ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1447/2023 от 21.06.2023 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2 -1447/2023

УИД 05RS0012-01-2023-001485-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дербент 21 июня 2023 года

Дербентский городской суд в составе: председательствующего судьи Галимова М.И., при ведении протокола судебного заседания Куруглиевой К.З. и Алиевой Ф.О., с участием прокурора Саруханова Р.М., истца Наметуллаева П.Н. и его представителя адвоката Абдуллаева Н.З., представителя ответчика Дербентского городского местного организационного комитета по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» по доверенности Расуловой М.Х. и Ахмедова А.В., в отсутствие представителей третьих лиц: Собрания депутатов ГО «город Дербент», Дагестанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», депутатов Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г. и Сейидова Ш.Г., просивших суд рассмотреть дело без их участия, рассмотрев материалы гражданского дела по иску Наметуллаева Полада Ниязовича к Дербентскому городскому местному Организационному комитету по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» о признании Решения Дербентского местного Организационного комитета в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 07.04.2023 года об отказе незаконным, обязать устранить данное нарушение путем вынесения решения о регистрации, с дополнениями к требованиям о признании Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 22 апреля 2023 года о регистрации Магомедова Магомеда Гаджимурадовича и Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 24 апреля 2023 года о регистрации Сейидова Шарафутдина Гаджиалиевича кандидатами предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» незаконными, отменить данные решения и исключить их из списков кандидатов,

УСТАНОВИЛ:

Наметуллаев П.Н. обратился в суд с иском к Дербентскому городскому местному Организационному комитету по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» о признании Решения об отказе в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 07.04.2023 года незаконным и обязать устранить данное нарушение путем вынесения решения о регистрации, с дополнениями к требованиям о признании Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 24 апреля 2023 года о регистрации Сейидова Шарафутдина Гаджиалиевича и Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 22 апреля 2023 года о регистрации Магомедова Магомеда Гаджимурадовича кандидатами предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» незаконным, отмене решения и исключения их из списка кандидатов.

Исковые требования Наметуллаева П.Н. мотивированы тем, что Решением от 07 апреля 2023 года Наметуллаеву Поладу Ниязовичу было отказано в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент» по нижеследующим основаниям.

Так, 4 апреля 2023 года истец Наметуллаев Полад Ниязович, представил в Дербентский городской местный Организационный комитет по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент» перечень необходимых документов.

Рассмотрев представленные документы, Организационный комитет установил, что истцом нарушены требования Положения о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент» подпункта 2 пункта 6 ст.14 Положения, а именно, в установленный срок не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктами 7,8 статьи 13 Положения для уведомления кандидата:

  • Копия всех страниц паспорта;
  • Копия документа, подтверждающего статус неработающего кандидата предварительного голосования;
  • Справки об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе.

Так же, по мнению ответчика, выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 ст. 14 Положения, в связи с тем, что истцом допущены действия, дискредитирующие Партию или иные действия (бездействие), наносящие ущерб политическим интересам Партии.

4 апреля 2023 года на заседании местного политического совета Дербентского городского местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» принято решение об объявлении выговора в соответствии с пунктами 5.3.6., 5.5 Устава Партии, пункта 1.1., 1.2 Положения «О партийных взысканиях», пунктом 8.3 Положения «О депутатских объединениях Партии в представительном органе муниципального образования» за совершение действий, нарушающих устав Партии.

С оспариваемым решением истец не согласен и считает его незаконным и подлежащим отмене.

Так, в соответствии со ст. 75 ч. 1 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 78 ч.2 Ф3-№67 от 12.06.2002 г., жалоба на решение комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46).

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях” (далее - Закон №95-ФЗ).

В соответствии со статьёй 23 Закона №95-ФЗ члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности, в соответствии с её уставом (пункт 4).

Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и её руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии (пункт 5).

Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ (пункт 8).

Обязанность политической партии или ее структурного подразделения рассмотреть кандидатуру гражданина, подавшего заявление о включении в список кандидатов, не обеспечивает реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации непосредственного права граждан быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку ставит его реализацию в зависимость от волеизъявления другого субъекта.

Вместе с тем, исходя из п. 11 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантии избирательных прав должны обеспечивать реализацию этих прав, то есть предполагать возможность кандидата реализовать именно право быть избранным, а не право на рассмотрение своей кандидатуры политической партией.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон №82-ФЗ) в статье 19 определил, что условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные поименованным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности (статья 39).

Из приведённых законоположений в их системном единстве следует, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения общественного объединения, затрагивающего его права и законные интересы, в том числе решения политической партии об исключении гражданина из её членов. При этом суд вправе проверять соблюдение процедуры принятия и обжалования такого решения, урегулированной уставом партии, не вмешиваясь в деятельность партии и круг её политических интересов.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции РФ).

В ст. 4 Конституции Российской Федерации закреплено всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме граждан РФ, установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Исходя из конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий (Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 № 95-ФЗ).

В статье 2 № 95-ФЗ предусматривает право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партии в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Согласно подпунктам "а", "б” пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.

В Организационный комитет при подаче электронного заявления на участие в предварительном голосовании истцом была представлена ксерокопия паспорта, содержащая данные о дате его выдачи, прописка, сведения о семейном положении и др.

