Дело № 2-144/2014 июль 2014года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2014 года п. Умба
Кандалакшский районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области в составе:
председательствующего судьи – Березина А.Н.,
при секретаре Лобовой И.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Терского района – Голуб А.В.,
представителя администрации муниципального образования городское поселение Умба, по доверенности ФИО1
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Терского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону пунктов 2 и 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Терского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону пунктов 2 и 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района».
В обоснование заявления указал, что пунктом 1 данного постановления определено, провести в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Умба, указанных в приложении № 1, открытый конкурс по отбору управляющей организации с целью управления многоквартирными домами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75.
Пунктом 2 постановления определено, заключить договор управления многоквартирным домом с МУП «ЖЭК» на период до возникновения обязательств по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования городское поселение Умба Терского района
Пунктом 3 постановления установлен тариф на содержание и ремонт согласно приложению № 2 к постановлению на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или до даты принятия решения собственниками на общем собрании решения о размере платы за содержание и ремонт.
В приложении 2 к постановлению определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей в отношении 38 домов, находящихся на территории пос. Умба Терского района.
Положения данного постановления в настоящее время применяются МУП «ЖЭК» при расчете размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в перечисленных в приложениях № 1 и № 2 многоквартирных домах.
Считает, что пункты 2 и 3 обжалуемого постановления противоречат действующему законодательству, поэтому просит:
- признать пункт 2 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района» противоречащим требованиям ст.ст. 161, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»;
- признать пункт 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района» противоречащим положениям ст. ст. 154, 156 ЖК РФ, пунктов 17, 29, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75.
В судебном заседании старший помощник прокурора Терского района Голуб А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просила признать пункты 2 и 3 оспариваемого постановления противоречащими закону и недействующими со дня вынесения постановления.
Представитель администрации МО ГП Умба ФИО1 в судебном заседании не согласилась с требованиями прокурора, пояснив, что оспариваемые пункты постановления соответствуют действующему законодательству. Пояснив, что в настоящее время собственники указанных домов не реализовали свое право и не выбрали один из способов управления, а управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Домами, на данный момент никто не управляет и не обслуживает, поэтому в целях непрерывности предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по содержанию и ремонту жилья, обеспечению предоставления коммунальных услуг было вынесено оспариваемое постановление. Тариф установлен уже в конкурсной документации, поэтому менять его нельзя. Собственники помещений в многоквартирном доме в любой момент могут реализовать свое право и выбрать один из способов управления домом, а также принять решение о тарифе на содержание и ремонт. Доля МО ГП Умба в праве общей собственности на общее имущество в вышеуказанных многоквартирных домах составляет не более пятидесяти процентов. Размер платы за содержание, техническое обслуживание и мелкий ремонт жилого помещения, для всех собственников помещений, установлен недифференцированный, то есть, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу частей 4 и 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 32 Устава муниципального образования городское поселения Умба Терского района Мурманской области, глава городского поселения Умба возглавляет местную администрацию и в пределах своих полномочий установленных федеральными законами, законами Мурманской области, настоящим Уставом, нормативными актами Совета депутатов городского поселения, издаёт: постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Мурманской области; распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
20 мая 2014 года главой муниципального образования городское поселение Умба издано постановление № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района» (л.д. 13-17).
Как указано в постановлении, оно вынесено в соответствии с п. 5 ст. 2, ст. 161 ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городское поселение Умба, в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Умба, непрерывности предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по содержанию и ремонту жилья, обеспечению предоставления коммунальных услуг.
Пунктами 1 и 1.1 постановления администрации городское поселение Умба поручено провести в отношении многоквартирных домов расположенных на территории муниципального образования городское поселение Умба, указанных в приложении № 1, открытый конкурс по отбору управляющей организации с целью управления многоквартирными домами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
Пунктом 2 постановления определено, заключить договор управления многоквартирным домом с МУП «ЖЭК» на период до возникновения обязательств по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования городское поселение Умба Терского района.
Пунктом 3 постановления установлен тариф на содержание и ремонт согласно приложению № 2 к постановлению на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или до даты принятия решения собственниками на общем собрании решения о размере платы за содержание и ремонт.
