ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1447 от 08.02.2011 Новгородского районного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский районный суд Новгородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новгородский районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1447/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2011 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Надеждиной Ц.В.,

с участием заявителя Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности в лице представителя ФИО1, действующего на основании Положения,

представителя заявителя, представителя третьего лица Новгородской областной организации общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности ФИО2, действующей на основании доверенностей,

представителей заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности об оспаривании действий Управления Министерства юстиции по Новгородской области по отказу в совершении регистрационных действий и обязании его осуществить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Первичная профсоюзная организация открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности (далее по тексту - Организация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства юстиции по Новгородской области (далее по тексту -Управление) по отказу в совершении регистрационных действий и обязании его осуществить определенные действия.

В обоснование заявления Организация указала, что 23 сентября 2010 года обратилась в Управление с заявлением о внесении изменений в учредительные документы Организации.

Письмом от 18 октября 2010 г. за № 4006, подписанным заместителем начальника Управления ФИО5, сообщено об отказе Управления зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы Организации по основаниям, указанным в письме. Помимо оснований отказа, письмо содержит ряд требований, которые необходимо учесть при повторной подаче документов.

Заявитель полагает отказ Управления в государственной регистрации изменений в учредительные документы Организации незаконным, поскольку перечисленные основания отказа не входят в компетенцию Управления, которое тем самым вышло за рамки предоставленных ему полномочий.

Управление фактически вмешалось в деятельность Организации, нарушая ее право на самостоятельное определение целей и задач деятельности, утверждение структуры профсоюза и соответствующих учредительных документов.

На основании изложенного заявитель просит признать отказ Управления в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации незаконным и обязать Управление устранить препятствия для осуществления уставной деятельности Организации, направив представленные сведения и документы в УФНС РФ по Новгородской области.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО6, представитель заявителя, представитель заинтересованного лица НОООО - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности ФИО2 заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем мотивам.

Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области ФИО3 полагала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что действия Управления являются законными и обоснованными. Каких-либо препятствий в деятельности профсоюза отказ в регистрации не создает, поскольку не препятствует повторной подаче документов в случае устранения указанных недостатков. Кроме того, в ходе правовой экспертизы Управление исходило из того, что деятельность профсоюзных организаций регулируется не только Федеральным законом «О профессиональных союзах…», но и законами «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», положения которых не были соблюдены заявителем при подаче документов.

Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области ФИО4 полагала заявление не подлежащим удовлетворению.

Письменный отзыв по существу заявленных требований Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области в судебное заседание не представлен.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 23 сентября 2010 г. Первичной профсоюзной организацией ОАО «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности в лице ФИО1 в Управление Министерства юстиции РФ по Новгородской области поданы документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а именно: заявление, новая редакция учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Положение), Решение о внесении изменений в учредительные документы (Протокол, Договор), Устав НОО РХП, Свидетельство о регистрации № ... от 30.06.1999 г., два Устава Росхимпрофсоюза редакции 2005 г., Устав Росхимпрофсоюза редакция 2010 г., Свидетельство о государственной регистрации РХП № ... от 16.06.2005 г., Свидетельство о государственной регистрации РХП от 31.05.2010 г. № ..., Свидетельство о государственной регистрации НОО РХП № ... от 14.04.2006 г., доверенность, документ об уплате государственной пошлины.

Уведомлением от 18 октября 2010 года № 4006 Организации сообщено, что на основании п.2 ст.15 Конституции РФ, подп. 1, 4 п.1 ст.23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п.п.1 и 2 ст.23 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Первичной профсоюзной организацией ОАО «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности, документы на которую были представлены в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 23.09.2010 г. - отказано.

Управлением отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, по тем основаниям, что:

- Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается на основании документов, представленных отделением в соответствии с частью 6 ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях», заверенных центральным руководящим органом общественного объединения и уведомления от центрального руководящего органа общественного объединения о наличии в соответствующем субъекте отделения, месте его нахождения и руководящих органах, чему не соответствует представленный пакет документов.

- Пакет документов должен содержать Общее положение о первичной профсоюзной организации.