Таким образом, по мнению истца, Организационный комитет на момент вынесения оспариваемого решения располагал всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в том числе данными о дате выдачи паспорта. Поэтому, если какие-то страницы паспорта указаны не в полном объеме, это компенсируется приложением ксерокопии паспорта, позволяющей установить личность кандидата и не является основанием, препятствующим регистрации кандидатом предварительного голосования.

Согласно пункта 2 и подпункта "б” пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляй свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведении об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В электронном заявлении о согласии участвовать в предварительном голосовании, поданном в организационную комиссию, административный истец указал сведения о том, что временно не работает, а также, что является депутатом представительного органа муниципального образования - Собрания депутатов ГО «город Дербент» 6-го созыва.

По мнению истца, не указание в заявлении о согласии участвовать в предварительном голосовании, уточнения "на непостоянной основе" не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

При этом указание в заявление «временно не работаю», копий всех страниц трудовой книжки, а так же, что административный истец является депутатом, свидетельствует об исполнении им полномочий депутата именно на непостоянной основе. В случае исполнения заявителем обязанностей депутата на постоянной основе сведения об этом указывались бы в разделе "основное место работы или службы, занимаемая должность".

Предусмотренная законом обязанность по представлению копии документа, подтверждающего то, что истец является депутатом, выполнена надлежащим образом. К заявлению о согласии участвовать в предварительном голосовании заявителем приложена копия удостоверения депутата.

Более того истцом 11 апреля 2023 года за №58 в адрес председателя Дербентского городского местного Организационного комитета Пирмагомедова Р.М., были направлены все недостающие документы.

Что касается обстоятельств, дискредитирующих партию, в связи с объявленным истцу выговором от 4 апреля 2023 года, Наметуллаев П.Н., указывает на следующее.

9 апреля 2023 года административным истом Решение местного политического совета Дербентского городского местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 4 апреля 2023 года об объявлении выговора, а так же Решение Организационного комитета от 7 апреля 2023 года обжаловано в Президиум Регионального политического совета ДРО «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в соответствии с ч. 5 ст. 5.1 п. 5.1.8. Устава ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ч. 6 ст. 75 №67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 5 с. 23 ФЗ-95 от 11.07.2001 г. для принятая мер немедленного реагирования было обжаловано. В нарушение вышеуказанных федеральных законов и Устава Партии, на указанную жалобу ответ Наметуллаевым П.Н. не получен.

В ст. 4 №67-ФЗ от 12.06.2002 года приведён подробный и полный перечень лиц, обладающих избирательным правом и основания, в связи с которыми граждане РФ не могут быть избранными.

В ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ п. 27 говорится: Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Выговор в этот перечень не входит.

В ст. 4 Положения о предварительном голосовании по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты представительные органы органов муниципальных образований и на иные выборные должности местного самоуправления так же приведён полный перечень прав кандидата на участие в предварительном голосовании.

Ни в Уставе партии, ни в положении о предварительном голосовании нет пункта о том, что выговор может послужить основанием не допуска, и тем более «в связи с дискредитацией».

Устав ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - основной правовой нормативный документ, отражающий особенности деятельности политической партии и равный для исполнения и соблюдении всеми членами партии, не зависимо от статуса.

В Уставе предусмотрено исключение и наказание за несоблюдение программных документов, решений руководящих органов партии и её структурных подразделений.

Несоблюдение положения Устава Партии, выразившееся в действии (бездействии) должно нанести партии политический ущерб.

Согласно ст. 1.1. Устава Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является общероссийским общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и действующим на принципах добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан и органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Существует культурно-речевой аспект терминологии закона, который не допускает неточные словоупотребления. Формирование официально­-деловой письменной речи во всех языковых культурах обусловлено развитием государственности и связано с необходимостью документально закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. Вынесение процессуальных и служебных документов было всегда регламентировано нормами УПК РФ.

Особое внимание при составлении как деловых, так и процессуальных документов следует обращать на композицию, так как именно в ней раскрываются все специфические языковые характеристики.

Основу юридических деловых бумаг составляет логическая композиция. Логичность-качество рассуждения, характеризующееся последовательностью, непротиворечивостью, доказательностью. Логическая структура процессуальных актов (или композиция) определяется назначением каждого документа и строго регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Тексты деловых и процессуальных документов требуют соблюдения правил выбора слов, их употребления, сочетания между собой. Важнейшим условием правильной речи является употребление слов в соответствии с их значением.

По мнению истца, дискредитация - это юридический термин, означающий подрыв авторитета, умышленное распространение ложных сведений о государственной власти. При этом такие действия расцениваются как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением и вверенной властью, совершаемых умышленно с целью ухудшения (очернения) имиджа органов законной власти в глазах граждан и направленных на снижение доверия и поддержки избирателей.

Вся политическая система в Российской Федерации сейчас стремится к упрощению, а Партия власти, каковой является ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», как один из ярких индикаторов этого процесса, которая после начала спецоперации «Единая Россия» окончательно закрепилась как опора и надежда политического режима и курса Президента РФ.

Целенаправленное усиление роли партий в политической системе страны - это то, что делается Президентом РФ и «ЕДИНОЙ РОССИИ» последние годы.