В приложении 2 к постановлению определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей в отношении 38 домов, находящихся на территории пос. Умба Терского района.
29.05.2014 г. данное постановление было опубликовано в газете «Терский берег» № 22.
Указанное постановление от 20.05.2014 года № 74 является нормативным правовым актом, поскольку обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано в установленном порядке управомоченным должностным лицом органа местного самоуправления – главой МО ГП Умба Терского района Мурманской области; содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц – размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, передача многоквартирных домов администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации; рассчитано на неоднократное применение; направлено на изменение существующих жилищных правоотношений в области оплаты за содержание и текущий ремонт жилых помещений.
Как следует из п. 3.2 Договора управления многоквартирными домами (и приложений к нему), заключенного, между администрацией МО ГП Умба Терского района и МУП «ЖЭК» 20.05.2014 г., на основании п. 2 оспариваемого постановления, размер платы за содержание и ремонт составляет – 10 руб. 33 коп., то есть, размер платы тот же, который установлен пунктом 3 оспариваемого постановления.
До заключения договора, как следует из материалов дела, размер платы за содержание и ремонт составлял – 4 руб. 58 коп.
Выбор способа управления многоквартирным домом и порядок заключения договора управления этим домом определен в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4).
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 5).
Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 6).
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (ч. 8).
Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, и направлены на создание условий для привлечения таких управляющих организаций, которые предложат наилучшие условия управления жилыми домами.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что иных, кроме перечисленных, вариантов выбора способа управления многоквартирным домом и порядка заключения договора управления этим домом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что общих собраний по вопросам выбора способа управления домами, указанными в приложении к оспариваемому постановлению, не проводилось, договоры управления данными многоквартирными домами с собственниками помещений управляющей организацией не заключались.
При таких обстоятельствах, положения пункта 2 оспариваемого постановления, согласно которому многоквартирные дома переданы в управление МУП «ЖЭК» на период возникновения обязательств по управлению многоквартирными домами, то есть, на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, не соответствуют требованиям статей 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная контора» (МУП «ЖЭК»), учредителем которого является администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района, предприятие является коммерческой организацией. Указанное предприятие является хозяйствующим субъектом, целью деятельности которого является извлечение прибыли и участвует в товарообороте на товарном рынке наравне с иным его участниками.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем предоставления объектов гражданских прав (в т.ч. денежных) является муниципальной преференцией и возможно только в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который предусматривает, в том числе, закрытый перечень целей в которых муниципальная преференция может быть предоставлена, а также необходимость её согласования с антимонопольным органом. Предоставление указанной преференции в нарушение установленных требований запрещено п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Каких-либо чрезвычайных обстоятельств, в силу которых возникла необходимость передать в управление МУП «ЖЭК» перечисленные в приложении к оспариваемому постановлению дома до проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации судом не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возникшие до 01 марта 2005 года обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. до момента выбора собственниками помещений в многоквартирном доме одного из предусмотренных законом способов управления многоквартирным домом.
Как следует из информации управляющей организации - МУП «ЖЭК» от 11.03.2014 г., многоквартирный дом № 14 по ул. Восточная пос. Умба (дом, указан в приложении № 1 к оспариваемому постановлению) находится в управлении МУП «ЖЭК» на основании ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», общих собраний по вопросам выбора способа управления домом не проводилось, договор управления домом не заключен (л.д. 18-19).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что до издания оспариваемого постановления и заключения договора с МУП «ЖЭК», все, перечисленные в приложении № 1 к оспариваемому постановлению многоквартирные дома находились в управлении МУП «ЖЭК» на основании положений ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», общие собрания по вопросам выбора способа управления домами не проводились, договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений управляющей организацией не заключались.
