УИД 24RS0033-01-2020-001609-68
Гр. дело №2-1449/2020
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Большаковой А.В.,
при секретаре Копотевой Д.Н.,
с участием истца ФИО4,
законного представителя третьего лица ФИО5,
третьего лица ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1449/2020 по иску ФИО4 к Администрации города Лесосибирска, Министерству образования Красноярского края об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации города Лесосибирска, Министерству образования Красноярского края об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, мотивируя свои требования следующим.
Истец, ФИО4, родился ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> края. Воспитывался матерью ФИО6, которая в 1998 году Лесосибирским городским судом лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 был направлен в учреждение общественного воспитания, за истцом было сохранено право пользованием жилым помещениям по адресу: <адрес>, до совершеннолетия. ФИО4 содержался в детском доме <адрес>, после был переведен в <адрес>. После окончания школы, ФИО4 поступил в университет <адрес>, <адрес>», который закончил в 2018 г. Согласно поквартирной карточки, ФИО4 зарегистрирован по адресу: <адрес>, по данному адресу зарегистрирована несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Совместное проживание ФИО4 с ФИО2 не представляется возможным, так как родственные связи между ними утрачены, в связи с чем, проживать совместно в одной квартире не могут. Достигнуть соглашения об обмене помещения между ФИО4 с ФИО2, в лице законного представителя ФИО1 не представляется возможным. В связи с этим ФИО4 подал в Лесосибирский городской суд исковое заявление о принудительном размене муниципального жилого помещения, решением было отказано в удовлетворении исковых требований. Так же истец обращался в администрацию г. Лесосибирска об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении на что получил отказ, в связи с тем, что это можно делать до 23- летнего возраста. Просит суд в связи отсутствием вариантов обмена жилого помещения по адресу: <адрес>, установить факт невозможности совместного проживания ФИО4 с малолетней ФИО2; обязать Министерство образования Красноярского края включить ФИО4 в список сирот, нуждающихся в предоставлении жилья.
В судебном заседании ФИО4 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, обстоятельства, изложенные в иске подтвердил, согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика Администрации г. Лесосибирска, Министерства образования Красноярского края, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не представлено. (л.д. 23,30). При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо ФИО2, законный представитель третьего лица ФИО5 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований ФИО4
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 N 164-п "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются", в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Пунктом 4 указанного Порядка, законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, но не достигших возраста 18 лет и не приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, либо дети-сироты, достигшие возраста 18 лет или приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия (далее - заявители), представляют в орган местного самоуправления, на территории которого находится место жительства детей-сирот, следующие документы, согласно перечню, в том числе и вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 3 настоящего Порядка.
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО6 лишена родительских права в отношении ФИО4 В отношении ФИО4 ФИО6 являлась одинокой матерью.
ФИО6, являющаяся матерью ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается, что ФИО4 был направлен в учреждение общественного воспитания, за истцом было сохранено право пользованием жилым помещениям по адресу: <адрес>, до совершеннолетия. ФИО3 содержался в детском доме <адрес>, после был переведен в <адрес>. После окончания школы, ФИО4 поступил в университет <адрес> который закончил в 2018 году. В настоящее время проживает в <адрес>.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 11 сентября 2008 года нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>1 является ФИО2, членами ее семьи указаны ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, племянник, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 8-10).
Согласно акту обследования и осмотра квартиры от 20 июня 2016 года квартира по адресу: <адрес>1 расположена в деревянном двухквартирном доме на первом этаже, общей площадью 60,7 кв.м.
Согласно акту о проживании граждан от 20 июня 2016 года в спорном жилом помещении проживают ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, в обозначенном же жилом помещении находятся их личные вещи и мебель.
Cогласно предложению ФИО4 о размене жилого помещения, последний предлагал ФИО5 как законному представителю ФИО2 Ф. осуществить размен жилого помещения по адресу: <адрес>1.
Из справки Администрации г. Лесосибирска следует, что у последней как наймодателя отсутствуют варианты размена муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>1. (л.д. 15).
Решением № 2-203/2017 Лесосибирского городского суда от 17 января 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о принудительном обмене жилого помещения отказано. Согласно указанного решения суда, ФИО4 вправе ставить в рассматриваемом случае требование об установлении невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>1. Решение вступило в законную силу 09 февраля 2017 года (л.д. 14-15).
Администрацией города Лесосибирска 13 июня 2020 года отказано ФИО4 в заявлении об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>1, с целью дальнейшего включения в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем, поскольку согласно действующего законодательства (Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), в связи с Постановлением Правительства Красноярского края от. 16.04.2013 года № 164-п, установить данный факт возможно лишь до 23-летнего возраста. (л.д. 4).
Довод администрации г. Лесосибирска о том, что с заявлением о постановке на учет в возрасте, превышающем предельно возможный для такого обращения, а именно в возрасте 26 лет, поскольку само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как установлено с судебном заседании, закрепленное за истцом жилое помещение по адресу: <адрес>1, по договору социального найма от 11 сентября 2008 года, находящееся в муниципальной собственности, нанимателем которого является ФИО2, истец никогда не вселялся, в указанной квартире не проживал, членом семьи ФИО2не является, его вещей в данной квартире не имеется, в настоящее время проживает в другом жилом помещении. Другого жилого помещения ФИО4 в собственности либо в пользовании на условиях социального найма также не имеет. В судебном заседании установлено, что ФИО4 проживает в <адрес>.
Соответственно, суд считает установленным в судебном заседании факт невозможности совместного проживания ФИО4 с малолетней ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В данном случае факт регистрации истца в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>1, носит формальный характер, не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку ФИО4 не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит выводу о том, что ФИО4 имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, поскольку указанное право он не реализовал.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Администрации города Лесосибирска, Министерству образования Красноярского края об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, удовлетворить в полном объёме.
Установить факт невозможности совместного проживания ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с малолетней ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство образования Красноярского края включить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениям.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2020 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Лесосибирский городской суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий А.В. Большакова