Лысьвенский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Лысьвенский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-1449/2011 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Татуровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора о признании п. 1.4.3 и п.1.4.4 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания от 24.09.2008 г. № 85 несоответствующими федеральному законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор Пермского края обратился с заявлением о признании п. 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания от 24.09.2008 г. № 85 (далее – Положение) несоответствующими федеральному законодательству.
В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Меркурьева Н.С. отказалась от требований в части признании несоответствующим федеральному законодательству п. 1.4.2, а также п. 1.4.3 в части установления не подлежащими приватизации объектов, указанных в абзаце втором п. 1.4.3 до слов «другие сооружения и коммуникации», ссылаясь на то обстоятельство, что решением Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 27.10.2011 года п. 1.4.2 исключен из Положения, а п. 1.4.3 в части установления не подлежащими приватизации объектов, указанных в абзаце втором п. 1.4.3 до слов «другие сооружения и коммуникации» соответствует федеральному законодательству.
Производство по делу в части требований о признании несоответствующим федеральному законодательству п. 1.4.2. Положения прекращено, о чем судом вынесено отдельное определение.
Исковые требования о признании не соответствующими федеральному законодательству п. 1.4.3, 1.4.4 Положения в судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Меркурьева Н.С. поддержала, пояснила, что п. 1.4.3, 1.4.4 Положения содержат перечень имущества, не подлежащего приватизации, не соответствующий перечню, установленному ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В частности, считает, что указанное в п. 1.4.3 Положения имущества, а именно:
- другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, входящие в технический комплекс жизнеобеспечения населения;
- эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства;
- машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, не относятся к объектам, приватизация которых запрещается ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Также считает, что формулировка п. 1.4.4 Положения, а именно: «прочие социально значимые объекты, утвержденные Земским Собранием муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район» не соответствует Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку не конкретизирует имущество, и предоставляет Земскому Собранию включить в перечень муниципального имущества, не подлежащего приватизации любой объект, признав его социально значимым.
Просила, признать не соответствующим Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» пункт 1.4.3 со слов «другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры…» и пункт 1.4.4 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания от 24.09.2008 г. № 85.
Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» и Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами может находится только в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемог7о субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного или перечень муниципального имущества.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с ст. 48 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» не подлежат отчуждению объекты, связанные с жизнеобеспечением населения, а именно:
1) сооружения и сети водопровода, канализации, котельные, тепловые и электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, входящие в технический комплекс жизнеобеспечения населения;
2) эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства;
3) машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
Земское Собрание утверждает перечень недвижимого имущества, перечень социально значимых объектов, не подлежащих перепрофилированию и отчуждению.
Считает, что оспариваемые прокурором п. 1.4.3, 1.4.4 Положения не противоречат Федеральным законам и соответствуют Уставу муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», просил в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
На основании п.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В силу ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
12) имущество межпоселенческих библиотек;
13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.
В соответствии с ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу ст. 2 указанного закона приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
При этом в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Таким образом, в силу действующего законодательства при определении порядка и условий приватизации муниципального имущества, а также определения перечня имущества, не подлежащего приватизации, за исключением имущества, приватизация которого запрещена федеральными законами, муниципальные образования, выступающие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, вправе действовать своей волей в своем интересе, поскольку это право не ограничено основанным на Конституции Российской Федерации федеральным законом.
От имени муниципального образования распоряжение муниципальным имуществом осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ст. 38 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в систему муниципальных правовых актов входят:
1) настоящий Устав;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Земского Собрания;
4) правовые акты главы муниципального района, администрации муниципального района и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
В соответствии с ст. 48 Устава муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» не подлежат отчуждению объекты, связанные с жизнеобеспечением населения, а именно:
1) сооружения и сети водопровода, канализации, котельные, тепловые и электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, входящие в технический комплекс жизнеобеспечения населения;
2) эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства;
3) машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
Земское Собрание утверждает перечень недвижимого имущества, перечень социально значимых объектов, не подлежащих перепрофилированию и отчуждению.
Таким образом, перечень муниципального имущества, приватизация которого запрещена, установлен в Уставе муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в порядке установленном законодательством, и принимаемые органами местного самоуправления нормативные правовые акты не могут противоречить Уставу.
Решением Земского Собрания муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 24.09.2008 N 85 утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».
В соответствии с п. 1.4.3 Положения приватизации не подлежат:
объекты, связанные с жизнеобеспечением населения, а именно:
- сооружения и сети водопровода, канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, входящие в технический комплекс жизнеобеспечения населения;
- эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства;
- машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1.4.4 Положения приватизации не подлежат прочие социально значимые объекты, утвержденные Земским Собранием муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».
Таким образом, оспариваемые прокурором пункты Положения по своему содержанию полностью соответствуют Уставу муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», принятого в установленном порядке, а также не противоречат федеральным законам.
Решение Земского Собрания от 24.09.2008 N 85 принято уполномоченным органом, и как следует из протокола заседания Земского Собрания (л.д.19-25) с соблюдением установленного порядка принятия решений.
Ссылку прокурора на несоответствие оспариваемых пунктов Положения ч.1 ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» суд считает несостоятельной, поскольку указанной нормой закона устанавливается не перечень имущества подлежащего или не подлежащего приватизации, а особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Также суд находит не обоснованным довод прокурора о том, что п. 1.4.4 Положения не соответствует закону, поскольку не содержит конкретный перечень объектов, так как указанным пунктом продублировано право Земского Собрания утверждать соответствующие перечни, установленное Уставом муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Лысьвенскому городскому прокурору в удовлетворении заявления о признании п. 1.4.3 и п.1.4.4 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания от 24.09.2008 г. № 85 несоответствующими федеральному законодательству отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)
Верно. Судья