ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1449 от 22.11.2010 Ревдинского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Ревдинский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ревдинский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ



Дело № 2-1449 с \2010

изготовлено 22.11.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием истца Еремина Алексея Васильевича,

представителя ответчика Инспекции ФНС РФ по г. Ревде Свердловской области Горшковой П.А. действующей на основании доверенности от 03.08.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Еремина Алексея Васильевича к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ревде Свердловской области об оспаривании решения органа государственной власти Инспекции ФНС РФ по г. Ревде и обязывании произвести перерасчет суммы начисленного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Еремин А.В. обратился в суд с иском к Инспекции ФНС РФ по г. Ревде Свердловской области о признании незаконным налогового уведомления № об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в размере , и об обязывании ответчика пересчитать размер налога на имущество физических лиц за 2008 год.

В обоснование исковых требований следует, что в августе 2009 года Ереминым А.В. было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2009 год. Из указанного уведомления он узнал, что должен уплатить в 2009 году: платежи за текущий год в размере ; доплату за прошлые годы в размере  Однако, в 2008 году он полностью исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере  в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чеками-ордерами Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с налоговым уведомлением №, сумма налога, подлежащая уплате за 2008 год составила , а не , как следовало из уведомления №. Указанный перерасчет был произведен на основании письма Минфина РФ от 21 апреля 2008 года № 03-05-04-01/19. В соответствии с указанным письмом разъяснено, что доля в праве собственности на имущество не предусмотрена в качестве объекта налогообложения; в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (в данном случае - квартиры). Размер налоговых ставок установлен Решением Ревдинской городской Думы № 227 от 26 октября 2005 года «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Ревда с 01.01.2006 года». С 01 января 2006 года ставки налогов на имущество физических лиц установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: к стоимости имущества до  применяется ставка налога 0,1%; к стоимости имущества от  применяется ставка налога 0,2%; к стоимости имущества свыше  применяется ставка налога 0,75%. Ранее, размер налоговой ставки в 2008 году налоговым органом определялся в зависимости от стоимости доли в праве собственности на частный дом, т. е  (налоговая база)*1/2 =  соответственно применялась ставка налога в размере 0,2%. В настоящий момент, в связи с тем, что в качестве налоговой базы применяется инвентаризационная стоимость всего частного дома, то ставка выросла до 0,75%. Кроме этого в обоснование своей позиции истец суду пояснил, что письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 года № 03-05-04-01/19, на основании которого Инспекция ФНС РФ по г. Ревде Свердловской области производит свои расчеты, не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах. Этот факт отражен в Письме Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина от 01 июля 2009 года № 03-05-06-01/19. Истец является собственником лишь ? доли жилого дома (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 66АВ № 381831) и может владеть, пользоваться и распоряжаться лишь указанной долей, инвентаризационная стоимость которой на 2008 год составляет , в связи с чем, соответственно, должен нести бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества. Таким образом, налоговая ставка в размере 0,75% не может быть к нему применена.

В судебном заседании истец Еремин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил все, изложенное в исковом заявлении, суду пояснил, что на него возложена незаконная обязанность по уплате налога в увеличенном размере за 2008 год по налоговому уведомлению №, в связи с чем, просит признать его незаконным и обязать ответчика пересчитать сумму налога.

Ответчик - представитель Инспекции ФНС РФ по г. Ревде Свердловской области Горшкова П.А. в судебном заседании просит суд оставить исковое заявление Еремина А.В. без удовлетворения, поскольку на основании пункта 1 статьи 1, статьи 3, статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 Еремину А.В. сделан перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год. Сумма налога к уплате за 2008 год на основании расчета по налоговому уведомлению № (исходя из инвентаризационной стоимости объекта  и налоговой ставки 0,7500) составила . При том, что Еремин А.В. оплатил часть налога в размере , ему к доплате выставлен счет .

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно части 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (часть 2 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 приведенной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (часть 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, указанное разделение установлено ст. 12 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц статьей 15 Налогового Кодекса Российской Федерации отнесен к местным налогам.

Истец Еремин А.В. является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный в , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Учитывая сроки уплаты налога в 2008 году ( до 15 сентября и ДД.ММ.ГГГГ двумя равными платежами), Еремин А.В. по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ оплатил налог на имущество физических лиц в общем размере , при этом, размер налоговой базы составлял стоимость ? доли имущества, принадлежащего истцу.

В августе 2009 года Ереминым А.В. было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год (л.д. 11). Из уведомления он узнал, что обязан уплатить в 2009 году: платежи за текущий 2009 год в размере  доплату за прошлые годы ( за 2008 год) в размере .

Однако, как установлено судом и подтверждается квитанциями об оплате налога, истец Еремин А.В. в 2008 году полностью исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 827 рублей 63 копейки в соответствии с налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чеками-ордерами Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Вместе с тем, в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ сумма налога, подлежащая уплате за 2008 год, составила . Указанный перерасчет, как пояснил представитель налоговой инспекции, был произведен на основании письма Минфина РФ от 21 апреля 2008 года № 03-05-04-01/19. В соответствии с указанным письмом доля в праве собственности на имущество не предусмотрена в качестве объекта налогообложения; в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (в данном случае – частного дома). В силу статьи 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Согласно статье 1 этого Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций) (п.2 статьи 1 Закона).

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются согласно ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Решением Ревдинской районной Думы от 26.10.2005 года № 227 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Ревды с 01.01.2006» установлены следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:

- для имущества, стоимость которого составляет до 300 тысяч руб. - 0,1%;

- для имущества, стоимость которого составляет от 300 до 500 тысяч руб. - 0,2%;

- для имущества, стоимость которого составляет свыше 500 тысяч руб.- 0,75%.

