Дело № 2- 144/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 02 апреля 2015 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием помощника прокурора Холмогорского района Яковлева И.Д., истца ФИО1, третьего лица Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Холмогорского <адрес> Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Холмогорское» с требованием о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
прокурор Холмогорского <адрес> в интересах ФИО1 обратился с иском к администрации муниципального образования «Холмогорское» (далее по тексту МО «Холмогорское») с требованием о предоставлении жилого помещения размером общей площади 30 квадратных метров по договору социального найма на состав семьи из двух человек. Требования обосновал тем, что ФИО1 на основании решения райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № 53, в соответствии с которым истцу выдан ордер от 09. 10.1997 года без номера, проживает совместно с членами семьи в <адрес> в <адрес>. Ранее дом принадлежал Холмогорскому <адрес>ному потребительскому обществу (далее по тексту Холмогорское РайПО), в 2009 году снят с баланса, в следствие износа здания. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В процессе рассмотрения дела, исковые требования уточнены прокурор и истец заявили требование о предоставлении жилого помещения размером общей площади 45 квадратных метров по договору социального найма на состав семьи из трех человек, ввиду того, что в первоначальном заявлении ошибочно не была указана в качестве члена семьи Ч.ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Помощник прокурора в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований.
Истец ФИО1, являющаяся также законным представителем несовершеннолетнего Чай., третье лицо Ч., требования прокурора полностью поддерживают.
Представитель третьего лица Холмогорского РайПО в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, не возражает против удовлетворения иска к администрации МО «Холмогорское».
Представитель ответчика - администрации МО «Холмогорское» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв в котором, требования истца не признал, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает истец, муниципальной собственностью не является. Надлежащим ответчиком является Холмогорское РайПО. Дом снят с баланса Холмогорского РайПО с нарушением п. 29 Положения по бухгалтерскому учету № «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 26н, так как в нем продолжают проживать граждане. Земля, находящаяся под домом, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Холмогорского РайПО, что подтверждается свидетельством АРО-19-16-000169. В обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года, содержится указание на то, что возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.
Вопрос о замене ненадлежащего ответчика в соответствии со ст. 41 ГПК РФ разрешен в судебном заседании. Прокурор и истец поддерживают заявленные требования к администрации МО «Холмогорское», дело рассмотрено по предъявленному иску.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (пункт 6).
Судом установлено, что на основании решения райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № 53, в соответствии с которым истцу выдан ордер от 09. 10.1997 года без номера, истцу и членам семьи предоставлено право занятия <адрес> в <адрес>.
Данный многоквартирный дом ранее находился на балансе Холмогорского РайПО, в 2009 году, на основании распоряжения Совета Холмогорского РайПО от ДД.ММ.ГГГГ № списан с основных средств организации в следствие износа здания.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
ФИО1 и члены семьи распоряжением администрации МО «Холмогорское» № от ДД.ММ.ГГГГ признаны малоимущими, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ истец и двое членов ее семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основания для отказа в удовлетворении требований по доводам ответчика отсутствуют, поскольку, исходя из п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с диспозицией п. 1 ст. 421 ГК РФ, посвященной свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается. Общий запрет к недопустимости заключения договора против воли одной из сторон договора имеет три исключения: 1) когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ; 2) когда обязанность заключить договор предусмотрена законом; 3) когда обязанность заключить договор предусмотрена добровольно принятым обязательством.
Между истцом и Холмогорским РайПО не достигнуто соглашение о заключении договора коммерческого найма какого – либо жилого помещения, а законом прямо не предусмотрено понуждение к заключению договора коммерческого найма, следовательно, оснований для понуждения Холмогорского <адрес> потребительского общества заключить с истцом договор коммерческого найма жилого помещения у суда нет.
По сведениям Росреестра права на жилой дом за Холмогорским РайПО не зарегистрированы, что исключает его обязательства по предоставлению истцу жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания. Наличие права на земельный участок, на котором находится аварийный дом, не порождает обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма, так же как и нарушение норм ПБУ № 6/01, в данном случае, не влечет правовых последствий, поскольку оно не регулирует правоотношения в сфере жилищного законодательства. Разъяснения в обзоре судебной практики от 29. 04. 2014 года даны относительно иной правоприменительной ситуации, отличной от данной.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 57 ЖК Российской Федерации).
Статьей 85 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение.
То есть, решение вопросов по обеспечению жилыми помещениями граждан РФ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложено законом на органы местного самоуправления. Проживание граждан в жилье, признанном непригодном для проживания, нарушает их жилищные права, что недопустимо в силу вышеприведенных норм Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец и ее семья другого жилого помещения принадлежащего на каком либо праве не имеют, признаны малоимущими, нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, дом признан аварийным и непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах администрация муниципального образования «Холмогорское» должна обеспечить истца и ее иным жилым помещением, однако своих обязанностей не исполнила.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от уровня обеспеченности граждан в муниципальном образовании жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договорам социального найма» на территории муниципального образования «Холмогорское» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.
Истец занимала жилое помещение на праве пользования совместно с членами своей семьи в составе трех человек. Таким образом, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом членов семьи, размером общей площади 45 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Холмогорского <адрес> Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации МО «Холмогорское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорское» предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек, включая Ч., Чай. жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте <адрес> Архангельской области, общей площадью не менее 45 квадратных метров, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в <адрес> Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)