ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1448/20 от 09.11.2020 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2-1448/2020

УИД 58RS0008-01-2020-002907-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 ноября 2020 года г. Пенза

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующей судьи Д.В. Шветко,

при секретаре А.О. Никитиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомяковой Ирины Владимировны к Департаменту государственного имущества Пензенской области о признании недействительным результата торгов (продажи государственного имущества без объявления цены) и возложении обязанности заключить договор купли-продажи недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Хомякова И.В., действуя через представителя по доверенности Жулимова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества Пензенской области о признании недействительным результата торгов (продажи государственного имущества без объявления цены) и возложении обязанности заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, указывая, что на официальном сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» в сети Интернет <данные изъяты> организатором торгов Департаментом государственного имущества Пензенской области на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 5 июня 2020 г. № 253-рП «Об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Пензенской области» было размещено информационное сообщение о проведении 6 августа 2020 г. в 09:30 часов продажи без объявления цены недвижимого имущества, находящегося в собственности Пензенской области.

Способ приватизации имущества: продажа имущества без объявления цены в электронном виде. Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества) указаны в приложении № 1 к информационному сообщению. Номер процедуры - .

В информационном сообщении был указан исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов: заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов. Физические лица: документ, удостоверяющий личность, или копии всех его листов.

Истец ДД.ММ.ГГГГ заполнил размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении (копии всех листов паспорта), а также направил своё предложения о цене имущества - 3.001.001 рублей. Заявке оператором электронной площадки был присвоен номер

Третье лицо 7 августа 2020 года уведомило (подпункт «е» пункта 5 «Положения») истца о том, что ответчик (продавец) отказал истцу в приеме заявки на том основании, что представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «в» пункта 112 «Положения»).

Отказ ответчика в приеме заявки истца по указанному основанию истец полагает незаконным и необоснованным в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 5 «Закона о приватизации» покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, указанных в настоящей статье. Истец не подпадает ни под одно из ограничений.

Во-вторых, истец неоднократно участвовал в торгах по продаже государственного имущества, в том числе и спорного недвижимого имущества в аукционе 12 мая 2020 года (номер процедуры ).

Таким образом, считает, что истец был незаконно не допущен к участию в продаже, постольку в соответствии с подпунктом «а» пункта 116 «Положения» истец должен быть признан покупателем спорного имущества.

На основании изложенного просит суд в соответствии с частью 1 статьи 449 ГК РФ и частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» признать недействительным результат торгов (продажи государственного имущества без объявления цены) по продаже недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, состоявшихся 6 августа 2020 года на электронной площадке (универсальной торговой платформе) - <данные изъяты> (торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав»), номер процедуры - ; в соответствии частью 5 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктами 116 и 121 «Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», утверждённого постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 860, обязать Департамент государственного имущества Пензенской области в 5-дневный срок со дня вступления в законную силу судебного постановления по настоящему делу заключить с Хомяковой И.В. договор купли-продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложению № 1 к информационному сообщению; в соответствии со статьями 98 и 100 ГПК РФ взыскать с Департамента государственного имущества Пензенской области в пользу с Хомяковой И.В. судебные расходы по делу.

Истец Хомякова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Хомяковой И.В. – Жулимов И.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал заявленные требования Хомяковой И.В., просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в нем, ссылаясь на то, что Хомякова И.В. была незаконно не допущена к участию в торгах.

Представитель ответчика Департамента государственного имущества Пензенской области Майорова О.Л., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против заявленного Хомяковой И.В. иска, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, ссылаясь на то, что отказ на участие истца в торгах связан с отказом в приеме предложения Хомяковой И.В. о цене. Согласно протоколу об итогах продажи государственного имущества без объявления цены от 6 августа 2020 г. на участие в продаже данного объекта зарегистрировано 9 заявок, в том числе и заявка Хомяковой И.В., все были допущены к участию, но не выиграли, потому что предложили цену, не соответствующую рыночной, в связи с чем отказано в рассмотрении всех предложений о цене и торги признаны несостоявшимися. Однако, в журнале приема заявок указано, что не принят ни один участник, поскольку в интерфейсе площадки иного варианта не предусмотрено. Интерфейс предусматривает два варианта - «заявка принята» или «заявка не принята». Программа так разработана и если бы было выбрано «заявка принята», человек был бы признан победителем. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Департамента государственного имущества <адрес> Федорова О.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании также возражала против заявленного иска, ссылаясь на то, что предложенная истцом цена была ниже рыночной, в связи с чем ее предложение было отклонено.