По письменному обращению истца, в целях не допущения дискредитации и подрыва авторитета ПРОПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ОД ОМВД России по г. Дербенту в КУСП 09.03.2003 г. №1037/158 зарегистрирован материал (СЭД МВД №13/5-7076 от 17.03.2023) проверки, собранный по обращению истца о возможной противоправной деятельности неустановленных лиц, выразившихся в подрыве депутатской деятельности Собрания депутатов ГО «город Дербент» - представительного органа власти, который состоит на 72 процента (26 мандатов из 35) из членов ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

По мнению истца, если раньше «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ассоциировалась с лоялистским большинством, то теперь ее критики во многом попали в иноагенты, а ставка на консерватизм стала доминирующей в обществе.

В июле 2022 года в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон №225-ФЗ от 14 июля 2022 г. "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Государственной Думой РФ внесены поправками в УК РФ, ужесточающие ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию (ч.1 ст. 207.3 ич.1 ст. 280.3 УК РФ, по ч. 2 ст. 280.3 УК РФ), а так же дополнили статью 20.33 КоАП ответственностью за дискредитацию.

Следуя к ответу, изложенному в Решении от 7 апреля 2023 года, на заседании политсовета 4 апреля 2023 года за дискредитацию Партии должен был быть поставлен вопрос об исключении из Партии, как того требует п. 4.3.2. ст. 4.3 Устава ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Однако на заседании политсовета истцу был объявлен «выговор» в соответствии с ч. 5.5. ст. 5.2 Устава Партии, который им обжалован.

Согласно ст. 5.2. п. 5.3 Устава Партии члены Партии, сторонники Партии, иные лица, определенные п. 5.4 настоящего Устава, обязаны строго соблюдать требования закона, Устава Партии, общепринятые нормы морали и нравственности, следующие этические нормы:

  1. относиться к людям и их проблемам с уважением и вниманием, помогать им в защите прав, в восстановлении справедливости, в преодолении трудных жизненных ситуаций;
  2. исключить действия и высказывания, которые могут привести к ущемлению прав и свобод человека, отвечать за сказанное слово, не допускать высказываний, унижающих достоинство людей;

5.3.4. придерживаться принципа личной скромности и сдержанности в публичном поведении.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 февраля 2009 года №247-О-О указал, что положение пункта 5 статьи 23 Федерального закона N 95-ФЗ, закрепляющее право членов политической партии обжаловать решения и действия руководящих партийных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан, в частности членов политической партии.

Это положение, фактически закрепляя необходимость наличия внутрипартийной системы обжалования решений и действий в качестве дополнительной гарантии прав членов партии, предполагает обязанность соответствующих партийных органов в случае обращения к ним членов политической партии за защитой нарушенных прав принимать мотивированные решения.

Как указал Конституционный суд РФ в определении от 5 февраля 2009 г. №247-О-О «обязанность соблюдать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, возложенная на политические партии распространяется и на их отношения с гражданами-членами политических партий, в том числе прекращении их членства в политических партиях и наложении взысканий.

Это означает, что исключение из партии и наложение взысканий, будучи прерогативой самой партии, не может основываться на неопределённых основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуации правовой и фактической неопределённости. Члена партии нельзя безосновательно исключить из партии или наложить взыскание. Основания должны быть обозначены в Уставе.

В Уставе предусмотрено исключение и наказание за несоблюдение программных документов, решений руководящих органов партии и её структурных подразделений.

Несоблюдение положения Устава Партии, выразившееся в действии (бездействии) должно нанести партии политический ущерб.

Согласно ст. 1.1. Устава Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является общероссийским общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и действующим на принципах добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14.1. Устава Местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность (за исключением случаев, предусмотренных п. 14.1.1 настоящего Устава) в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14.7.5. п.п. 14.7.5.1. местный политсовет взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными организациями, и предприятиями любых организационно-правовых форм.

То есть основой организационного строения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является демократический централизм, принцип коллективности партийного руководства. Он выражается в широком обмене мнениями, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок, исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения одно партийцев.

В Уставе не прописано, что Секретарь местного отделения партии вправе единолично вносить предложения во фракцию (депутатское объединение) не обсудив вопрос на местном политсовете и не приняв по данному вопросу коллегиального решения.

В нарушение данного порядка предложение о сокращении депутатского корпуса в связи с низкой эффективностью и внесение изменений в Устав города было принято секретарём местного отделения партии единолично, без обсуждения на политсовете местного отделения, что подтверждается аудио протоколом заседания политсовета.

Так же из Устава следует, что меры партийного взыскания предусмотрено исключение и наказание за несоблюдение программных документов, решений руководящих органов партии и её структурных подразделений. Структурным подразделением партии является местное отделение. Депутатское объединение, в данном случае фракция Собрания депутатов не является структурным подразделением ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Решение, принятое фракцией Собрания депутатов не относится к программным документам, решениям руководящих органов партии и её структурных подразделений.

Партия и ее структурные подразделения обязаны оказывать содействие Депутатам, депутатским объединениям (фракциям) Партии в их работе (ст. 16.7.Устава).

В связи с тем, что истец не был согласен с принятой единолично и предложенной секретарём местного отделения партии - главой ГО «город Дербент» формулировкой, что Собрание депутатов ГО «город Дербент» VI созыва «НЕ ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНОЕ», решение фракции Собрания депутатов ГО «город Дербент», с целью недопущения дискредитации Партии власти «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и дачи правовой оценки, Наметуллаевым П.Н. в соответствии со ст. 5.1. п. 5.1.8 Устава обжаловано в вышестоящие органы Партии, о чём он заявил на 39-ом Заседании Собрания депутатов, которое состоялось 7 марта 2023 года.