- Положение об Организации не содержит цели создания Организации, порядка внесения изменений и дополнений в Положение, а также порядка реорганизации и ликвидации Организации.

- Пункт 19 ст. 2, подп. 1.14 п. 1 ст. 4 и подп. 1.9 п. 1 ст. 9 Положения об организации противоречат Указу Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации.

- Учредительные документы Организации должны содержать исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, причем перечень должен прямо соответствовать уставным целям и задачам некоммерческой организации. Постановлением правительства РФ № 677 от 10.11.2003 года определение видов экономической деятельности осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения объекта к соответствующему коду.

- В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» № 212 от 15.04.2006 года виды экономической деятельности должны быть отражены в листе Е формы РН0003.

- Положение об Организации не содержит структуры, компетенции, порядка формирования и сроков полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации в нарушение ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях».

- Пункт 5 ст. 8 Положения об Организации содержит неполный перечень вопросов отнесенных, в соответствии со ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

- В соответствии с требованием ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», образование исполнительных органов некоммерческих организаций относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, чему не соответствует положения п. 1 ст. 10 и п. 6 ст. 11 Положения об организации.

- Из поданного на государственную регистрацию Положения не представляется возможным установить лицо, имеющее право выступать от имени Организации, поскольку право выдавать доверенности от имени организации, принадлежит как председателю, так и заместителю (заместителям), чем нарушены положения ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Помимо оснований отказа, письмо содержит требования, которые необходимо учесть при повторной подаче документов.

Согласно подп. 10, 11 ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-фз (Закон №82-ФЗ) Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Как видно из Устава Общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности и Общего Положения о первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников химической промышленности, Общественная организация - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности является добровольным объединением первичных профсоюзных организаций, осуществляющих свою деятельность на основании устава Профсоюза, Общего положения о первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников химической промышленности, которая является отделением Профсоюза.

Из установленных обстоятельств дела следует, что при представлении документов на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческих организаций, отсутствовало уведомление от центрального руководящего органа общественного объединения о наличии в соответствующем субъекте отделения, месте его нахождения, а также сведения о руководящих органах ППО ОАО «Акрон», что явилось одним из оснований отказа в регистрации.

Между тем, соответствующее уведомление было представлено в Управление 14.10.2010 г., при том, что распоряжение об отказе в регистрации вынесено 15.10.2010 г. При этом не имеет правового значения тот факт, что заключение по итогам проведения правовой экспертизы составлено 13.10.2010 г., поскольку юридическим документом, подтверждающим отказ, является именно распоряжение от 15.10.2010 г., подписанное должностным лицом органа юстиции, уполномоченным на совершение соответствующих юридически значимых действий.

В гл. 5 ст. 18 п. 4 Устава Общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности предусмотрено, что Первичная профсоюзная организация действует в соответствии с Уставом профсоюза, Уставом территориальной организации профсоюза (при его наличии), Общим положением о первичной профсоюзной организации, Положением о первичной профсоюзной организации (при его наличии).

Общее положение о первичной профсоюзной организации Организацией в Управление представлено не было.

В то же время, указанный документ представлялся Организацией в Управление ранее при ее регистрации. В данном случае имело место внесение изменений в учредительные документы и, соответственно, представлено Положение первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон», которое является конкретизирующим документом по отношению к Общему положению, в связи с чем, отказ в регистрации по указанному основанию суд признает необоснованным.

В уведомлении об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, Управление ссылается на часть 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) согласно которой Устав профсоюза должен предусматривать, в том числе: наименование, цели и задачи профсоюза; порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях; другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза, а также на ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-фз, согласно которой Устав общественного объединения должен предусматривать, в том числе название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Указанные нормы закона распространяются не на Положение о первичной профсоюзной организации, как на то указывает Управление, а на требования к Уставам профсоюза.

Вместе с тем, в Уставе Новгородской областной организации общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности, утвержденного на IV внеочередной конференции 17 февраля 2006 г. в ст.2 закреплено, что уставной целью областной организации Профсоюза является повышение уровни жизни членов Профсоюза.