При таких обстоятельствах доводы главы муниципального образования городское поселение Умба ФИО2, о том, что оспариваемый пункт 2 постановления соответствует действующему законодательству, так как издан в целях непрерывности предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по содержанию и ремонту жилья, обеспечению предоставления коммунальных услуг, поскольку домами, выставленными на открытый конкурс, до заключения договора никто не управлял и не обслуживал, суд считает несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ обязанность по управлению, содержанию и ремонту вышеуказанными многоквартирными домами, до момента выбора собственниками помещений одного из предусмотренных законом способов управления многоквартирным домом, сохраняется за МУП «ЖЭК».
Таким образом, заключение администрацией муниципального образования городское поселение Умба, в нарушение требований статей 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации без проведения конкурсной процедуры договора управления многоквартирным домом с МУП «ЖЭК» при отсутствии у всех заинтересованных лиц возможности принять участие в процедуре определения контрагента (управляющей компании) по указанным договорам противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Доводы главы муниципального образования городское поселение Умба ФИО2 о том, что закон о конкуренции не был нарушен, так как был объявлен открытый конкурс на управление домами, но ни одна организация не заявилась, а Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает собственников выбрать один из способов управления домом, что договор управления многоквартирными домами заключен лишь на время и нигде законодательно не запрещено этого делать, суд считает несостоятельными, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм закона, которые в совокупности с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации закрепляют возможность выбора управляющей организации только по результатам открытого конкурса.
Доводы представителя муниципального образования городское поселение Умба ФИО1 о том, что оспариваемый пункт 2 постановления соответствует действующему законодательству, поскольку частью 8 ст. 161 ЖК РФ, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
Часть 8 ст. 161 ЖК РФ содержит условие заключения договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 этой же статьи. Такая процедура допускается, если конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся. Согласно общей норме ст. 447 ГК РФ несостоявшимся признаётся конкурс, в котором участвовал только один участник. С учетом требования ст. 4 Вводного закона к ЖК РФ основания признания открытого конкурса по выбору управляющей организации несостоявшимся определяются в соответствии с положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75. В специальных нормах указанных выше Правил (п. 71) установлено, что в этом случае договоры управления многоквартирным домом подписывает единственный претендент на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации. Кроме того, согласно указанным Правилам открытый конкурс признается несостоявшимся, если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками не поступило ни одной заявки. В этом случае п. 59 Правил предписывает организатору конкурса в течение трех месяцев с момента окончания срока подачи заявок провести новый конкурс. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10%.
Однако комментируемая норма не может быть истолкована как допускающая возможность заключить договоры управления без проведения открытого конкурса и принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В настоящее время ЖК РФ предусматривает только три случая заключения договора управления многоквартирным домом: на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 162); по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (ч. 4 ст. 161); в построенных домах временно с застройщиком или управляющей организацией до заключения договоров управления по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 14 ст. 161).
С учетом принадлежности общего имущества в многоквартирном доме на праве долевой собственности собственникам помещений в таком доме и необходимости обеспечения единых для всех собственников условий договора управления, иных случаев заключения такого договора быть не может.
Анализ приведённых выше норм права, позволяют суду сделать вывод о том, что пункт 2 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района», согласно которому многоквартирные дома переданы в управление МУП «ЖЭК» на период возникновения обязательств по управлению многоквартирными домами (на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации), издан с нарушением требований статей 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
Требование прокурора о признании противоречащим действующему законодательству пункта 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 № 74, суд также считает подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что:
- постановлением главы администрации МО ГП Умба от 26.08.2008 г. № 48, был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, для нанимателей и собственников жилых помещений (неблагоустроенный жилфонд), которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, с 01.08.2008 г. - 4,58 рубля, частичное благоустройство (отопление без дворника) – 7,97 руб.;
- пунктом 1 постановления главы МО ГП Умба от 04.07.2013 г. № 155 для нанимателей и собственников жилых помещений (неблагоустроенный жилфонд), не принявших решение о способе управления и не установивших размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, с 01.08.2013 г., установлен новый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – 10,33 рубля;
- решением Кандалакшского районного суда от 29.01.2014 г. № 2-22/2014, пункт 1 постановления главы МО ГП Умба от 04.07.2013 г. № 155, в части касающейся установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников жилых помещений, не принявших решение о способе управления, был признан не соответствующим требованиям ст.ст. 154, 156 ЖК РФ, пунктам 17, 20, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу;
- пунктом 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района» установлен тариф на содержание и ремонт согласно приложению № 2 к постановлению на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или до даты принятия решения собственниками на общем собрании решения о размере платы за содержание и ремонт.
