ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/20 от 21.10.2020 Челябинского гарнизонного военного суда (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 г. город Челябинск

Челябинский гарнизонный военный суд под председательством Гальцева Г.В., при секретаре судебного заседания Ташлыковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-144/2020 по иску командира войсковой части 31643 к бывшему военнослужащему по контракту войсковой части 31643, майору запаса Козлову Андрею Сергеевичу о взыскании материального ущерба,-

УСТАНОВИЛ:

Командир войсковой части 31643 обратился в военный суд с исковым заявлением к бывшему военнослужащему по контракту войсковой части 31643, майору запаса Козлову Андрею Сергеевичу о взыскании материального ущерба в размере 24045,60 рублей.

В обоснование требований в тексте иска указал, что в период с 27 ноября по 22 декабря 2017 года Межрегиональным управлением ведомственного и финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Сухопутным войскам) в отношении войсковой части 31643 была проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности указанной части за период с 1 января 2014 года по 31 октября 2017 года.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с приказами командира войсковой части 31643 в 2014 году, гражданам проходивших военную службу по призыву и уволенных в запас была произведена неправомерная выплата продовольственно-путевых денег при следовании к месту постановки на учет (месту жительства).

Ввиду того, что ответственным за подготовку проектов приказов о выплате продовольственно-путевых денег являлся бывший начальник отделения комплектования Козлов Андрей Сергеевич вышеуказанную сумму материального ущерба просил взыскать с ответчика путем зачисления на лицевой счет ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям».

Истец, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. Представили заявления, в которых просили рассмотреть дело их участия. Истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Ответчик исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на недоказанность причиненного ущерба, также указал, что приказы от 2014 года, на которые ссылается командир части 31643, подписывал сам командир. Помимо этого указал на пропуск срока исковой давности, заявив о необходимости отказа и поданному основанию.

Представитель ответчика – Крохалев И.П. до начала рассмотрения дела по существу представил возражения относительно исковых требований, в которых просил отказать истцу в удовлетворении иска, ввиду отсутствия в действиях его доверителя материальной ответственности, указав, что в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности», материальную ответственность за причиненный войсковой части ущерб несут лица от чьих действий непосредственного причинен ущерб. В рассматриваемом случае ответственность за издание спорных приказов несет только командир войсковой части, поскольку именно он подписал указанные приказы в 2014 году. Так же указал, что на момент обращения в суд, срок исковой давности истек.

Исследовав доказательства, военный суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 37, 71 и 114, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Статьей 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав и гарантий, в том числе права на обеспечение в период прохождения службы положенными видами довольствия. Этой же нормой предусмотрено, что при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных названным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 14 указанного закона военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на продовольственное обеспечение, которое может осуществляться в форме выплаты продовольственно-путевых денег на время нахождения в пути следования.

Аналогичные положения закреплены в п.п. «б» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 946 от 29 декабря 2007 года.

Статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что началом военной службы для граждан, призванных на нее, считается день присвоения им воинского звания рядового, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237).

В соответствии с п. 16 ст. 34 указанного Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.

В силу п.п. «н» п. 2 примечания к норме № 1, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» граждане, проходившие военную службу по призыву и уволенные в запас при следовании к месту постановки на воинский учёт так же обеспечиваются общевойсковым пайком.

Данная норма обеспечения на период следования к месту жительства при увольнении регламентировалась п. 178 Приказа МО РФ №400 от 22.07.2000г. действовавшего до 26.09.2011г. и утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888, которым соответствующая выплата не предусмотрена. Тем самым доводы истца о необоснованности произведенных выплат военный суд находит обоснованными.

Согласно ст.3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. В соответствии со ст.6 размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба. В силу статьи 7 указанного Федерального закона командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование (разбирательство) для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии, проверки.

Таким образом, обязательным условием привлечения военнослужащего к материальной ответственности является установление его вины в причинении реального материального ущерба и размера этого ущерба.

Между тем, в материалах дела не содержится доказательств виновных действий ответчика.

Согласно объяснений ответчика он отвечал за техническую сторону подготовки приказов, а правовая экспертиза содержания приказов должна была проводится иными лицами, при этом в силу должностного положения ответственность за издание приказа лежит на лице, подписавшем данный приказ в соответствии с возложенными должностными полномочиями.

Из представленных копий приказов командира войсковой части №333 от 23 мая 2014г. и №777 от 25 ноября 2014г. на ответчика Козлова, как на начальника отделения комплектования была возложена ответственность за организацию несекретного делопроизводства и контроль за его ведением.

Вместе с тем суд констатирует, что вопреки доводам истца, организация и контроль за ведением несекретного делопроизводства не тождественны правовой экспертизе проектов приказов.

Приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 года N 10, утверждено Наставление по правовой работе в ВС РФ (далее - Наставление), которое действовало на рассматриваемый период. Согласно пункту 6 Наставления командир должен обладать минимумом правовых знаний. Пункты 4, 17 и 20 Наставления определяют обязательность проведения правовой экспертизы проектов правовых актов и возлагают ее проведение на подразделение юридической службы, действующее под непосредственным руководством командира части.

Тем самым представленные документы не подтверждают наличие у ответчика обязанностей по проведению правовой экспертизы, и более того, не снимают ответственность за проведение такой экспертизы непосредственно с командира воинской части, которым и подписывались спорные приказы.

Тем самым, каких-либо виновных действий ответчика Козлова не установлено.

Более того, в силу подписания спорных приказов непосредственно командиром части именно им в момент подписания в 2014 г. должно было быть выявлено несоответствие приказов действующему законодательству и, соответственно, трехлетний срок давности для подачи иска о привлечении подчиненных военнослужащих, предусмотренный частью 4 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» истек в 2017г. Исковой заявление подано в сентябре 2020г., то есть спустя 6 лет с момента вынесения приказов. Применительно к подчиненным командиру части военнослужащих, выступающим в данном деле истцом, срок подлежит исчислению с даты, когда командир узнал или должен был узнать о нарушении и не может исчисляться с момента получения акта выездной проверки. Вместе с тем данный акт может являться основанием для постановки вопроса о привлечении к материальной ответственности самого командира воинской части 31643, что не входит в предмет рассмотрения настоящего дела.

При изложенных обстоятельствах военный суд оснований для удовлетворения заявленных к ответчику Козлову А.С. исковых требований не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 152, 198, 199 ГПК РФ, военный суд,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований командира войсковой части 31643 о взыскании с Козлова Андрея Сергеевич материального ущерба в размере 24045,60 руб.,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Г.В. Гальцев