Что касается Положении о первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» Новгородской областной организации общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности, то в гл. 2 ст. 2 указано, что «главной задачей первичной профсоюзной организации является представительство и защита профессиональных, трудовых, социальных и иных интересов членов Профсоюза… Для достижения своих целей первичная организация осуществляет следующие функции …» (стр.3 Положения). Также предусмотрен в положении в гл. 7 Порядок реорганизации и ликвидации первичной профсоюзной организации.

Таким образом, Положение, действительно, не содержит цели создания Организации, в том виде, в котором они закреплены Уставом. Кроме того в Положении не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений в Положение, однако нормами закона данные требования и не предусмотрены, поскольку Устав и Положение являются по сути разными документами, а положения закона, указанные Управлением закрепляют соответствующие требования именно к Уставу (а не Положению) Организации.

Статьей 15 раздела 2 Указа Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации") установлено, что решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации по результатам рассмотрения ходатайства о награждении государственными наградами и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам (далее - Комиссия).

Положением о первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» Новгородской областной организации общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности в п.19 ст.2 предусмотрено, что в соответствии с действующими положениями Первичная профсоюзная организация награждает или ходатайствует о награждении членов Профсоюза, профсоюзных активистов, профсоюзных работников профсоюзными, государственными, ведомственными и отраслевыми наградами и знаками отличия. Аналогичные положения закреплены и в подп. 1.14. п.1 ст.4 и подп. 1.9. п. 1 ст. 9 Положения.

Исходя из логического толкования, указанного в Положении порядка награждения государственной наградой, Первичная профсоюзная организация не награждает государственной наградой, а ходатайствует о таком награждении. В то же время Организация вправе самостоятельно награждать членов Профсоюза, профсоюзных активистов, профсоюзных работников непосредственно профсоюзными наградами и знаками отличия. Соответственно, в данном случае указанные нормы Положения истолкованы Управлением неправильно и оснований для отказа в регистрации изменений в учредительные документы по данному пункту также не имеется.

В соответствии с п.9 Положения «О разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем действующими нормативными актами не установлено, что учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности.

Так, согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

При этом ч. 2 ст.24 вышеуказанного закона предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, закон не содержит ограничений по количеству осуществляемых некоммерческой организацией видов деятельности. Но прямо указывает на то, что они должны соответствовать целям деятельности некоммерческой организации.

Какие заявленные в Положении виды деятельности не соответствуют целям деятельности первичной профсоюзной организации ОАО «Акрон» Новгородской областной организации общественной организации - Российский профессиональный союз работников химических отраслей промышленности, в ходе судебно заседания не установлено.

Приложением N 1к Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» утверждена форма Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Форма N РН0003. В указанной форме в листе Е предусмотрены сведения о видах экономической деятельности, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц. В Примечание к листу Е указываются все виды экономической деятельности некоммерческой организации, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц. Если количество видов деятельности больше 5, то заполняется второй лист Е, и т.д. Первым указывается основной вид экономической деятельности.

Установленные законом требования, должны соблюдаться и исполняться. Указанные законом требования являются обязательными в том числе и для некоммерческих организаций. Как следует из представленных истцом документов, Первичной профсоюзной организацией ОАО «Акрон» профсоюза работников химических отраслей промышленности указан вид экономической деятельности код кодом 91.20 -деятельность профессиональных союзов.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (сокращенная форма записи - ОКДП) представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации. ОКДП является составной частью общей системы классификации и кодирования экономико - статистической информации. Он предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о кодах по ОКВЭД (подп. "п" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Они вносятся в государственный реестр регистрирующим органом на основании сведений о видах экономической деятельности, указанных заявителем в заявлении при государственной регистрации юридического лица.

Хозяйствующие субъекты определяют коды видов их деятельности самостоятельно в соответствии с Общероссийским классификатором, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Так сказано в пункте 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677.

Таким образом, юридическое лицо само определяет коды, планируемой к осуществлению деятельности по ОКВЭД, которые указываются в заявлении о государственной регистрации, представляемом в регистрирующий орган. В связи с чем, требования в указанной части несостоятельны, поскольку Организацией указан вид деятельности под кодом 91.20 - деятельность профессиональных союзов, чем она и планирует заниматься.

