РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2012 года с. Икряное
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Финниковой Е.А.
с участием старшего помощника прокурора Икрянинского района Астраханской области Овчинниковой В.Н.
секретаре Федоровой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению прокурора Икрянинского районаАстраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Икрянинского районаАстраханской области обратился в суд с заявлением (в последующем уточнив требования) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что на территории МО «Икрянинский район» Астраханской области по состоянию на 30.11.2011 г. функционируют 23 образовательных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Численность детей, охваченных дошкольным образованием в Икрянинском районе составляет 1940, численность детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но такими местами не обеспеченные (очередность) составляет 1250 детей. Таким образом, 1250 детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории МО «Икрянинский район», лишены возможности на первоначальное бесплатное дошкольное образование, гарантированное Конституцией РФ.
Также прокурор указывает в заявлении на то обстоятельство, что Постановлением Главы МО «Икрянинский район» от 05.11.2008 г. №1063 утверждена «Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2009- 2011 гг.», в ходе реализации которой до завершения 2011 г. будет открыто дополнительно три дошкольных группы лишь на 65 мест. А постановлением администрации МО «Икрянинский район» от 15.08.2011 г. №684п утверждена «Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2012- 2014 гг.», ожидаемый конечный результат реализации которой- увеличение до 80% охвата детей в возрасте от 1.5 до 7 лет, не посещающих 1 класса, вариативными формами дошкольного образования.
Таким образом, в ходе реализации программы и по ее окончании в 2014 г. 20% детей дошкольного возраста будут лишены возможности на первоначальное бесплатное дошкольное образование.
Отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, непринятие администрацией МО «Икрянинский район» действенных мер, направленных на расширение их сети, является нарушением гарантированных Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В связи с чем, прокурор Икрянинского района Астраханской области просит суд обязать администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области устранить нарушения законодательства об образовании и принять исчерпывающие меры по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях в срок до 01.08.2012 г.
Заявитель- старший помощник прокурора Икрянинского района Астраханской области Овчинникова В.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Глава МО «Икрянинский район» Блинков А.Ю., представители администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области Писарева Н.А., Бутузова Н.Г., Гельблих И.А. заявленные прокурором требования не признали, представили письменные возражения, пояснив в судебном заседании, что основными факторами, повлиявшими на повышение спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, являются рост рождаемости и отсутствие соответствующего предложения данных услуг ввиду недостаточности средств на расширение сети дошкольных образовательных учреждений. Поскольку количество дошкольных образовательных учреждений в Икрянинском районе было недостаточно для обеспечения всех детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, органами местного самоуправления, несмотря на все трудности финансово-материального характера, стали приниматься меры для устранения нехватки мест в дошкольных учреждениях в целях удовлетворения потребности населения в оказании дошкольных образовательных услуг, а именно открылись дополнительные группы по всему Икрянинскому району на протяжении 2007-2011 гг.- в МДОУ «Детский сад «Солнышко», «Детский сад «Журавушка», в МОУ «Озерновская ООШ».
Кроме того, для решения данной проблемы Постановлением главы МО «Икрянинский район» от 05.11.2008 № 1063 утверждена «Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2009-2011 годы», в рамках которой предусматривался ряд мероприятий по развитию сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, открытие дополнительных дошкольных групп в МДОУ по Икрянинскому району и Постановлением администрации МО «Икрянинский район» от 15.08.2011 г. № 684п утверждена районная целевая программа «Развитие системы дошкольногообразования в Икрянинском районе на 2012-2014 годы», которая предусматривает конечную цель реализации программы- увеличение до 80 % охвата детей от 1,5 лет до 7 лет, не посещающих 1 класс, вариативными формами дошкольного образования; увеличение доли образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, полностью соответствующим современными требованиям до 30 %; введение за период 2012-2014 года не менее 28 новых дошкольных групп в населенных пунктах МО «Икрянинский район», в зависимости от потребности в данных группах.
