до 01.12.2021, а поэтому на основании статьи 206 ГПК РФ считает возможным установить срок для исполнения настоящего решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал», третье лицо Региональная служба по тарифам Ростовской области об обязании выполнить мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения и водоотведения удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал» выполнить за свой счет мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год, а именно:?

- замену запорных арматур марки 30ч39р, d = 200 мм в полном объеме;

- капитальный ремонт насосов на подкачивающих насосных станциях;

- капитальный ремонт всасывающего оголовка аварийного всаса на водозаборе № 2, марки ПЭ 80 SDR17,6, d=710 мм;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 25, квартал В-16, ул. М. Кошевого;

- капитальный ремонт участка магистрального водопровода от водопроводного колодца 6 до водопроводного колодца 21, ул. Индустриальная;

- капитальный ремонт участка внутриквартального водопровода от водопроводного колодца 26 до водопроводного колодца 6, ул. К. Маркса.

Установить срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 19.05.2021.

Судья Волгодонского районного суда

Ростовской области подпись А.П. Кулинич