Представитель ответчика Департамента государственного имущества <адрес> Ушенин А.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против заявленного иска, ссылаясь на то, что торги были признаны несостоявшимися в связи с тем, что не были приняты ни одно из предложений. Сами заявки на участие в торгах, в том числе и заявка Хомяковой И.В. были приняты.

Представитель третьего лица ЗАО «Сбербанк – АСТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании распоряжения Правительства Пензенской области от 4 июня 2020 № 253-рП «Об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Пензенской области» Департаментом государственного имущества Пензенской области (организатором торгов) объявлено о проведении 6 августа 2020 года в 09-30 продажи без объявления цены недвижимого имущества, находящегося в собственности Пензенской области.

6 июля 2020 г. на официальном сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная сиcтема торгов» в сети «Интернет» <данные изъяты> организатором торгов - Департаментом государственного имущества Пензенской области было размещено информационное сообщение о проведении 6 августа 2020 года в 09:30 часов продажи без объявления цены недвижимого имущества, находящегося в собственности Пензенской области, в том числе Лот № 1 – недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно данному информационному сообщению, дата и время начала подачи заявок – 07.07.2020 в 09:00, дата и время окончания подачи заявок – 03.08.2020 18:00, дата рассмотрения заявок – 06.08.2020; место и порядок подачи заявок на участие в приватизации/продаже: подача заявки на участие осуществляется только посредством интерфейса универсальной торговой платформы ЗАО «Сбербанк –АСТ» торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» из личного кабинета претендента. Для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении продажи имущества без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества. Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя лицом, заключившим с продавцом договор купли – продажи имущества по предлагаемой претендентом цене имущества. Место проведения аукциона: электронная площадка (универсальная торговая платформа) <данные изъяты> (торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав»). Место и срок подведения итогов: электронная площадка (универсальная торговая платформа) <данные изъяты> (торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав») 06.08.2020 г.

Согласно вышеуказанному информационному сообщению покупателем имущества признается: в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества – участник, представивший это предложение; в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества – участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; в случае если несколько участников предложили одинаково наибольшую цену за продаваемое имущество – участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.

27 июля 2020 года Хомяковой И.В. подана заявка за № 9196 на участие в торгах без объявления цены и конверт с предложением о цене.

Согласно протоколу № 1 об итогах продажи имущества без объявления цены от 6 августа 2020 года по лоту № 1 подано 9 заявок, в том числе заявка Хомяковой И.В.; из них максимальная цена приобретения в размере 10 101 000,00 руб. предложена А.И.С. и комиссией принято решение отказать в рассмотрении всех предложений о цене в связи с тем, что предложения о цене приобретения всех претендентов ниже рыночной стоимости имущества, продажа имущества без объявления цены признана несостоявшейся.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту - Закон) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося, в том числе, в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Продажа муниципального имущества осуществляется предусмотренными Законом способами, к числу которых относится продажа имущества без объявления цены (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

Согласно части 3 статьи 24 Закона о приватизации помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 данного Федерального закона.

В соответствии с частями 1, 14 статьи 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 данного Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных данной статьей. Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пункт 7 ст. 32.1 Закона о приватизации, предусматривает, что для участия в продаже в электронной форме претенденты должны зарегистрироваться на электронной площадке, указанной в информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, в порядке, установленном данным информационным сообщением.

Решение о признании претендентов участниками продажи в электронной форме или об отказе в допуске к участию в такой продаже принимается продавцом государственного или муниципального имущества.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - Положение N 860).