Согласно информации (ответа) от 06 марта 2023 года №21-15/410 за подписью врио руководителя Секретариата первого заместителя Председателя Совета Федерации ФИО13 - ФИО14, указанное обращение, направлено в Центральный исполнительный комитет Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", деятельность которого осуществляется по адресу: <адрес изъят>.

На момент проведения 39-го Заседания собрания депутатов ГО «город Дербент» - 7 марта 2023 года и по день предъявления иска ответ из ЦИКа ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» административным истцом не получен, поэтому административный истец воздержался при голосовании и попросил внести это в протокол Заседания, что так же подтверждается аудио протоколом. Более того на 39-ом заседании инициированный фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» вопрос «О проекте Решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Дербент» принимался в первом чтении, а не окончательном.

По мнению истца, позиция, при которой он воздержался при голосовании на 39-ом заседания Собрания депутатов, не может быть принята, как дискредитирующая Партию и наносящая ущерб политическим интересам Партии.

Тем не менее, 11 апреля 2023 года за № 58 административный истец всё же представил в адрес председателя Дербентского городского местного Организационного комитета Пирмагомедова Р.М. недостающие (по его мнению) документы, с тем, чтобы не дать оснований для нарушения прав Наметуллаева П.Н.

Решением Дербентского местного Организационного комитета предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 24 апреля 2023 года Сейидов Шарафутдин Гаджиалиевич зарегистрирован кандидатом предварительного голосования.

Данное решение истец считает незаконным и подлежащим отмене по нижеследующим основаниям.

В соответствии со ст. 36 п. 3.1. Федерального закона от 11.07.2001 № 95- ФЗ "О политических партиях" Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Согласно информации, размещённой на официальном сайте Собрания депутатов ГО «город Дербент» - Собрание депутатов VI созыва состоит из 35 депутатов: 26 мандатов принадлежит членам ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 4 мандата Партии «Справедливая Россия», три мандата «Патриоты» и 2 мандата «КПРФ».

Сейидов Шарафутдин Гаджиалиевич и Магомедов Магомед Гаджимурадович являются действующими депутатами от Партии «Справедливая Россия».

В соответствии со ст. 4 Положения «О порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности местного самоуправления» п. 1 п.п «в» кандидатом предварительного голосования может быть выдвинут гражданин РФ являющийся членом или сторонником Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», либо не являющийся членом какой-либо политической партии.

В соответствии со ст. 14 Положения п. 6 п.п. 1 отсутствие у кандидата предварительного голосования пассивного избирательного права и несоответствие кандидата предварительного голосования иным требованиям, установленным пунктом 1 ст. 4 Положения является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ч. 2 Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В статье 35.1 ФЗ-131 от 06.10. 2003 года, законодателем установлен порядок деятельности депутата во фракции в представительном органе муниципального образования, в частности:

Ч. 4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Ч. 5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Ч. 6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Ч. 7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Более того, согласно ч. 2 статья 35.1. ФЗ-131 от 06.10. 2003 года Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

Основным нормативно-правовым актом деятельности Собрания депутатов ГО «город Дербент» является Регламент.

В статье 29 Регламента Собрания депутатов ГО «город Дербент» подробно расписан Статус депутатской фракции.

  1. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, входят в депутатские фракции (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 2настоящей статьи, фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части2настоящей статьи.
  2. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Собрании депутатов, членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
  4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части2настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Собрании депутатов, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
  5. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 3-4 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
  6. Депутатские фракции организуют свою деятельность самостоятельно и информируют председателя Собрания депутатов о своих решениях.

В статье 30 Регламента прописан порядок регистрации (прекращение деятельности) депутатской фракции

  1. Регистрация депутатских фракций, контроль за изменениями в их составах и прекращением их деятельности осуществляются комиссией по регламенту и депутатской этике.
  2. Регистрация (прекращение деятельности) депутатских фракций осуществляется на основании:

а) письменного уведомления руководителя депутатской фракции о её образовании (ликвидации);

б) протокола организационного собрания депутатской фракции, включающего решение о целях её образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях Собрания депутатов, в государственных органах и общественных объединениях;

в) письменного заявления депутатов о вхождении в депутатскую фракцию.

О создании депутатской фракции (прекращение деятельности) председательствующий на заседании Собрания депутатов информирует депутатов. Руководителю данной фракции может быть предоставлено слово для информации о целях образования фракции.

По мнению истца, даже если допустить, что Сейидов Ш.Г. и Магомедов М.Г. успели перебраться из Партии «Справедливая Россия-Патриоты-За Правду» в ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», то согласно информации из открытых источников в Интернете 28 января 2021 года был подписан Манифест об объединении СР «За правду» и «Патриотов России», то есть ни о ликвидации Партии СР, ни об реорганизации речи нет.

Также ни на одном заседании Собрания депутатов ГО «город Дербент» в период с 28 января 2021 года депутаты не были информированы председательствующим о прекращении деятельности фракции СР, как того требует ч. 3 Регламента Собрания.

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.

Истец, уточнив и дополнив заявленные исковые требования просит суд, признать Решение об отказе в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 07.04.2023 года незаконным и обязать устранить данное нарушение путем вынесения решения о его регистрации, признать Решение Дербентского местного отделения Организационного комитета от 24 апреля 2023 года о регистрации Сейидова Шарафутдина Гаджиалиевича и Решение Дербентского местного отделения Организационного комитета от 22 апреля 2023 года о регистрации Магомедова Магомеда Гаджимурадовича кандидатами предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» незаконным, отменить решение и исключить их из списка кандидатов.

