ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/14 от 17.03.2014 Эльбрусского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-144/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2014 года г. Тырныауз

Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего – Кафоевой З.Р.,

при секретаре – Борчаевой С.З.,

с участием: истца Б.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Ш. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР о признании отказа в государственной регистрации незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Б.Ш.обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР о признании отказа в государственной регистрации его прав на земельный участок площадью 28,0кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> незаконным и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР произвести регистрацию в Едином государственном реестре прав, аргументируя следующим.

На основании постановления главы Эльбрусского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом в качестве продавца заключил с ним договор аренды земельного участка.

На отведенном участке, в соответствии с разрешенным видом использования, им был возведен капитальный гараж.

За регистрацией указанного договора и регистрацией права на возведённый объект недвижимости он обратился в территориальный орган Росреестра, однако в государственной регистрации сделки ему было отказано.

Основанием для отказа послужило то, что постановление о передаче земельного участка варенду издано неуполномоченным органом самоуправления - Советом местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР в лице его главы, а не его исполнительным органом- администрацией Эльбрусского муниципального района в лице его главы, требование о котором предусмотрено п.1 ст. 37 Федерального закона 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.41 Устава Эльбрусского муниципального района, п.1 ст. 17 Закона о регистрации»; Постановление об утверждении акта обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ издано неуполномоченным органом: вместо исполнительного органа местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, указанное решение принято местной администрацией г.п. Тырныауз, требование о котором предусмотрено статьей 29 Земельного кодекса РФ, пунктом 10.ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1 ст. 18 Закона о регистрации; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за заключен неуполномоченным органом со стороны арендодателя: вместо исполнительного органа местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР арендодателем по договору выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом Эльбрусского муниципального района, что противоречит требованиям ст. 29 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Вводного закона, п.1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации».

Все вышеуказанные доводы, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации прав на указанный земельный участок истец считает не обоснованным и незаконным, поскольку названные правовые акты не содержат прямого указания о наделении полномочиями по распоряжению земельными участками именно главы Администрации местного самоуправления муниципального района. В компетенции указанного должностного лица находится распоряжение принадлежащим органу местного самоуправления имуществом.

Истребуемый земельный участок находится на территории г.п. Тырныауз. Предварительное согласование и выбор земельных участков под строительство на землях муниципальных образований (г.п. Тырныауз, сельских поселений Эльбрус, В.Баксан, Бедык, Былым, Кенделен) осуществлялся комиссиями соответствующих органов местного самоуправления на чьей территории производится отвод. Акт выбора утверждается главой администрации соответствующего муниципального образования и передается на рассмотрение органов, указанных в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для принятия окончательного решения.

Заключение договора, стороной в котором является КУМИ Эльбрусского района не противоречит перечисленным нормам законодательства, поскольку указанный орган является структурным отделом местного самоуправления районного звена, которому делегированы полномочия по управлению имуществом. КУМИ, выступая стороной в сделке, является лишь исполнителем принятого уполномоченным органом решения о продаже земельного участка.

В судебном заседании истец Б.Ш. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что его требования законны и обоснованы. Отказ в государственной регистрации права не правомерен. Исковые требования просил удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица МУ «Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района»,надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.

Выслушав объяснения Б.Ш., исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, проанализировав доводы, изложенные в исковом заявлении, суд считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В силу ст. 34 Федеральный закон №131-ФЗ и ст.28 Устава Эльбрусского муниципального района структуру органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района составляют: совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района, как представительный орган; глава муниципального района и местная администрация Эльбрусского муниципального района, как исполнительно­-распорядительный орган.

Согласно п.п.5 п. 10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Федеральный закон №131-ФЗ) и Устава Эльбрусского муниципального района, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с п.4 ст.43 Федерального закона №131-ФЗглава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

По иным вопросам глава муниципального образования издает постановления и распоряжения, в тех случаях, когда эти вопросы отнесены к его компетенции уставом муниципального образования.

В силу п.1 ст. 37 Федерального закона 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 2п.1 ст.41 Устава Эльбрусского муниципального района местная администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, в том числе и управлением и распоряжением имущества, находящегося в собственности муниципального района.

Пунктом 3 ст. 30 Устава Эльбрусского муниципального района предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Статьей 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Постановлением главы Эльбрусского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о передаче Б.Ш.в аренду, сроком на 7 лет земельного участка, площадью 28,0 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.На основании данного постановления, ДД.ММ.ГГГГ между Б.Ш. и КУМИ Эльбрусского района КБР заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Согласно акта обследования и выбора земельного участка на возможность строительства индивидуального гаража, утвержденного главой администрации г.п. Тырныауз, комиссией признанно возможным строительство автогаража, на вышеуказанном земельном участке.

В государственной регистрации сделки и права собственности на указанный земельный участок Б.Ш.отказано по тем основаниям, что постановление о передаче земельного участка в аренду издано неуполномоченным органом самоуправления - Советом местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР в лице его главы, а не его исполнительным органом- администрацией Эльбрусского муниципального района в лице его главы, требование о котором предусмотрено п.1 ст. 37 Федерального закона 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.41 Устава Эльбрусского муниципального района, п.1 ст. 17 Закона о регистрации»; Постановление об утверждении акта обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ издано неуполномоченным органом: вместо исполнительного органа местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, указанное решение принято местной администрацией г.п. Тырныауз, требование о котором предусмотрено статьей 29 Земельного кодекса РФ, пунктом 10.ст.3 Федерального закона от 25.10.2001года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1 ст. 18 Закона о регистрации; Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за заключен неуполномоченным органом со стороны арендодателя: вместо исполнительного органа местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР арендодателем по договору выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом Эльбрусского муниципального района, что противоречит требованиям ст. 29 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Вводного закона, п.1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации».

Пункт 1 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" возлагает на регистрирующий орган проведение правовой экспертизы документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно абзацу4,10 пункта1 статьи20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случае, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;если не представлены документы, необходимые в соответствия с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.

В связи с этим, суд считает отказ в государственной регистрации сделки и права собственности на возведенный объект Б.Ш. обоснованным, т.к. постановление от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в аренду Б.Ш. земельного участка, было вынесено главой Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района, что противоречит указанным выше нормам закона и Устава, поскольку такими полномочиями глава представительного органа не наделен и в силу Законане обладает, а следовательно и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не мог быть заключен КУМИ Эльбрусского района КБР.

Довод ответчика о том, что истребуемый земельный участок находится на территории городского поселения Тырныауз, а предварительное согласование и выбор земельных участков под строительство на землях муниципальных образований осуществлялся комиссиями соответствующих органов местного самоуправления, на чьей территории производится отвод и акт выбора утверждается главой администрации соответствующего муниципального образования, суд так же счел необоснованным, поскольку, в нарушение требований п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Постановление об утверждении акта обследования и выбора земельного участка издано неуполномоченным органом, вместо исполнительного органа местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, указанное решение принято местной администрацией г.п. Тырныауз.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Б.Ш. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР о признании отказа в государственной регистрации прав Б.Ш. земельный участок площадью 28,0 кв.м., расположенный по адресу: КБР, <данные изъяты>, незаконным и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР обязанности произвести соответствующую регистрацию в Едином государственном реестре прав отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий З.Р. Кафоева