ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1449/2012Г от 14.11.2012 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2-1449/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2012 года ст. Ленинградская

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Калниной М.Ю.,

с участием представителя прокуратуры

Ленинградского района Пономаренко О.С.,

представителя администрации

МО Ленинградский район ФИО1,

при секретаре Сидак А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района о признании незаконным бездействия администрации МО Ленинградский район, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности населения на транспорте.

В ходе проверки установлено, что администрация МО Ленинградский район заключила муниципальный контракт на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярному внутригородскому маршруту с ИП ФИО2

В нарушение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности администрацией МО Ленинградский район не разработана и не принята комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте.

Отсутствие указанной программы не позволяет систематически планировать и осуществлять на территории муниципального образования Ленинградский район мероприятия по профилактике противодействия терроризму в сфере безопасности населения на транспорте, а также финансирование указанных мероприятий, что является недопустимым.

В связи с этим прокурор Ленинградского района просит признать незаконным бездействие администрации МО Ленинградский район, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и обязать администрацию МО Ленинградский район устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Представитель прокуратуры Ленинградского района Пономаренко О.С. в судебном заседании, поддержала заявленные требования.

Представитель администрации МО Ленинградский район ФИО1 требования прокурора не признала, пояснила, что Постановлением администрации МО Ленинградский район от 1 марта 2010 года № 256 утверждена целевая программа «Комплексные мероприятия по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории муниципального образования Ленинградский район на 2010 -2012 годы». В разделе 4 «Меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом» в приложении № 2 к Программе, предусмотрены такие мероприятия как проведение комплекса межведомственных учений по отработке совместных с хозяйствующими субъектами действий в случае совершения (угрозы совершения) террористического акта на объектах жизнеобеспечения, транспорта, мест массового пребывания граждан, а также проведение комплекса профилактических мероприятий по выявлению каналов финансирования террористических и экстремистских организаций и лиц пропагандирующих идеи расового, религиозного и политического экстремизма. Поэтому отдельной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте не принято, однако, необходимые мероприятия в данном направлении предусмотрены вышеуказанной программой, утвержденной постановлением администрации. На территории муниципального образования создана и действует муниципальная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, уменьшения ДТП, обеспечения безопасности перевозки пассажиров. В средствах массовой информации Ленинградского района были размещены материалы антитеррористической направленности. Кроме того, полагают, что так как в соответствии со ст.4 ФЗ №16 от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ, а перевозку пассажиров по муниципальным пригородным маршрутам регулярного сообщения осуществляет ОАО «Ленинградское АТП» и ИП ФИО2, администрация МО Ленинградский район в полном объеме осуществляет комплекс мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

В соответствии с ч.1 п.п. 6, 6.1, 7ст. 15 ФЗ № 131 -ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг поселениями в границах муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения и в соответствии с ФЗ от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности» Президентом РФ издан Указ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» поручено создать комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте.

В соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных, средств осуществляется совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 4,5,6 Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285 (ред. от 20.12.2010) «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» основными элементами комплексной системы являются:

-единый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте;

-система федерального, регионального и муниципального законодательства, нормативных правовых документов и ведомственных актов, интегрированная с международными нормами права в области обеспечения транспортной безопасности.

Функциональными задачами Программы являются объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, обеспечивающих безопасность населения на транспорте.

Реализация мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправлении, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после проведения уязвимости оценки объектов транспортной инфраструктуры, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников.

Кроме того, пунктом 3 Указа Президента № 403 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности рекомендовано предоставлять места для размещения специализированных технических средств оповещения и информирования населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, а также имеющиеся технические

устройства и каналы связи - для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершении (угрозе совершения) террористических актов.

В соответствии Распоряжением Правительства РФ от 30.07.201 № 1285 (ред. от 20.12.2010г.) «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» создание комплексной системы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с разделом 5 Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285 «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» одним из основных принципов формирования Программы является объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, обеспечивающих безопасность населения на транспорте.