В приложении 2 к постановлению определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей в отношении 38 домов, находящихся на территории пос. Умба Терского района, для 37 домов – 10.33 рубля, а для 1 дома - частичное благоустройство (отопление без дворника) – 12,61 рубля (л.д. 17);
- согласно информации МУП «ЖЭК» № 1509 от 11.06.2014, до издания оспариваемого постановления в многоквартирных домах, в отношении которых проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации на услугу содержание и ремонт применялся тариф – 4 рубля 58 копеек (л.д. 26).
- согласно сообщению МУП «ЖЭК» № 1645 от 01.07.2014, в домах, в отношении которых проводился открытый конкурс по выбору управляющей организации, с момента издания Постановления Администрации от 04.07.2013 № 155 по настоящее время применяется тариф на содержание и ремонт в размере 10,33 руб. с 1 кв.м.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что положения оспариваемого постановления от 20.05.2014 № 74 в настоящее время применяются МУП «ЖЭК» при расчете размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в перечисленных в приложениях № 1 и № 2 многоквартирных домах, передаваемых во временное управление МУП «ЖЭК».
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
В соответствии со ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491 (далее Правила), размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 29 Правил, расходы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 34 Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» установлено, что с 01.01.2007 г. органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 вышеуказанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Из анализа приведённых выше положений статей 154 и 156 ЖК РФ, пунктов 17, 29, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 № 491, пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, следует, что установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до проведения открытого конкурса является незаконным, для собственников жилых помещений, не принявших решение о способе управления, органом местного самоуправления до проведения указанного отрытого конкурса не может быть установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, поэтому пункт 3 оспариваемого постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 № 74, которым установлен повышенный тариф на содержание и ремонт на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или до даты принятия решения собственниками на общем собрании решения о размере платы за содержание и ремонт, противоречит приведённым нормам права, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 3 оспариваемого постановления, противоречащим действующему законодательству, нарушаются права и законные интересы собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, передаваемых во временное управление МУП «ЖЭК», которые заключаются в установлении для указанных лиц размера платы за содержание и ремонт жилых помещений исключительно в определенном действующим законодательством порядке, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы главы муниципального образования городское поселение Умба ФИО2 о том, что Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 и п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491 предусматривает возможность администрации МО ГП Умба самостоятельно устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без проведения открытого конкурса, что раз тариф установлен в конкурсной документации то его нельзя менять, суд считает несостоятельными, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм закона, которые в совокупности с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации закрепляют возможность установления органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения только по результатам открытого конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что положения пунктов 2 и 3 оспариваемого постановления, на момент издания постановления 20.05.2014 г., противоречили нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что, несмотря на решение суда от 29.01.2014 г. (вступившего в законную силу 03.03.2014 г.), которым, пункт 1 Постановления главы МО ГП Умба от 04.07.2013 г. № 155, в части касающейся установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников жилых помещений, не принявших решение о способе управления (в размере 10,33 руб. и 12,61 руб.), был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, до настоящего времени начисление платы происходит в повышенным размере, чем нарушаются права и законные интересы собственников и нанимателей жилых помещений в вышеуказанных многоквартирных домах, учитывая, что в оспариваемом постановлении не указана дата, с которой начали действовать повышенные тарифы, а опубликовано оно было 29.05.2014 г., суд считает необходимым признать пункты 2 и 3 постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 года № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района» недействующими, со дня принятия оспариваемого постановления.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Терского района о признании противоречащим закону пунктов 2 и 3 Постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района», удовлетворить.
Признать пункты 2 и 3 Постановления главы муниципального образования городское поселение Умба от 20.05.2014 № 74 «О передаче домов в управление МУП «ЖЭК» на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района», недействующими со дня принятия данного постановления.
Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования со дня его вступления в законную силу.
Судья: А.Н. Березин