В судебном заседании истец Наметуллаев П.Н. и его представитель адвокат Абдуллаев Н.З., исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика Дербентского городского местного организационного комитета по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» по доверенности Расулова М.Х. и Ахмедов А.В. исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Обратились в суд с возражениями на исковое заявление, из содержания которых представители ответчика считают исковое заявление П.Н. Наметуллаева не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Довод о нарушениях или неправильном применении норм материального права не имеет оснований.

В обоснование позиции заявитель ссылается на нормы федерального законодательства.

Однако, само предварительное голосование является внутрипартийной процедурой, то есть формой деятельности политической партии, которая регулируется исключительно внутрипартийными актами. Статья 8.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее - Партия) предусматривает, что порядок, особенности, случаи проведения предварительного голосования и состав его участников определяются соответствующим положением.

В рассматриваемом деле таким актом является Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности местного самоуправления, утвержденное решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 25.01.2023 года (далее - Положение).

В статье 1 Положения прямо предусмотрено, что предварительное голосование является обязательной уставной формой внутрипартийной деятельности и не входит в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах, а также не является выборами депутатов, не является процедурой выдвижения кандидатов. Кроме того, выборы депутатов Собрания депутатов города Дербент восьмого созыва не объявлены и не назначены.

Результаты этой внутрипартийной деятельности учитываются органами Партии при осуществлении выдвижения кандидатов на выборах, которые уже в свою очередь регулируются законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Таким образом, все действия, связанные с внутрипартийным предварительным голосованием, регулируются названным Положением, а не законодательством Российской Федерации.

В подтверждение этой позиции Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - 95-ФЗ) в статье 8 гласит, что политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, а статья 21 указанного федерального закона гласит, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Также Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - 67-ФЗ) в статье определяет, что пределами его регулирования является реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Внутрипартийная деятельность политических партий не регулируется указанным федеральным законом.

По мнению представителя ответчика, заявитель игнорирует нормы Положения, на основании которого он подал документы для участия в предварительном голосовании и вводит суд в заблуждение относительно возможности применения норм федеральных законов в данном случае.

В части обстоятельства дискредитирующих Партию, в связи с объявленным выговором заявителю от 04 апреля 2023 года, в качестве основания своих доводов Н.П. Наметуллаев указывает на то, что Оргкомитет без оснований отказал ему в регистрации для участия в предварительном голосовании, а выговор ему объявлен Местным политическим советом Дербентского городского местного отделения Партии неправомерно.

В связи с этим представитель административного ответчика указывает, что в соответствии с пунктом 5.3.6. Устава Партии, член Партии обязан, открыто высказывать и отстаивать свою позицию в ходе партийной дискуссии, а после принятия окончательного решения придерживаться коллегиальной партийной позиции.

В соответствии с пунктом 4.3.10. Положения о депутатском объединении Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в представительном органе муниципального образования, утвержденного решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 05.03.2020 года (далее - Положении о депутатском объединении) член депутатского объединения обязан поддерживать выработанную депутатским объединением позицию и голосовать в соответствии с решением депутатского объединения о консолидированном голосовании по вопросам, рассматриваемым представительным органом. В пункте 8.3. Положения о депутатском объединении указано, что члены депутатского объединения - члены Партии несут ответственность за исполнение Положения о депутатском объединении в соответствии с Уставом Партии - вплоть до исключения из Партии.

08 февраля 2023 года, состоялось заседание депутатской фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Собрании депутатов г. Дербент, где фракция большинством голосов приняла решение поддержать предложение об установлении численности Собрания депутатов г. Дербент в количестве 25 человек. 07 марта 2023 года Собрание депутатов приняло решение об установлении численности депутатов Собрания депутатов в количестве 25 человек. Заявитель, являясь членом депутатской фракции-членом Партии воздержался при консолидированном голосовании, чем проигнорировал позицию депутатской фракции и нарушил вышеуказанные нормы Положений и Устава Партии.

В соответствии с пунктом Положения о партийных взысканиях, утвержденного решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 23.10.2010 года, к членам Партии могут быть применены следующие виды партийных взысканий: замечание и выговор. Основанием для их применения является невыполнение требований Устава Партии, выразившееся в совершении действий (бездействий), нарушающих Устав Партии. Решения о применении партийных взысканий, предусмотренных Положением о партийных взысканиях, могут приниматься руководящими органами структурных подразделений партии, как правило, по месту постановки члена Партии на учет.

04 апрели 2023 г. состоялось заседание Местного политического совета Дербентского городского местною отделения Партии, где заявителю был объявлен выговор Местным политическим советом за совершение действий, нарушающих Устав Партии.

Пунктом 6 Положении о внутрипартийном предварительном голосовании установлено, что одним из оснований для отказа в регистрации кандидата предварительного голосования является выявление действий со стороны кандидата предварительного голосования, дискредитирующих Партию, или иных действий (бездействия), наносящих ущерб политическим интересам Партии.

07 апреля 2023 года решением Дербентского городского местного Организационною комитета по проведению предварительною голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» седьмого созыва заявителю было откатано в регистрации в качестве участника в том числе, выявления со стороны заявителя действий, дискредитирующих Партию, или иных действий (бездействия), наносящих ущерб политическим интересам Партии.