Приоритетными направления Программы является создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности населения на в единое защищенное закрытое информационное пространство.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Для осуществления указанного полномочия на территории муниципального образования создана и действует муниципальная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. В рамках данной комиссии осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, уменьшения количества ДТП и обеспечение безопасности перевозки пассажиров, а также решения иных вопросов, связанных с транспортной безопасностью. Перевозку пассажиров по муниципальным пригородным маршрутам регулярного сообщения осуществляют ОАО «Ленинградское АТП» и индивидуальный предприниматель ФИО2

Постановлением администрации муниципального образования Ленинградский район от 1 марта 2010 года № 256 утверждена целевая программа «Комплексные мероприятия по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории муниципального образования Ленинградский район на 2010 -2012 годы». В разделе 4 «Меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом» в приложении № 2 к Программе, предусмотрены такие мероприятия как проведение комплекса межведомственных учений по отработке совместных с хозяйствующими субъектами действий в случае совершения (угрозы совершения) террористического акта на объектах жизнеобеспечения, транспорта, мест массового пребывания граждан, а также проведение комплекса профилактических мероприятий по выявлению каналов финансирования террористических и экстремистских организаций и лиц пропагандирующих идеи расового, религиозного и политического экстремизма. Таким образом, отдельной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте не принято, однако, необходимые мероприятия в данном направлении предусмотрены вышеуказанной программой, утвержденной постановлением администрации.

В рамках деятельности антитеррористической комиссии рассматривались вопросы предупреждения террористических угроз обеспечения защищенности объектов транспорта и безопасности людей на транспорте. Проводились выездные проверки межведомственной комиссии антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ленинградское АТП» и АФ «Кубаньпассажирсервис» ОАО. В качестве мер усиления антитеррористической защиты населения на транспорте изготовлены и распространены малоформатные листовки «Телефоны экстренного реагирования. Общие рекомендации.», «Памятка пассажирам при захвате транспортного средства террористами». Разработано и установлено три баннера «Будь бдителен» на центральном рынке, на автостанции и у кафе «Родничок». На автостанции через каждые два часа, через громкоговорящую связь осуществляется информирование населения и гостей района, о правилах поведения при обнаружении подозрительных предметов и угрозе захватов в заложники. Информация о проведении указанных мероприятий, размещается на официальном сайте администрации муниципального района и освещается МУП «Ленинградская вещательная компания» по телевидению.

В средствах массовой информации Ленинградского района были размещены следующие материалы антитеррористической направленности:

- информационный материал - «ЮИД в СОШ № 13 Совет» (дети и безопасность на транспорте) - новостная программа телеканала «Стимул-ТВ» от 22.05.2012 г;

- статья «Антитеррор: безопасность на транспорте» в газете «Степные зори» от 24.03.2011 года № 36.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, однако суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица в данной части, что администрация МО Ленинградский район не является собственником транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров на по муниципальным пригородным маршрутам и устранение нарушений, указанных в заявлении прокурора не относится к их компетенции, так как в соответствии с нормами ФЗ «131 от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального района относятся в частности создание условий для предоставления транспортных услуг на территории муниципального образования, участие в профилактике терроризма и экстремизма, в том числе и на транспорте.

Судом, с учетом требований ст.67 ГПК РФ, дана оценка всем представленным доказательствам, которые свидетельствуют о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований, обязании администрации МО Ленинградский район разработать и принять программу в течение месяца и выполнить весь комплекс мероприятий, направленный на «Повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе природного и техногенного характера» в сроки установленные программой, оснований для признаний незаконным бездействия администрации МО Ленинградский район суд не усматривает, так как заинтересованным лицом осуществляется комплекс работ по обеспечению безопасности населения на транспорте.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Ленинградского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район, разработать и принять комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, выполнить комплекс мероприятий, направленный на повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе природного и техногенного характера в сроки установленные программой.

Установить срок два месяца для устранения администрацией МО Ленинградский район указанных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Ленинградский районный суд в течение месяца.

Судья М.Ю. Калнина