В отказе Управление ссылается на то, что согласно требований ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» учредительными документами некоммерческой организации должна быть установлена структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решения и выступления от имени некоммерческой организации, чему не соответствует представленное Положение.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 20 Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Таким образом, требования, на которые ссылается Управление, законодатель предъявляет к содержанию Устава, а не к Положению. Вместе с тем, в Положении предусмотрена глава 3 «Организационная структура первичной профсоюзной организации, глава 4 «Органы первичной профсоюзной организации», которыми являются: профсоюзное собрание, профсоюзный комитет, президиум профсоюзного комитета, Председатель первичной профсоюзной организации, контрольно-ревизионная комиссия первичной профсоюзной организации, с компетенцией, порядком формирования, срок полномочий, порядком принятия ими решений.

Кроме того, Управление ссылается на то, что п.5 ст. 8 Положения содержат неполный перечень вопросов отнесенных в соответствии со ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Между тем в указанном пункте речь идет не о перечне вопросов, как указывает Управление, а о порядке принятия решений и голосовании.

Управление указывает, что в соответствии со ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» образование исполнительных органов некоммерческой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, чему противоречат положения п.1 ст.10 и п. 6 ст. 11 Положения.

Между тем, п. 1 ст.10 Положения указывает про президиум профсоюзного органа, а в п.6 ст. 11 Положения закреплено положение об освобождение от обязанностей председателя профсоюзной организации. Таким образом, не представляется возможным установить, в чем заключается нарушение указанной Управлением нормы закона.

Также согласно отказу в регистрации, Управление пришло к выводу о невозможности установления лица, имеющего право выступать без доверенности от имени.

Между тем в п.1.3 ст.11 Положения прямо указано, что право выступать от имени Организации без доверенности имеет ее Председатель. В свою очередь, согласно п.3.3, 3.6, ст.12. заместитель Председателя вправе выдавать доверенности от имени Организации (а не действовать от ее имени), с учетом внутреннего распределения полномочий, что является исключительной прерогативой самой Организации. В связи с чем, указанное основание отказа суд также признает необоснованным.

Организация внутренней структуры Организации, порядок образования руководящих органов и их компетенция закреплены в Положении и каких-либо существенных нарушений действующего законодательства в указанной части не содержат.

Статьей 3 Конвенции N 87 от 09 июля 1948 года «Относительно свободы ассоциаций и права на организацию» предусмотрено, что государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить или воспрепятствовать законному осуществлению права граждан на объединение, включая право вырабатывать уставы, административные регламенты, выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность. Данная Конвенция является составной частью правовой системы РФ и должна применяться непосредственно. Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области не вправе было отказывать в регистрации представленных Первичной профсоюзной организацией изменений и дополнений в устав, поскольку такая регистрация, в соответствии с указанными нормами, должна была быть произведена в уведомительном порядке. Отказ в регистрации изменений и дополнений в устав Организации нарушает ее права, установленные ст.7 Конвенции № 87, предусматривающей, что приобретение прав юридического лица организациями трудящихся не может быть подчинено условиям, способным воспрепятствовать реализации права на объединение, права создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, права вырабатывать свои уставы и организовывать свою деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК ПФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что существенных нарушений, являющихся основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, в данном случае не имеется, в связи с чем, заявление Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом, поскольку направление представленных сведений и документов в УФНС РФ по Новгородской области, является обязательным в случае регистрации изменений в учредительные документы, обязывать в судебном порядке Управление совершить указанные действия, является излишним.

Так как в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление юстиции освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, подлежат возмещению за счет бюджета, в который данная сумма была уплачена.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 257 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности - удовлетворить.

Обязать Управление Министерства юстиции по Новгородской области зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности.

Возместить за счет бюджета расходы, понесенные Первичной профсоюзной организацией открытого акционерного общества «Акрон» Профсоюза работников химических отраслей промышленности в связи с уплатой государственной пошлины, в размере 4 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 14 февраля 2011 года.

Председательствующий И.В. Щеглов