На многочисленные обращения заявителя в центральные органы Партии в Региональный исполнительный комитет Дагестанского регионального отделения Партии пришло письмо от 24.03.2023 № 1 (ИК/1-1121 от Руководителя Центрального исполнительного комитета, заместителя Секретаря Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» А.Г. Сидякина, в котором указано о необходимости разобраться в ситуации и разъяснить заявителю положения Устава Партии о необходимости соблюдать партийную дисциплину, когда большинством голосов уже принято соответствующее решение.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Положения о предварительном внутрипартийном голосовании жалобы (заявления) на нарушение норм, предусмотренных Положением, решений Организационного комитета подаются в Организационный комитет до составления протокола о результатах предварительного голосования, а решение Организационного комитета может быть обжаловано в Местный политический совет Дербентского городского местного отделения Партии, после рассмотрения, в Президиум Регионального политического совета Партии, после рассмотрения, в Президиум Генерального совета Партии. Однако, заявитель конкретно с требованием отменить решение Организационного комитета от 07 апреля 2023 года об отказе в регистрации в качестве участника предварительного голосования, в Организационный комитет не обращался, чем нарушен порядок обжалования решения Организационного комитета.

Иных процедур обжалования решения Оргкомитета - в том числе путем обжалования в суде - Положение не предусматривает.

Отмена или признание незаконным или недействительным решения Оргкомитета, результатов Предварительного голосования в судебном порядке не предусмотрена Положением.

Заявитель обратился в Президиум регионального политического совета Партии с жалобой от 09.04.2023 года на решение Местного политического совета Дербентского городского местного I отделения Партии от 04 апреля 2023 года об объявлении ему выговора.

Однако, в соответствии с пунктом 3 Положения о партийных взысканиях заявление об обжаловании решения о наложении партийного взыскания подается в соответствующий вышестоящий руководящий орган структурного подразделения Партии в письменной форме и рассматривается в срок не более двух месяцев со дня его поступления. Заявитель, обосновывая нарушение сроков рассмотрения его жалоб, неправильно ссылается на нормы федерального законодательства и намеренно вводит суд в заблуждение.

В соответствии со статьей 7 Устава Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" член Партии прекращает (утрачивает) членство в Партии в случае: 1) добровольного выхода из Партии на основании личного письменного заявления либо документально подтвержденного публичного заявления члена Партии о прекращении его членства в Партии. Любой член Партии может прекратить членство в Партии, письменно известив об этом Совет или Бюро Совета регионального отделения Партии или иной орган структурного подразделения Партии, в котором он состоит на учете, или центральный орган Партии. Членство в Партии прекращается: 1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи Устава, со дня регистрации указанных заявлений.

Организационный комитет установил, что Сейидов Ш.Г. и Магомедов М.М. на момент проведения предварительного голосования и их регистрации не являлись членами политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду».

Вопрос об установлении численности представительного органа муниципального образования «город Дербент» является исключительной компетенцией Собрания депутатов городского округа «город Дербент и принято депутатами самостоятельно.

На основании вышеизложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении искового заявления П.Н. Наметуллаева и его дополнений к иску, отказать в полном объеме.

Третьи лица Сейидов Ш.Г. и Магомедов М.М. просили суд дело рассмотреть без их участия, при этом в своем отношении к иску просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований истца, как не основанный на законе.

Третье лицо Дагестанское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» просил суд рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении требований.

Выслушав стороны, проверив и исследовав материалы дела, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснив лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупредив о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, суд приходит к выводу и необходимости оставления без удовлетворения исковых требований Наметуллаева П.Н. по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из материалов дела следует, что Решением от 07 апреля 2023 года истцу - Наметуллаеву Поладу Ниязовичу было отказано в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент» по нижеследующим основаниям.

4 апреля 2023 года истец Наметуллаев Полад Ниязович, представил в Дербентский городской местный Организационный комитет по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент» перечень документов.

Рассмотрев представленные документы, Организационный комитет со стороны истца установил нарушение требований подпункта 2 пункта 6 ст.14 Положения о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов ГО «город Дербент».

В установленный срок не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктами 7,8 статьи 13 Положения для уведомления кандидата:

  • Копия всех страниц паспорта;
  • Копия документа, подтверждающего статус неработающего кандидата предварительного голосования;
  • Справки об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе.

Так же, выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 ст. 14 Положения, в связи с тем, что истцом допущены действия, дискредитирующие Партию или иные действия (бездействие), наносящие ущерб политическим интересам Партии.

4 апреля 2023 года, на заседании местного политического совета Дербентского городского местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» принято решение об объявлении истцу выговора в соответствии с пунктами 5.3.6., 5.5 Устава Партии пунктами 1.1., 1.2 Положения «О партийных взысканиях», пунктом 8.3 Положения «О депутатских объединениях Партии в представительном органе муниципального образования», за совершение действий нарушающих устав Партии.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях Участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон № 95-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 21 названного Закона установлено, что политическая партия, Все региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании Устава политической партии и в соответствии с ним.

В соответствии со статьей 23 Закона № 95-ФЗ, члены политической партии, участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанность, в соответствии с ее уставом (пункт 4).

Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и его руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном Уставом политической партии (пункт 5).

