ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1448/2022 от 11.10.2022 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1448/2022

УИД: 91RS0022-01-2022-001617-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерюшева ФИО14 и Дьяченко ФИО15 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерству транспорта Республики Крым (третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) о признании права собственности в порядке приватизации,-

УСТАНОВИЛ:

В мае 2022 года Дерюшев А.Ю. и Дьяченко Е.Б. обратились в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , в порядке приватизации.

В обоснование своих требований указали, что совместным решением профсоюзного комитета и администрации Феодосийского морского торгового порта от 16 апреля 1998 года Дерюшеву А.Ю. была предоставлена двухкомнатная <адрес>, приобретенная предприятием, что подтверждается архивной справкой из протокола заседания профкома порта. Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 29 мая 1998 года, на основании совместного решения администрации и профкома Феодосийского торгового порта, указанная квартира была предоставлена Дерюшеву А.Ю. на состав семьи три человека (в том числе жена и сын). С 1998 года он зарегистрирован и постоянно проживает в вышеуказанной квартире, а в настоящий момент он с супругой желает приватизировать квартиру, в связи с чем, для возможности заключения договора социального найма и последующей приватизации вышеуказанной квартиры, они обратились в Администрацию города Феодосии Республики Крым с просьбой зарегистрировать право муниципальной собственности в отношении указанной квартиры. Однако, согласно ответу Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 февраля 2022 года по информации Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосии, по состоянию на 31 декабря 2012 года, право собственности на <адрес>, согласно данным материалов инвентарного дела , зарегистрировано за Феодосийским морским торговым портом. В дополнительном ответе Администрации города Феодосии Республики Крым от 01 апреля 2022 года им было сообщено, что согласно полученной из Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» информации, вышеуказанная квартира на балансовом учете филиала не числится, и не передавалась на балансовый учет предприятия. Кроме того, как следует из ответа Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» от 29 марта 2022 года по информации Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» в 2014 году имущество государственных предприятий Украины на территории Республики Крым, в том числе недвижимое и движимое имущество Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» было национализировано. Согласно акту приема-передачи от 31 мая 2014 года имущество, находящееся в государственной собственности Республики Крым было передано на баланс Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», при этом указанная квартира не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на баланс Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт». Иных сведений о приобретении Государственным предприятием «Феодосийский морской торговый порт» указанного объекта недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ее постановки на баланс, списании с баланса Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт», а также копий правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на указанную квартиру Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» не имеет. Кроме того, подав заявление в рамках административного регламента «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» им был получен отказ в заключении договора социального найма по причине отсутствия вышеуказанной квартиры в Реестре муниципального имущества городской округ Феодосия Республики Крым. Таким образом, в настоящее время они, по независящим от них причинам, не могут реализовать гарантированное им Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приватизацию жилого помещения; спорное жилое помещение не имеет статуса служебного, не включено в специализированный жилой фонд, не является аварийным; право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования они не использовали, в связи с чем, считают, что право собственности на квартиру в порядке приватизации может быть признано за ними в судебном порядке.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время они лишены возможности в ином, кроме как судебном, порядке оформить в порядке приватизации право собственности на данную квартиру, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, просили исковые требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчика привлечено – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» (протокол судебного заседания от 29 июня 2022 года).

В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым (протокол судебного заседания от 18 августа 2022 года).

В отзыве на исковое заявление ответчик – Администрация города Феодосия Республики Крым указал, что Администрацией города Феодосия Республики Крым права Дерюшева А.Ю. и Дьяченко Е.Б. на приобретение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации не нарушены, в связи с отсутствием данного жилого помещения в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым передать жилое помещение на основании договора социального найма в пользование не представлялось возможным.

В отзыве на исковое заявление ответчик – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку <адрес> не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на балансовый учет Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», в связи с чем, орган управления в 2014 году в соответствии с актом приема-передачи имущества не наделил Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» указанным объектом недвижимого имущества.

Истцы – Дерюшев А.Ю. и Дьяченко Е.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, подали суду заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме и просят их удовлетворить.

Ответчик – Администрация города Феодосия Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, его представителем Французовой Д.А., действующей на основании доверенности, подано ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрация города Феодосии Республики Крым, указав, что поддерживают ранее поданные в адрес суда письменные пояснения.

Ответчик – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, ранее его представителем Тюменцевой О.В., действующей на основании доверенности, было подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты».

Ответчик – Министерство транспорта Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, его представителем Потаповой Л.В., действующей на основании доверенности, было подано ходатайство, в котором она просила заменить ненадлежащего ответчика Министерство транспорта Республики Крым на надлежащего – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, указав, что спорная квартира не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на балансовый учет Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», соответственно, орган управления в 2014 году в соответствии с актом приема-передачи имущества не наделил Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» указанным объектом недвижимого имущества; кроме того, подведомственное Министерству транспорта Республики Крым предприятие – Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1865-6/14 «О государственном унитарном предприятии «Крымские морские порты» является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником прав и обязанностей Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт». Также ссылалась на то, что Указом Главы Республики Крым от 03 сентября № 242-У «Об уполномоченном органе» исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Республики Крым, определено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Ответчики – Совет министров Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.

Третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств суду не заявил.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку лица, участвующие в деле, в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом установлено, что 04 апреля 1998 года между ФИО8, действующей от своего имени и как законный представитель своего несовершеннолетнего сына ФИО9, действующей через брокера брокерской конторы ФИО10, как продавцом, и Феодосийским морским торговым портом, от имени которого действует ФИО11 через брокера брокерской конторы ФИО12, как покупателем, был заключен договор купли-продажи , согласно которому в собственность Феодосийского морского торгового порта поступила <адрес>. Данный договор удостоверен Феодосийской Товарной Биржей 04 апреля 1998 года, реестр .

Как следует из архивной выписки из протокола заседания профкома порта от 16 апреля 1998 года , Дерюшеву А.Ю. на состав семьи 3 человека, была предоставлена приобретенная портом двухкомнатная <адрес>

Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 29 мая 1998 года «О предоставлении квартир», исполнительный комитет Феодосийского городского совета, рассмотрев документы, представленные Управлением жилищно-коммунального хозяйства, решил предоставить приобретенную согласно договору купли-продажи от 04 апреля 1998 года и регистрационному удостоверению от 17 апреля 1998 года, двухкомнатную благоустроенную <адрес>, жилой площадью 29,0 кв.м., Дерюшеву ФИО16 на состав семьи 3 человека (в том числе жена и сын), номер квартирного учета в общей очереди , что подтверждается архивной выпиской из решения, выданной 31 мая 2022 года Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации города Феодосии Республики Крым за .

Согласно ответу Администрации города Феодосия Республики Крым от 28 февраля 2022 года (исх. ) в адрес Дерюшева А.Ю. на его обращение о регистрации права собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на <адрес>, расположенную по адресу <адрес>, заявителю было сообщено, что в рамках мероприятий по регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым для объективного и всестороннего рассмотрения представленных документов был направлен запрос в Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосии о предоставлении сведений о зарегистрированных правах, самовольных перепланировках, переходах, арестах, запрещениях, иных обременениях и площади на вышеуказанную квартиру и жилой дом в целом. Согласно полученной информации, по состоянию на 31 декабря 2012 года согласно данным материалов инвентарного дела на <адрес>, находящуюся по адресу: г. <адрес>, имеются сведения о регистрации права собственности за Феодосийским морским торговым портом. Дополнительно указано, что для уточнения информации о правообладателе спорной квартиры, Администрацией города Феодосии Республики Крым был направлен запрос на предприятие Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» о наличии на балансе предприятия вышеуказанной квартиры.

Ответом от 01 апреля 2022 года Администрацией города Феодосия Республики Крым Дерюшеву А.Ю. дополнительно было сообщено, что согласно полученной информации Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» вышеуказанная квартира на балансовом учете филиала не числится, и не передавалась на балансовый учет предприятия. Для дальнейшего рассмотрения вопроса регистрации права муниципальной собственности на <адрес>, находящуюся по адресу: <адрес>, Администрацией города Феодосия Республики Крым направлены запросы в адрес Министерства транспорта Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений с ходатайством о предоставлении имеющейся информации на вышеуказанную квартиру.

Как следует из ответа Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 «Крымские морские порты» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Дерюшева А.Ю., по информации Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» в 2014 году имущество государственных предприятий Украины на территории Республики Крым, в том числе недвижимое и движимое имущество Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» было национализировано. Согласно акту приема-передачи от 31 мая 2014 года имущество, находящееся в государственной собственности Республики Крым было передано на баланс Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт». При этом указанная квартира не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на баланс Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт». Иных сведений о приобретении Государственным предприятием «Феодосийский морской торговый порт» указанного объекта недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, его постановки на баланс, списании с баланса Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт», а также копий правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на указанную квартиру Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» не имеет.

22 февраля 2022 года Дерюшев А.Ю. обратился в Администрацию города Феодосия Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО2<адрес>.

Уведомлением от 22 марта 2022 года Администрацией города Феодосия Республики Крым Дерюшеву А.Ю. сообщено, что его заявление рассмотрено и заявителю разъяснено, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.16 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 февраля 2016 года № 139 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения», основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что жилое помещение, в отношении которого заявитель обратился о заключении договора социального найма, не относится к муниципальному жилищному фонду. Жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО2, <адрес> Реестре муниципального имущества городской округ Феодосия Республики Крым отсутствует, в связи с чем, Дерюшеву А.Ю. было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения».

