ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1448/2023 от 02.08.2023 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-1448/2023

УИД 37RS0007-01-2023-001704-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 02 августа 2023 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.

при секретаре Бариновой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1448/2023 по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» (далее - ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО»), указав в обоснование, что ответчик обратился к мировому судье судебного участка Кинешемского судебного района Ивановской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. 31 декабря 2021 года мировым судьёй в открытом судебном заседании рассмотрено гражданское дело по иску ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги за период с 01 апреля 2019 года по 31 августа 2021 года в размере 2725,77 руб., пени за просрочку за период с 10 июня 2019 года по 31 августа 2021 года в сумме 216,15 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб., почтовых расходов в сумме 69,50 руб., всего в размере 3411,42 руб. При подаче исковых заявлений истцом ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» суду не представлено письменного добровольного согласия ФИО1 на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам, включая паспортные данные. Ссылаясь на то, что ФИО1 такого согласия не давал, на протяжении длительного времени ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» вымогает у истца денежные средства в целях личного обогащения, на основании положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», истец просил признать ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» виновным в совершении административных правонарушений, наложить штраф, признать право на возмещение компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Определением судьи Кинешемского городского суда Ивановской области от 19 июня 2023 года в принятии к производству суда требований ФИО1 о привлечении ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» к административной ответственности отказано со ссылкой на то, что данные требования рассматриваются в ином судебном порядке.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, представил заявление о рассмотрении дела по иску ФИО1 к ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» о взыскании компенсации морального вреда в своё отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён, также просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. В представленном суду письменном отзыве на иск представитель ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» полагал требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на отсутствие со своей стороны нарушений требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе юридическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно терминологии, приведённой в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

В силу ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; в случаях, когда необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 июля 2019 года № 2173-О, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права субъекта персональных данных п. 1 ст. 3, п. 7 ч. 1 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», раскрывающие понятие персональных данных, допускающие обработку персональных данных оператором персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, и устанавливающие режим конфиденциальности персональных данных.

Анализ приведённых положений свидетельствует о том, что обработка персональных данных может осуществляться как с согласия субъекта персональных данных, так и в отсутствие такового.

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Моральный вред, причинённый субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

По правилам ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.

В ст. 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из разъяснений, данных в п.п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Судам следует учитывать, что моральный вред, причинённый правомерными действиями, компенсации не подлежит.

Судом установлено, что 26 августа 2021 года ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» обратилось к мировому судье судебного участка Кинешемского судебного района в Ивановской области с исковым заявлением о взыскании с ФИО1, как собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Заочным решением мирового судьи судебного участка Кинешемского судебного района в Ивановской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка Кинешемского судебного района в Ивановской области, исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» удовлетворены, с ФИО1 в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01 апреля 2019 года по 31 августа 2021 года в сумме 2725,77 руб., пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу за период с 10 июня 2019 года по 31 августа 2021 года в сумме 216,15 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб., почтовые расходы в размере 69,50 руб.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п.п. 8(4)-8(7) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов.

17 января 2017 года между ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии с которым ответчик принимает на себя функции регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на всей территории Ивановской области.

Предложение о заключении договора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключённым вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ). Также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 года № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между собственниками помещений и региональным оператором считаются заключёнными с даты начала оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Договоры заключаются на неопределённый срок в соответствии с типовыми договорами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Принимая во внимание, что обращение регионального оператора в суд с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг связано с исполнением публичного договора, стороной которого является истец, как субъект персональных данных, следовательно, его согласие на обработку персональных данных не требуется.

Суд отмечает, что персональные данные потребителей коммунальных услуг объективно необходимы исполнителям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим в соответствии со ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных указанными организациями может допускаться без прямого согласия субъекта персональных данных.

Сведений о передаче персональных данных ФИО1 третьим лицам с неправомерной целью или в нарушение установленного порядка их обработки, в материалах дела не имеется.

Поскольку, по мнению ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО», истец ФИО1 имеет задолженность по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, то подача искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности является реализацией права регионального оператора на судебную защиту и не может быть расценена как вымогательство денежных средств в целях личного обогащения.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен указать в исковом заявлении сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Данные положения закона направлены на индивидуализацию требований истца и, соответственно, на реализацию права ответчика на осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

Отсутствие перечисленных в ч. 2 ст. 131 ГПК РФ сведений является основанием для оставления искового заявления без движения.

Таким образом, обращение в суд без указания персональных данных ответчика действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с этим позиция истца о том, что использование его персональных данных при обращении в суд незаконно и является основанием для взыскания в его пользу компенсации морального вреда, несостоятельна.

Суд полагает, что оспариваемыми действиями ответчика по обработке персональных данных истца в целях исполнения обязанностей регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами права истца не нарушены.

При установленных обстоятельствах заявленные ФИО1 исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Румянцева Ю.А.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2023 года