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - 67-ФЗ) в статье 1 определяет, что, пределами его регулирования является реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.

Внутрипартийная деятельность политических партий не регулируется Указанным федеральным законом.

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что истец - Наметуллаев П.Н. оспаривает результаты внутрипартийной деятельности - Решения Организационного комитета Партии, которое учитывается при последующем выдвижении кандидатов на выборах.

Федеральный законодатель установил правило, о взаимном не вмешательстве органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественных объединений и политических партий в деятельность друг друга (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95- ФЗ «О политических партиях»).

С учетом правовой позиции указанной в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 506-О-О, от 05 февраля 2009 года № 247, при оспаривании решения общественного объединения, затрагивающего права и законные интересы гражданина, суд вправе проверять соблюдение процедуры принятия такого решение.

При этом предоставлено право на обжалование такого решения, урегулированной Уставом партии, не вмешиваясь в деятельность партии и круг её политических интересов.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является общероссийским общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и действующим на принципах добровольности, равноправия, управляемости, законности и гласности.

Пунктом 8.1 Устава предусмотрено, что Партия - демократическое общественное объединение.

Носителем политической воли в Партии являются все члены Партии в целом. Непосредственным выражением политической воли Партии являются свободные выборы в Партии.

Проведение предварительного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Результаты предварительного голосования подлежат обязательному учету соответствующими органами Партии или ее структурными подразделениями при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии и законодательством Российской Федерации о выборах.

Порядок, особенности, случаи проведения предварительного голосования и состав его участников определяется соответствующим Положением о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные данности местного самоуправления, утвержденное решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 25.01.2023 года (далее - Положение).

Предварительное голосование является внутрипартийной процедурой, то есть, формой деятельности политической партии, которая регулируется исключительно внутрипартийными актами.

В статье 1 Положения предусмотрено, что предварительное голосование является обязательной уставной формой внутрипартийной деятельности и не входит в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах, а также не является выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, не является процедурой выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления.

Для организации и проведения предварительного голосования формируется Организационный комитет. Полномочия Организационного комитета начинаются с момента его формирования и длятся до принятия соответствующими органами Партии или ее структурных подразделений решения (решений) о выдвижении кандидата (кандидатов), списка (списков) кандидатов на выборах соответствующего представительного органа муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления. Решения, принятые Организационным комитетом, обязательны для исполнения кандидатами предварительного голосования, (статья 9 Положения).

Решением Президиума Регионального политического совета Дагестанского регионального отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 06 марта 2023 г. в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Положения полномочия, касающиеся проведения предварительного голосования делегированы Местному политическому совету Дербентского городского местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которое 07.03.2023 г. приняло решение сформировать Дербентский городской местный Организационный комитет и провести предварительное голосование по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» седьмого созыва.

Организационный комитет в рамках предоставленных полномочий, в том числе: принимает решение о регистрации кандидата и об отказе в регистрации кандидата, формирует список (списки) кандидатов предварительного согласования, рассматривает жалобы (заявления) в пределах своей компетенции, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Решением Организационного комитета от 07.04.2023 года Наметуллаеву Поладу Ниязовичу отказано в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Организационный комитет установил, что Наметуллаевым П.Н. нарушены требования Положения. Были выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации в соответствии пп.2 п.6 ст.14 Положения, а именно кандидатом в установленный срок не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктами 7, 8 статьи 13 Положения - копии всех страниц паспорта, копия документа, подтверждающего статус неработающего кандидата предварительного голосования, справка об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе.

Указанные обстоятельства, при разрешении настоящего гражданского дела, истцом Наметуллаевым П.Н. также не оспариваются.

При этом указал, что, он в последующем направил не достающие сведения.

Свидетельством тому является сопроводительное письмо от 11.04.2023 г., которым истец дослал в адрес Организационного комитета (уже после принятия решения об отказе в регистрации) недостающие документы.

Решением Организационного комитета от 07.04.2023 года установлено в действиях Наметуллаева П.Н. обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Положения, а именно со стороны Наметуллаева П.Н. допущены действия, дискредитирующие Партию или иные действия, наносящие ущерб политическим интересам Партии.

В соответствии с пунктом 5.3.6. Устава Партии, член Партии обязан, открыто высказывать и отстаивать свою позицию в ходе партийной дискуссии, а после принятия окончательного решения придерживаться коллегиальной партийной позиции.

В соответствии с пунктом 43.10. Положения о депутатском объединении Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в представительном органе муниципального образования, утвержденного решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 05.03.2020 года (далее - Положении о депутатском объединении) член депутатского объединения обязан поддерживать выработанную депутатским объединением позицию и голосовать в соответствии с решением депутатского объединения о консолидированном голосовании по вопросам, рассматриваемым представительным органом.

В пункте 8.3. Положения о депутатском объединении указано, что члены депутатского объединения-члены Партии несут ответственность за исполнение Положения о депутатском объединении в соответствии с Уставом Партии - вплоть до исключения из Партии.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, Наметуллаев П.Н. воздержался при голосовании по вопросу повестки, инициированный фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», об изменении численности депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» 7- го созыва с 35 до 25 человек.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленным суду доказательствами, а именно Протоколом 39-го заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 07.03.2023 года.

Из протокола усматривается, что, депутаты Наметуллаев П.Н. и Бабаев В.Б. воздержались при голосовании по данному вопросу.