30 июня 2022 года Администрация города Феодосии Республики Крым уведомила Дерюшева А.Ю. об отказе в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес> на основании подпункта 2 пункта 13.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденного постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 29 сентября 2020 года № 2759, а именно – предоставление неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 9.1 Административного регламента (не предоставлена копия договора социального найма). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 июня 2022 года № право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

Как следует из отзыва на исковое заявление Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский морской порт» от 16 августа 2022 года № 1279/02/02-11, в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1865-6/14 «О государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымские морские порты» установлено, что имущество Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» является собственностью Республики Крым, а также принято решение о создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» и его наделении имуществом, в том числе, вышеуказанного предприятия. В соответствии с уставом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» функции и полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Совет министров Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым (орган управления). Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено действующим законодательством или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию. При этом <адрес>, не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на балансовый учет филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт». Соответственно, орган управления в 2014 году в соответствии с актом приема-передачи имущества не наделил Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» указанным объектом недвижимого имущества. Иных сведений о покупке Государственным предприятием «Феодосийский морской торговый порт» указанного объекта недвижимого имущества, его постановки на баланс, списания с баланса Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт», а также копий правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на указанную квартиру Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт» не имеет. Соответственно и документов, послуживших основанием предоставления Дерюшеву А.Ю. и его семье <адрес>, ответчик не имеет. Кроме того, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1865-6/14 «О государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымские морские порты» является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником обязанностей Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт».

Как следует из ходатайства Министерства транспорта Республики Крым от 11 октября 2022 года № 08-19/10065/1 в соответствии с Уставом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» функции и полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Совет министров Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым (орган управления). Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено действующим законодательством или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию. Указанная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не числилась на балансовом учете Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» и не передавалась на балансовый учет Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт». Соответственно, орган управления в 2014 году в соответствии с актом приема-передачи имущества не наделил Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» указанным объектом недвижимого имущества. Кроме того, подведомственное Министерству транспорта Республики Крым предприятие – Филиал Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года «О государственном унитарном предприятии «Крымские морские порты» является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником прав и обязанностей Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт».

Согласно данным лицевого счета , выданного Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора », основным квартиросъемщиком <адрес> является Дерюшев А.Ю., который постоянно зарегистрирован в указанной квартире с 18 декабря 1998 года по настоящее время, вместе с ним по указанному адресу с 25 декабря 2010 года и по настоящее время зарегистрирована жена Дьяченко Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии от 16 мая 2022 года.

По сообщению Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия от 23 мая 2022 года, согласно данным инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 31 декабря 2012 года право собственности на <адрес> зарегистрировано за Феодосийским морским торговым портом на основании договора купли-продажи, удостоверенного Феодосийской товарной биржей 04 апреля 1998 года, реестровый .

По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 мая 2022 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Вместе с тем, сведения об объекте недвижимости – квартире, расположенной по указанному адресу, площадью 55,6 кв.м., 16 февраля 2017 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как «актуальные, ранее учтенные», и данному объекту недвижимости присвоен кадастровый .

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из смысла статей 1, 2 вышеуказанного Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей приватизацию государственного и муниципального имущества, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из обстоятельств, на которые ссылаются истцы в обоснование исковых требований, суд приходит к выводу о том, что фактически исковые требования сводятся к признанию за истцами в порядке приватизации права общей долевой собственности на <адрес>.

Судом установлено, что спорная <адрес> 04 апреля 1998 года была приобретена Государственным предприятием «Феодосийский морской торговый порт», а, впоследствии, на основании совместного решения профкома и администрации Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» от 16 апреля 1998 года и решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 29 мая 1998 года № 384 «О предоставлении квартир» была предоставлена Дерюшеву А.Ю. на состав семьи три человека, однако до настоящего времени право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Государственным предприятием «Феодосийский морской торговый порт», при этом на балансе Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» данная квартира не числилась и в дальнейшем не передавалась на баланс Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Феодосийский морской порт», что является препятствием для включения указанного объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества городской округ Феодосия Республики Крым.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости № и № от 17 мая 2022 года информация о правах Дерюшева А.Ю. и Дьяченко Е.Б. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации, приобретенные в порядке приватизации, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.

Следовательно, право на бесплатную приватизацию истцы не использовали, и в настоящее время не могут использовать по независящим от них причинам.

Предусмотренное Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.

Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Аналогичные выводы указаны и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года, из содержания которого следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Исходя из изложенного, то обстоятельство, что квартира истцов не включена в реестр муниципальной собственности, не могло повлечь за собой неблагоприятные последствия для истцов, выразивших намерение воспользоваться предоставленным им правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью, как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи в собственность истцам занимаемого ими жилого помещения, факт не включения спорной квартиры в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Феодосия, не может служить основанием для ограничения их права на приватизацию.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном постановлением от 10 августа 2005 года, и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав истцов путем признания за ними в порядке приватизации права общей долевой собственности на <адрес> кадастровый , по 1/2 доле за каждым, поскольку имея право на бесплатную приватизацию жилья, они не могут реализовать его по независящим от них причинам, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований Дерюшева А.Ю. и Дьяченко Е.Б.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2022 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Иск Дерюшева ФИО17 и Дьяченко ФИО18 – удовлетворить.

Признать за Дерюшевым ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), и Дьяченко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес>, кадастровый , по 1/2 доли за каждым.

Настоящее решение является основанием для регистрации права общей долевой собственности за Дерюшевым ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), и Дьяченко ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), на <адрес><адрес> кадастровый , по 1/2 доли за каждым, и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.