Кроме того, Постановлением Правительства Астраханской области от 07.11.2011 г. № 441-П утверждена отраслевая долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2023 г.» и заключен государственный контракт с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на оказание услуг инвестиционного консультирования для государственных нужд Астраханской области, по которой МО «Икрянинский район» заявился как участник. Согласно указанной программы, потребность по строительству дошкольных образовательных учреждений в МО «Икрянинский район», была заявлена на 450 мест, запланировано строительство 7 детских садов в пяти населенных пунктах Икрянинского района: с.Икряное, р.п. Ильинка, с. Восточное, р.п. Красные Баррикады, с. Оранжереи. Администрацией был
направлен запрос от 20.12.2011 г. № 03-35/3014 по изготовлению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и межевые планы на земельные участки, находящиеся по конкретным адресам. Управлением образования администрации МО «Икрянинский район» была предоставлена информация о фактической потребности в услугах дошкольного образования на территории МО «Икрянинский район», согласно которой о своих намерениях посещать детское дошкольное учреждение заявили родители детей от 0-7 лет- 1200 человек, из которых только 600 детей возраста 1,5- 7 лет. Из общего количества детей от 1,5 до 7 лет, проживающих на территории Икрянинского района - 3898 человек, остались не охваченными услугами дошкольного образования, которые никак не заявляют о своем намерении посещать дошкольное образовательное учреждение и не стоящих в списке очередников, составляет 1358 человек. На основании вышеизложенного, считают, что требование прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации не нашло своего объективного подтверждения, в связи с чем, просили суд заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица- Министерство образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых с заявлением прокурора не согласился, просил суд производство на настоящему гражданскому делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно Указа Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Согласно ч.3 ст.18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Положениями ч.3 ст.18 вышеуказанного Закона, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, согласно ст. 15 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичные положения закреплены и в ст.12 Устава МО «Икрянинский район», принятым в новой редакции Решением Совета МО «Икрянинский район» от 14.03.2006 г. №10\2.
В судебном заседании пояснениями сторон и материалами дела установлено следующее.
Прокуратурой Икрянинского района Астраханской области была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Икрянинского района, в ходе которой, установлено отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений.
На территории МО «Икрянинский район» функционируют 23 образовательных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, численность детей, охваченных дошкольным образованием в Икрянинском районе составляет 1940, численность детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но такими местами не обеспеченные (очередность) составляет 1250 детей (из них 600 детей в возрасте от 0 до 1.5 лет).
Для сокращения численности очередности Постановлением главы МО «Икрянинский район» от 05.11.2008 № 1063 утверждена «Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2009-2011 годы», в рамках которой предусматривался ряд мероприятий по развитию сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, открытие дополнительных дошкольных групп в МДОУ по Икрянинскому району и Постановлением администрации МО «Икрянинский район» от 15.08.2011 г. № 684п утверждена районная целевая программа «Развитие системы дошкольногообразования в Икрянинском районе на 2012-2014 годы», которая предусматривает конечную цель реализации программы- увеличение до 80 % охвата детей от 1,5 лет до 7 лет, не посещающих 1 класс, вариативными формами дошкольного образования; увеличение доли образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, полностью соответствующим современными требованиям до 30 %; введение за период 2012-2014 года не менее 28 новых дошкольных групп в населенных пунктах МО «Икрянинский район», в зависимости от потребности в данных группах. Кроме того, МО «Икрянинский район» заявился как участник в долгосрочной целевой программе «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012- 2016 гг. и на перспективу до 2023 г.»
Также, открылись дополнительные группы по всему Икрянинскому району на протяжении 2007-2011 гг.- в МДОУ «Детский сад «Солнышко», «Детский сад «Журавушка», в МОУ «Озерновская ООШ».
Однако, не смотря на указанные меры, спрос на дошкольное образование в Икрянинском районе на текущее время превышает предложения в значительной степени (650 детей), а принятые администрацией МО «Икрянинский район» вышеуказанные программы предусматривают конечную цель реализации- увеличение лишь до 80% охвата детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, не посещающих 1 класс вариативными формами обучения, а возможный срок реализации указанной программы- только 2014 год.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Икрянинский район» не принимаются действенные меры по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста, проживающих на территории Икрянинского района, что является нарушением гарантированных Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Икрянинского районаАстраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста.
Обязать администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области устранить нарушения законодательства об образовании и принять исчерпывающие меры по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях в срок до 01.08.2012 г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Астраханский областной суд.
Решение в окончательной форме вынесено 14 февраля 2012 года.
СУДЬЯ ФИННИКОВА Е.А.