Протоколом заседания политсовета Дербентского городского местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 04.04.2023 г. об объявлении выговора, Письмом №ЦИК/1-1121 от 24.03.2023 г. Центрального исполнительного комитета Партии за подписью А.Г. Сидякина, согласно которому он сообщает, что в адрес Секретаря Генерального совета Партии - ФИО13 поступило обращение от депутата Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Наметуллаева Полада Ниязовича по вопросу увеличения количества депутатов на непостоянной основе, просит разобраться в данной ситуации и разъяснить положения Устава Партии о необходимости соблюдать партийную дисциплину, когда большинством голосов уже принято соответствующее решение. Также письмом № РИК-05/1-32 от 29.03.2023 г. Регионального исполнительного комитета с аналогичным посылом разобраться в данной ситуации.

Суд приходит к выводу, что, решение ответчика от 07.04.2023 года, об отказе в регистрации истца, принято в соответствии с действующий законодательством РФ, с соблюдением Устава Партии и Положения.

Согласно пункту 5 статьи 11 Положения, заседание Организационного комитета является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа его членов.

Решение Организационного комитета принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Организационного комитета при наличии кворума.

Решение Организационного комитета может быть отменено решением Президиума Генерального совета Партии или решением Президиума Регионального политического совета (пункт 10 статьи 11 Положения).

Дербентский городской местный Организационный комитет, состоявший из 10 человек, принял оспариваемое решение при наличии кворума и единогласно.

В соответствии со статьей 14, 31 Положения Кандидат предварительного голосования вправе обжаловать решение об отказе в регистрации в течение 5 дней со дня его принятия в Президиум Регионального политического совета (Местный политический совет - при наличии решения Президиума Регионального политического совета, предусмотренного пунктом 5 статьи 1 настоящего Положения). Решение Организационного комитета может быть обжаловано в Президиум Регионального политического совета (Местный политический совет при наличии решения Президиума Регионального политического совета, предусмотренного пунктом 5 статьи 1 настоящего Положения). Решения организационного комитета, Президиума Регионального политического совета, Местного политического совета могут быть обжалованы в течение 5 дней со дня их принятия.

Из материалов дела следует, что решение Организационного комитета от 07.04.2023 года, истцом не обжаловано в Президиум Регионального политического совета Дагестанского регионального отделения Партии, а им подана жалоба в Президиум Регионального политического совета Дагестанского регионального отделения Партии на решение Местного политического совета Дербентского городского местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 04.04.2023 г. с требованием отменить решение Организационного комитета от 07 апреля 2023 года об отказе в регистрации в качестве участника предварительного голосования.

Таким образом, истец в Местный политический совет не обращался, чем нарушил порядок обжалования решения Организационного комитета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Решение об отказе в регистрации от 07.04.2023 г. обжалуемое истцом принято в соответствии с действующий законодательством, с соблюдением Устава Партии и Положения, в отсутствии нарушений порядка принятия оспариваемого решения, а процедура принятия решения ответчиком соблюдена.

В части оспаривания истцом решений Организационного комитета о регистрации Сейидова Шарафутдина Гаджиалиевича и Магомедова Магомеда Гаджимурадовича кандидатами предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», суд считает заявленные истцом требования незаконными и подлежащими оставлению без удовлетворения.

Так, в силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 36 названного Федерального закона политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Согласно подпункту «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии, кандидата, являющегося членом иной политической партии.

Однако, как следует из материалов дела Сейидов Ш.Г. и Магомедов М.Г. на момент проведения предварительного голосования и их регистрации Организационным комитетом не значились членами политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду».

Анализ приведенных норм применительно к настоящему делу свидетельствует о том, что членство заявителя в одной партии является основанием для отказа в регистрации либо исключения его из заверенного списка кандидатов, выдвинутого другой политической партией.

Факт отсутствия членства Магомедова М.Г. в политический партии «Справедливая Россия Патриоты - За правду» подтверждается Справкой Регионального отделения Социалистической политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» за подписью ФИО21, из которой следует, что Магомедов М.Г. не являлся и не является членом политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду.

Факт отсутствия членства Сейидова Ш.Г. в политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» подтверждается Протоколом Дербентского городского отделения партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду», из которой следует, что Сейидов Ш.Г. снят с партийного учета на основании его личного письменного заявления и не является членом политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду».

Таким образом, Организационный комитет установил, что Сейидов Ш.Г. и Магомедов М.Г. на момент проведения предварительного голосования и их регистрации не являлись членами политический партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду».

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования не основаны на законе, в связи с чем, заявленные истцом исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Наметуллаева Полада Ниязовича к Дербентскому городскому местному Организационному комитету по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» о признании Решения об отказе Дербентского местного Организационного комитета в регистрации кандидатом предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 07.04.2023 года незаконным и обязать устранить данное нарушение путем вынесения решения о регистрации, о признании Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 22 апреля 2023 года о регистрации Магомедова Магомеда Гаджимурадовича и Решения Дербентского местного отделения Организационного комитета от 24 апреля 2023 года о регистрации Сейидова Шарафутдина Гаджиалиевича кандидатами предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «город Дербент» незаконными, отменить данные решения и исключить их из списка кандидатов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия.

Резолютивная часть решения суда объявлена 21 июня 2023 года, мотивированное решение судом в окончательной форме принято 26 июня 2023 года.

Председательствующий М.И. Галимов