В соответствии со статьей 52 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговый ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Как установлено судом, перерасчет размера налога сделан налоговой инспекцией на основании ведомственного разъяснения, содержащегося в Письме Министерства финансов РФ № 03-05-06-01\332 от 04.12.2009 года, которое не было официально опубликовано. А основанием для изменения порядка определения ставки налога и расчета налога на имущество стало новое толкование налоговым органом Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Каких-либо изменений на момент перерасчета налога за 2008 год в закон не вносилось.

По мнению суда действия налогового органа по перерасчету налога на имущество физических лиц на 2008 год являются незаконными.

В своих пояснениях ответчик ссылается на то, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве общей долевой собственности на имущество в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Сумма налога определена при повторном исчислении исходя из инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта в целом.

Однако, такое толкование закона не соответствует его содержанию.

Действительно, в силу статьи 2 Федерального закона «О доходах на имущество физических лиц» объектами налогообложения на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения. Доли в праве собственности на это имущество в качестве таких объектов не указаны.

В то же время, пунктом 2 статьи 1 этого Закона установлено специальное правило по которому «если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Указанные нормы должны применяться в системе действующего законодательства о налогах и сборах. Из буквального содержания положений пункт 2 статьи 1 и статьи 3 Федерального закона «О налогах на имущество физических лиц» следует, что ставка налога на имущество должна определяться от инвентаризационной стоимости имущества соразмерно доле налогоплательщика в этом имуществе. Таким образом, инвентаризационная стоимость объекта для определения налоговой ставки должна быть учтена соразмерно доле налогоплательщика в имуществе. Иное толкование закона привело бы к нарушению принципа равенства налогообложения (части 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации) и к необоснованному завышению ставок налога на имущество в отношении налогоплательщиков, которым принадлежит доля в праве собственности на имущество. В соответствии с тем толкованием, которое дает Закону налоговый орган, размер ставки налога определяется исходя из объема имущества, который налогоплательщику не принадлежит. Ни одна из норм закона не предусматривает определение ставки налога на имущество, принадлежащее долевым собственникам исходя из инвентаризационной стоимости объекта в целом.

Из положения статьи 3 Закона следует, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются исходя из суммарной инвентаризационной стоимости. При этом в данной норме речь также не идет о том. Что при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества должна учитываться инвентаризационная стоимость объекта в целом.

При применении этой нормы Закона в совокупности со специальной нормой, признающей налогоплательщиком собственника доли объекта недвижимости, при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего нескольким собственникам, следует исходить из стоимости соответствующих долей, принадлежащих каждому налогоплательщику.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ № 5-П от 13.03.2008 года в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные условия по сравнению с другими налогоплательщиками, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики – особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц – при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Применение налоговым органом Закона «О налогах на имущество физических лиц» в ином толковании нарушает принцип равенства налогоплательщиков, так как у лиц, имеющих долю в праве собственности на объект налогообложения, возникает обязанность по оплате налога по ставке, не зависящей от принадлежащей ему доли. Тогда как налогоплательщики, являющиеся единоличными собственниками имущества несут обязанность по оплате налога по ставке, соответствующей инвентаризационной стоимости принадлежащего им имущества.

Помимо этого согласно статье 17 Налогового Кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок и сроки уплаты налога. Статьей 38 Налогового Кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесены: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи. Из приведенной нормы следует, что под имуществом и соответственно под объектом налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав, имеющие стоимостную оценку.

В силу пункта 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 244 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество может находиться в собственности двух или нескольких лиц и принадлежать им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Согласно ст. 249 Гражданского Кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Таким образом, в системе норм законодательства о налогах и сборах и гражданского законодательства признание физического лица налогоплательщиком соразмерно его доле в имуществе предполагает участие его в уплате налогов и сборов соразмерно своей доле в имуществе.

Письмо Министерства финансов РФ от 21.04.2008 года, давшее иное толкование положениям Закона «О налогах на имущество физических лиц», не может применяться, так как оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и противоречит законодательству о налогах и сборах.

Более того, в настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2009г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Статья 2 дополнена пунктом 7, по которому объектом налогообложения признается доля в праве собственности на жилые дома, квартиры, комнаты и т.д.», и приведен в соответствие с действующим законодательством порядок исчисления налога за объекты налогообложения, находящиеся в общей долевой и общей совместной собственности. Налоговая база на объект долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли и (или) как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональна числу собственников данного имущества. Закон в этой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Фактически этот закон устранил существовавший пробел в системе законодательства. Однако, это не означает, что ранее, в отсутствие такого законодательного уточнения, расчет налога на такой объект собственности как доля в праве общей долевой собственности следовало исчислять иначе, поскольку все неустранимые противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (часть 7 статьи 3 НК РФ).

Учитывая изложенное выше, исковые требования Еремина А.В. о признании налогового уведомления № 107613 незаконным подлежат удовлеворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 г. на имя Еремина Алексея Васильевича, в части возложения обязанности по уплате налога за 2008 год в сумме .

Обязать Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России по г. Ревде Свердловской области произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2008 год исходя из стоимости его доли в праве собственности на жилой  в , как объекта налогообложения, на ДД.ММ.ГГГГ, и по налоговой справке в соответствии со стоимостью доли.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд г. Ревды в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.

Судья: подпись

Копия верна

Решение вступило в законную силу__________________________________

Судья С.Ю. Пименова