Согласно п. 115 Положения N 860, по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены в порядке, установленном настоящим Положением.

Пункт 118 Положения N 860 устанавливает, что если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.

Такое решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены.

Из протокола заседания комиссии № 1 от 6 августа 2020 года об итогах продажи имущества без объявления цены следует, что заявки всех претендентов, в том числе и Хомяковой И.В. были рассмотрены, но отклонены по причине предложения о цене ниже рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Пензенской области от 06 мая 2006 г. № 305-пП утверждено Положение о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Пензенской области без объявления цены и заключения с покупателем договора купли – продажи.

Согласно п. 2.3 указанного Положения о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Пензенской области, по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов, Департамент государственного имущества Пензенской области принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены.

В соответствии с п. 2.6 Положения о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Пензенской области, если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены ни одна заявка не была зарегистрирована, либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся. Такое решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены.

Таким образом, для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и указанное в ней предложение претендента о цене приобретения имущества.

Как следует из материалов дела, заявка Хомяковой И.В. с ценой предложения 3 001 001,00 руб. была принята и зарегистрирована. Рассмотрев данную заявку, комиссия 6 августа 2020 года приняла решение, оформленное протоколом, в котором не согласилась с предложенной Хомяковой И.В. ценой приобретения в размере 3 001 001, 00 руб., т.е. признала её экономически нецелесообразной, а также всех остальных поданных предложений.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Законодательство не предусматривает, во-первых, обязательность заключения договора купли- продажи в случае непринятия комиссией к рассмотрению предложения о цене приобретения, во-вторых, право претендента на обращение в суд с заявлением о понуждении продавца к заключению договора.

Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязанность признания претендента покупателем и, как следствие, заключения с ним договора купли- продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения, а также право претендента на обращение в суд с требованиями о понуждении продавца признать его покупателем, т.е. понудить к заключению соответствующего договора.

Основной целью рассматриваемых торгов является установление объективных (экономически целесообразных) цен на товары (работы, услуги).

При таких обстоятельствах довод истца о том, что ответчиком истцу было необоснованно отказано в приеме заявки является несостоятельным, поскольку заявка Хомяковой И.В., как следует из представленных материалов, была принята и рассмотрена 06 августа 2020 г., наряду с другими заявками.

Тот факт, что в протоколе № 1 об итогах продажи имущества без объявлены цены от 6 августа 2020 г. в графе «решение о принятии заявки (принята/ не принята) по всем 9 участникам указано – «не принята» не свидетельствует о незаконности проведения продажи имущества без объявления цены в электронном виде, поскольку основанием для признания продажи имущества без объявления цены несостоявшейся явилось не само не принятие заявки к рассмотрению, а не принятие указанного в ней предложения претендента о цене приобретения имущества.

Кроме того, как пояснили в судебном заседании представители ответчика, в ходе внесения результатов проведения торгов без объявления цены 06.08.2020г. была допущена техническая ошибка при указании результата решения о принятии заявки в п.5 протокола №1 от06.08.2020г., где неверно было указано на не принятие всех поступивших заявок, при этом указана причина отклонения – предложение о цене ниже рыночной стоимости. При этом предоставили в судебное заседание протокол №1.1 от 06.11.2020г. «о внесении изменений в протокол об итогах продажи имущества без объявления цены от 06.08.2020 №1» в котором п.5 протокола № 1 от 06.08.2020г. изложен в новой редакции, где указано, что все поступившие заявки, в том числе Хомяковой, приняты, а решения о рассмотрении цены не приняты.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Хомяковой И.В. требования о признании недействительным результата торгов (продажи государственного имущества без объявления цены) и, как следствие, о возложении на Департамент государственного имущества Пензенской области обязанности заключить договор купли – продажи недвижимого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Хомяковой Ирины Владимировны к Департаменту государственного имущества Пензенской области о признании недействительным результата торгов (продажи государственного имущества без объявления цены) и возложении обязанности заключить договор купли-продажи недвижимого имущества - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2020 года.

Председательствующий Д.В. Шветко