ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1448/2016 от 02.06.2016 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-1448/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Липецк 2 июня 2016 г.

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Коровкиной А.В.

при секретаре Губиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование требований ФИО1 ссылался на то, что он со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал и с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает водителем-инкассатором в Липецком областном управлении инкассации.

Награжден грамотами ДД.ММ.ГГГГ за достигнутые результаты в работе и добросовестное отношение к труду, ДД.ММ.ГГГГ за многолетнюю и безупречную работу в системе инкассации. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ награжден нагрудным знаком «отличник инкассации».

Учитывая наличие грамот и нагрудного знака, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОБУ «Центр социальной защиты населения по Липецкому району» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако в удовлетворении указанного заявления ему было отказано, о чем сообщено в уведомлении ответчика, поскольку почетные грамоты и нагрудный знак не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, поэтому в соответствии с Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

По мнению ФИО1, отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда» является незаконным, поскольку Росинкас является ведомством, наделенным государственными полномочиями, а имеющиеся у нее награды являются ведомственными знаками отличия в труде.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области ФИО3 в судебном заседании против иска возражала.

Представитель ответчика ОБУ «Центр социальной защиты населения по Липецкому району», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив разрешение иска на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Липецке в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) по доверенности ФИО4 полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя-инкассатора автотранспортного участка в Липецком областном управлении инкассации – филиале РОИ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в автотранспортном участке водителем инкассатором, с ДД.ММ.ГГГГ в целях унификации штатной структуры управления переведен на Липецкий участок инкассации Липецкого областного управления инкассации – филиале Российского объединения инкассации (РОСИНКАС).

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за достигнутые результаты в работе и добросовестное отношение к труду и ДД.ММ.ГГГГ за многолетнюю и безупречную работу в системе инкассации, а также в связи профессиональным праздником – Днем работника инкассации был награжден грамотами генерального директора РОСИНКАС, а на основании приказа президента – председателя Правления Российского объединения инкассации от ДД.ММ.ГГГГ – нагрудным знаком «Отличник инкассации» - за многолетнюю и безупречную работу в системе инкассации, разработку и внедрение форм и методов работы, значительно расширяющих технические и финансовые возможности Российского объединения инкассации, а также в связи с профессиональным праздником – Днем работника инкассации.

В 2015 г. ФИО1 обратился в ОБУ «Центр социальной защиты населения по Липецкому району» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с награждением знаками отличия в труде.

Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Письмом Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», так как согласно Закону Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» представленные им почетные грамоты и удостоверение к знаку «Отличник инкассации» Российского объединения инкассации не соответствуют условию присвоения звания «Ветеран труда», которым предусмотрено, что награждение ведомственным знаком отличия в труде должно быть произведено от имени министерства СССР или федерального органа Российской Федерации.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270, действовавшим до 12 июня 2006 года, было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» статья 7 дополнена пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Липецкой области присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» (далее – Закон Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ).

Статья 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ определяет основания для реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом.

Так, основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, являются пенсионное удостоверение или справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающая факт назначения пенсии, либо документ, выданный компетентным органом, подтверждающий назначение пожизненного содержания за работу (службу), удостоверения «Ветеран труда», или «Ветеран военной службы», или «Ветеран государственной службы».

Звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

а) награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

б) награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

в) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Условием для присвоения звания «Ветеран труда» лицам, перечисленным подпункте «б» настоящего пункта, является:

награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

награждение ведомственными знаками отличия, утвержденными правовыми актами федеральных органов в соответствии с положениями о них, органов судебной системы и органов прокуратуры Российской Федерации.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Российским объединением инкассации осуществляются функции по перевозке (транспортированию) денежных средств и ценностей (в том числе по инкассации наличных денег), по обеспечению безопасности объектов Банка России, охране мест хранения денежных средств, ценностей и драгоценных металлов.

На работников Российского объединения инкассации, осуществляющих указанные в части первой настоящей статьи функции, распространяются права и обязанности работников ведомственной охраны, предусмотренные статьями 6, 7, 11 - 18 и 20 Федерального закона от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране». Российское объединение инкассации имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел Российской Федерации боевое ручное стрелковое оружие в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (статья 86.1. Федерального закона от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации»).

Согласно разделу I Устава Российского объединения инкассации (РОСИКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) объединение является организацией Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Объединение в соответствии со статьями 34 и 83 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России» создано в целях обеспечения деятельности Банка России для организации наличного денежного обращения и входит в единую централизованную систему Банка России. Объединение является юридическим лицом с особыми уставными задачами, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, рублевые, валютные счета в банках, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Объединение имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, штамп со своим наименованием, товарный знак и знак обслуживания.

В IV разделе Устава указано, что Объединение входит в единую централизованную систему Банку России.

В структуру Объединения входят центральный аппарат и территориальные управления инкассации. Территориальные управления инкассации имеют статус филиалов, расположены вне места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Объединения и осуществляют функции Объединения, в том числе представительские, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Генеральным директором Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по согласованию с председателем Республиканского комитета профсоюза работников инкассации Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. утверждены Положения о Грамоте Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 31 июля 1998 (приложение № 3 к Отраслевому тарифному соглашению на 1999-2001 годы) и о нагрудном знаке «Отличник инкассации» Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 22 мая 1992 г. (с изменениями и дополнения в редакции Отраслевого тарифного соглашения на 1999-2001 годы и Генерального коллективного договора на 2005-2007 годы).

Согласно указанным Положениям Грамота Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является знаком отличия, а нагрудный знак «Отличник инкассации» - наградой Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Положения о грамоте и нагрудном знаке «Отличник инкассации» Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), в соответствии с которыми был награжден ФИО1 грамотами и нагрудным знаком «Отличник инкассации», не относят данные награды Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) к ведомственным знакам отличия в труде.

Доводы истца об отнесении к ведомственным знакам отличия в труде грамот и нагрудного знака «Отличник инкассации» Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), которыми награжден ФИО1, и тем самым о наличии у него оснований для присвоения звания «Ветеран труда» не основаны на законе.

Ни Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации», ни Уставом Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) объединение не наделено полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ведомственные награды Банка России предусмотрены Положением Банка России от 15 октября 2015 г. N 498-П, в соответствии с пунктом 1.1. которого в Банке России устанавливаются следующие награды Банка России:

Почетная грамота Банка России;

почетный знак «За безупречную службу в Банке России»;

почетное звание «Отличник Банка России».

В материалах дела отсутствуют доказательства, что нагрудный знак «Отличник инкассации» выдан от имени или по поручению Банка России.

Ввиду того, что Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в силу приведённых выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а входит в систему Банка России, является организацией Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и не обладает самостоятельными полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, суд находит отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» законным и обоснованным, так как грамоты и нагрудный знак «Отличник инкассации» РОСИНКАС не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учёту при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда». Доводы истца об обратном суд признает неправомерными.

Награждение ФИО1 грамотами Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России), а также нагрудным знаком «Отличник инкассации» не повлекло возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ, вследствие чего оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным приказа Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с наличием у него необходимого трудового стажа, грамот Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и нагрудного знака «Отличник инкассации» не имеется.

Доводы истца основаны на ошибочном толковании норм права. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) не является федеральным органом исполнительной власти, награды которого следует учитывать при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в качестве ведомственных знаков отличия в труде в случае отсутствия прямого указания на это в законодательстве субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Липецкой области присвоить истцу звание «Ветеран труда», оформить ему соответствующее удостоверение не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ОБУ «Центр социальной защиты населения по Липецкому району» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме

Председательствующий