ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1447/2021 от 25.05.2021 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1447/2021

73RS0004-01-2021-004532-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2021 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Усовой В.Е.,

при секретаре Спиридоновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» о возложении обязанности прекратить производить начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда, штрафа,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (далее по тексту ООО УК Экостандарт») о возложении обязанности прекратить производить начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда, штрафа, указав следующее.

Она является собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. На протяжении длительного времени по вышеуказанному адресу ООО «УК Экостандарт» производится начисление платы за услуги по сбору и утилизацию ТКО. С данными начислениями она не согласна по следующим основаниям. Согласно п.п. «б», п. 8.1. постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах. Находящееся в ее собственности здание по вышеуказанному адресу не является домом, а является объектом незавершенного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Принадлежащее ей здание не является жилым домом, так как до настоящего времени не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.

На основании разд.2, приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области по типам категорий объектов утверждены приказом Министерства развития конкуренции Ульяновской области от 29.06.2017 года № 06-77. Вышеуказанным приказом норматив накопления твердых коммунальных отходов для объектов незавершенного строительства не утверждался. В действующем законодательстве, регламентирующем порядок взимания платы за услуги по сбору и утилизации ТКО, отсутствуют правовые основания для взимания платы с собственников объекта незавершенного строительства. Просила обязать ответчика прекратить производить начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и штраф в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Истица ФИО1 в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и дополнительно пояснила суду, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нем объекта незавершенного строительства. Данный объект используется под дачу, проживать в нем невозможно. Она находится на участке с 8 утра до 17 часов вечера, однако контейнером для сбора мусора не пользуется, все отходы она сжигает на огороде. Судебным приказом с нее взыскана задолженность по оплате за ТКО, в настоящее время всю сумму заложенности она оплатила. Однако, считает данные начисления неправомерными, так как действующим законодательством не предусмотрена плата за вывоз ТКО собственникам объекта незавершенного строительства. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что с 01.01.2019 ООО «УК Экостандарт» оказывается коммунальная услуга населению по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вывоз ТКО осуществляется обществом в соответствии с утвержденной органом муниципального самоуправления территориальной схемой размещения мест (накоплений) ТКО. Вопросы о включении и исключении площадок не входит в компетенцию ООО «УК Экостандарт». Вывоз ТКО осуществляется регулярно и в полном объеме, жалоб относительно качества оказанных услуг от жителей населенного пункта не поступало. ФИО1 является собственницей земельного участка и объекта незавершенного строительства. Согласно акту выездной проверки от 26.03.2021года, составленного менеджером по работе с физ.лицами ООО «УК Экостандарт», на земельном участке по адресу: <адрес> присутствует дом из белого кирпича, дорожки расчищены от снега. В соответствии с п. 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: на земельных участках - с лицами, владеющими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. На спорный дом начисления производятся на 1 человека. Исходя из изложенного считает начисления за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами законными. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 ООО «УК Экостандарт» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности №3 – Заволжский район г.Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области).

14.05.2018 между обществом и Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ульяновской области.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641» (далее - Правила обращения с ТКО).

Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Договор оказания услуг по обращению с ТКО между ООО «УК Экостандарт» и физическими лицами, проживающими, ведущими хозяйственную деятельность и имеющими в собственности здания (помещения) в зоне деятельности регионального оператора, в виде публичной оферты опубликован в номере районной газеты «Приволжская правда» №50 от 12.12.2018 с указанием всех существенных условий, необходимых для данного вида договора.

При таких обстоятельствах договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 08.05.2019 №488 была утверждена схема мест (площадок) накопления ТКО и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. В приложении № 34 содержится схема размещения мест (площадок) на территории <адрес> с зоной обслуживания жилого сектора по <адрес>.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка кадастровый с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и собственником объекта незавершенного строительства кадастровый , площадь застройки <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 28.12.2020 года и от 28.08.2007 года соответственно.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее по тексту — Правила № 1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Следовательно, ФИО1, являясь собственником земельного участка и строения на нем должна нести обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Доводы истицы о том, что законодательно не закреплена обязанность вносить плату за ТКО собственникам объектов незавершенного строительства, суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку, как было указано выше, такая обязанность наступает не только у собственников жилых помещений, но и у собственников иных зданий, строений, к которым относятся и объекты незавершенного строительства, а также у собственников земельных участков, к коим относится и ФИО1

Приказами Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а Приказами ООО «УК Экостандарт», имеющимися в материалах дела, установлены размеры платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и домовладениях, в соответствии с которыми и начисляется плата за данную услугу истице ФИО1

Основываясь на приведенных выше нормах права, исходя из того, что региональным оператором обязанность по сбору, вывозу ТКО с контейнерных площадок, расположенных на территории р.п.Чердаклы исполняется надлежащим образом, услуга оказывается всем жителям без исключения населенного пункта, факты некачественного оказания услуг не установлены, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении ФИО1 договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, а также доказательств направления региональному оператору заявки и документов в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил на заключение договора с ответчиком на иных условиях, истицей в суд представлено не было, суд приходит к выводу о правомерности начисления истице платы за ТКО и отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить данные начисления.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем или организацией, выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку факт нарушения прав потребителя ФИО1 при рассмотрении дела не установлен, то законных оснований для удовлетворения требования истицы о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей не имеется.

С учетом изложенного, исковые требования являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» о возложении обязанности прекратить производить начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей и штрафа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Усова В.Е.

В окончательной форме решение изготовлено 01.06.2021.