ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1448/202010АВГУ от 10.08.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2 –1448/2020 10 августа 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2020 года

Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2020 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Бачигиной И.Г.,

при секретаре Трофимовой В.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова Павла Борисовича к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Давыдов П.Б. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве мер по восстановлению нарушенного права Давыдов П.Б. просил возложить на районную администрацию обязанность поставить его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование иска Давыдов П.Б. ссылался на то обстоятельство, что зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес> которая принадлежит на праве собственности его матери ФИО4 В квартире зарегистрированы и постоянно проживают следующие члены семьи: мать – ФИО4, отчим – ФИО5, брат – ФИО6, брат – ФИО7, племянница – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена брата – ФИО9, жена – ФИО10, сын – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанная квартира состоит из 3-х комнат, общей площадью 85,9 кв.м, жилой площадью 50,8 кв.м. В квартире зарегистрировано 9 человек, фактически проживает 10 человек.

31.08.2019 Давыдовым П.Б. было подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уведомлением от 04.09.2019 № 02/650-19 в постановке на учет было отказано в связи с не предоставлением документов, содержащих сведения о доходах и подлежащем налогообложению имуществе заявителя и членов его семьи за 12 месяцев.

По мнению Давыдова П.Б., решение администрации является незаконным, так как при подаче документов им было подано пояснительное письмо, в котором он указывал на невозможность предоставления справки по форме 2-НДФЛ, поскольку является индивидуальным предпринимателем, ИП зарегистрировано в декабре 2018 года, на момент подачи заявления отчетность за 2019 год не сдавалась, деятельность фактически не осуществлялась. Супруга – ФИО10 не работает, находится отпуске по уходу за ребенком. Другого дохода не имеет.

В процессе рассмотрения дела суд перешел к рассмотрению данного дела по нормам КАС РФ в порядке административного судопроизводства.

Стороны о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, при этом представитель администрации Кировского района Санкт-Петербурга просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на иск (л.д. 99-102), в котором полагал заявление не подлежащим удовлетворению.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 49 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным этим же Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке; малоимущими гражданами в целях ЖК Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 7 указанного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в частности, заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга); документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга); документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных в абзацах третьем - девятом пункта 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Аналогичный перечень документов установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р.

Таким образом, нормами Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, а также Административным регламентом прямо предусмотрена обязанность по предоставлению документов, содержащих сведения о доходах и наличии имущества, как самого заявителя, так и членов его семьи, а также сведения об обеспеченности их жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.06.2013 № 488 принадлежит ФИО4, матери заявителя, которая зарегистрирована в данном адресе с ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени в квартире также зарегистрированы отчим заявителя – ФИО5, брат – ФИО6, брат – ФИО7 С 19.03.2015 в квартире зарегистрированы заявитель Давыдов П.Б. и его жена - ФИО10 С ДД.ММ.ГГГГ – сын ФИО11, с ДД.ММ.ГГГГ – дочь ФИО12, с ДД.ММ.ГГГГ – племянница ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ Давыдов П.Б. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представив заявление, свой паспорт, паспорта ФИО10, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, архивную правку о регистрации формы , справку о регистрации формы , справку-характеристику жилого помещения (по форме ), свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ФИО8, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ФИО11, свидетельство о рождении ФИО12, архивную справку о регистрации по форме .

Кроме того, к заявлению Давыдов П.Б. приложил сопроводительное письмо, в котором сообщил, что ознакомлен с административным регламентом предоставления государственной услуги, просил принять неполный комплект документов без предоставления ИНН всех членов семьи, СНИЛС ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8; свидетельства о заключении брака ФИО4 и ФИО5; справок о доходах всех челнов семьи.

Администрация Кировского района Санкт-Петербурга письмом от 04 сентября 2019 N 02/650-19 уведомила Давыдова П.Б. об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указав на необходимость представить дополнительные документы для рассмотрения вопроса постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе документы о доходах и подлежащим налогообложению имуществе заявителя и членов его семьи, справку о доходах по форме 2-НДФЛ; документы о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению; сведения об иных доходах физических лиц по основному месту работы, доходах от предпринимательской деятельности, доходах от принадлежащего на праве собственности имущества, стипендии, пособиях, полученных алиментах, компенсационных выплатах и иных видах доходов.

Таким образом, судом установлено, что Давыдовым П.Б. не было предоставлено необходимых документов, предусмотренных нормами Закона СПб № 407-65 и в соответствии требованиями Административного регламента.

Обязанность предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете возложена на гражданина, обращающегося с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из сопроводительного письма Давыдова П.Б. к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях следует, что административный истец поставлен администрацией Кировского района г. Санкт-Петербурга в известность о необходимости предоставления документов, однако отказался от исполнения данной обязанности.

Следовательно, с учетом положения п.4 ст.7 Закона СПб № 407-65 Давыдов П.Б. не мог быть принят на указанный вид учета по представленным в жилищную комиссию документам.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Поскольку Давыдов П.Б. сохраняет регистрацию места жительства по адресу места жительства других лиц, зарегистрированных в квартире, то в силу приведенного выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, они обоснованно признаны администрацией Кировского района г. Санкт-Петербурга лицами, документы и сведения об имущественном положении которых, должны были представляться Давыдовым П.Б. в районную администрацию в целях разрешения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства суд приходит к выводу о том, что Давыдов П.Б. состоит с проживающими с ним лицами в родственных отношениях и является членом их семьи, не предоставил все необходимые документы, перечень которых установлен законом для рассмотрения вопроса о принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, в постановке на данный вид учета административному истцу отказано правомерно, в связи с чем основания для возложения на районную администрацию обязанности поставить Давыдова П.Б. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Давыдова Павла Борисовича к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.

РЕШЕНИЕ может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга.

Судья: И.Г.Бачигина