Дело № 2-144/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 28 апреля 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агибаловой Екатерины Дмитриевны, Марченко Людмилы Николаевны, Низамутдиновой Разиды Сафуковны к Обществу с ограниченной ответственностью «РемСтройКом», Обществу с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго», Открытому акционерному обществу «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Агибалова Е.Д., Марченко Л.Н., Низамутдинова Р.С. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «РемСтройКом» (далее ООО «РемСтройКом»), о перерасчете платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда. Иск предъявлен по тем основаниям, что истцы являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме <адрес>ХХ.ХХ.ХХ. Неоднократно обращались в ООО «РемСтройКом» устно и письменно с просьбой о перерасчете платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. На кухне и комнате батареи были полностью в нерабочем состоянии. Квартиры угловые, температура в квартирах составляла 14-15 градусов весь период отопления, приходилось пользоваться электронагревателями. Услуги за отопление оплачивались регулярно и полностью. Причиненный моральный вред заключается в волнениях, переживаниях, отсутствии уважения и неприязнь со стороны ответчика. На основании изложенного, истцы просили: обязать ответчика сделать перерасчет по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, уменьшив начисленные суммы всего на ХХ.ХХ.ХХ руб. в пользу каждого из истцов, также взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по ХХ.ХХ.ХХ рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (далее ООО «Петербургтеплоэнерго»), Открытое акционерное общество «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия» (далее ОАО «ЕИРЦ РК»).
Впоследствии истцы неоднократно изменяли исковые требования. В окончательном варианте, кроме компенсации морального вреда, просили взыскать с ООО «РемСтройКом» в пользу каждого из истцов по ХХ.ХХ.ХХ руб. – причиненные убытки в связи с ненадлежащим оказанием услуги по техническому обслуживанию (связанные с не устранением в установленный срок неполадок в системе теплоснабжения).
В судебном заседании истцы Агибалова Е.Д., Марченко Л.Н., Низамутдинова Р.С. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в нем. Настаивали на взыскании денежных средств только с ответчика – ООО «РемСтройКом». Моральный вред заключается в том, что были вынуждены длительное время проживать в холодных квартирах, мерзли. Доводы представителя ООО «РемСтройКом» о том, что не могли найти Савалину, считают неправомерными, так как у представителя обслуживающей организации её телефон имелся.
В судебное заседание истец Низамутдинова Р.С. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, привела те же доводы, что и истцы Агибалова Е.Д., Марченко Л.Н.
Представитель ООО «РемСтройКом» в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика по доверенности Боршуляк А.А. исковые требования не признал. Подтвердил, что температура в квартирах истцов не соответствовала норме. Они неоднократно выезжали для устранения неисправности. Причина была в том, что не было давления в обратном трубопроводе по стояку. Потом установили, что попал камень в трубу в квартире Савалиной на первом этаже. Не могли найти Савалину и попасть в её квартиру. Когда её нашли, то неисправность устранили.
Ответчик – представитель ОАО «ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором указали, что не могут являться надлежащим ответчиком по делу. Между ОАО «ЕИРЦ РК» и ООО «РемСтройКом» заключен бессрочный агентский договор на сопровождение расчетов управляющей организации с нанимателями, собственниками помещений. На основании п.№ХХ.ХХ.ХХ агент не несет ответственность за качество и объем предоставленных принципалом услуг. Между ОАО «ЕИРЦ» и ООО «Петербургтеплоэнерго» заключен бессрочный агентский договор на сопровождение расчетов ресурсоснабжающей организации. Поскольку в доме <адрес>ХХ.ХХ.ХХ установлен узел учета тепловой энергии, все расчеты были произведены согласно предоставленной ООО «Петербургтеплоэнерго» информации. Полагали, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «РемСтройКом».
Ответчик – представитель ООО «Петербургтеплоэнерго» в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором указали, что не являются надлежащим ответчиком по делу. Представленными актами проверок подтверждается, что ими подача тепла истцам в спорный период осуществлялась без нарушений. В данном случае имеется вина ООО «РемСтройКом», которые и являются надлежащим ответчиком.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что истец Низамутдинова Р.С. является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>ХХ.ХХ.ХХ истец Марченко Л.Н. собственником ? доли квартиры №ХХ.ХХ.ХХ по указанному адресу, истец Агибалова Е.Д. собственником кв.№ХХ.ХХ.ХХ (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ). Квартиры у истцов угловые.
Истцами плата за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ оплачена в полном объеме (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
Жилищно-коммунальные услуги истцам по теплоснабжению оказывает ООО «Петербургтеплоэнерго». Услуги по содержанию, текущему ремонту общего имущества в доме, истцам оказывает ООО «РемСтройКом».
ОАО «ЕИРЦ» на основании Агентских договоров, заключенных между ними и исполнителями жилищно-коммунальных услуг: ООО «РемСтройКом» и ООО «Петербургтеплоэнерго», производит начисление и сбор коммунальных платежей.
Данные факты подтверждаются материалами дела, никем не оспариваются.
Согласно актам обследования системы отопления квартиры №ХХ.ХХ.ХХ по адресу - <адрес>ХХ.ХХ.ХХ (Низамтудиновой Р.С.), произведенных ООО «РемСтройКом»: от ДД.ММ.ГГГГ. - температура воздуха в помещении +18С; от ДД.ММ.ГГГГ - температура воздуха в помещении составляет +18С. В актах указано, что необходимо произвести обследование и регулировку системы отопления дома (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
В актах обследования системы отопления квартиры №ХХ.ХХ.ХХ по адресу - <адрес>ХХ.ХХ.ХХа (Агибаловой Е.Д.), произведенных ООО «РемСтройКом» указано следующее: от ДД.ММ.ГГГГ - температура воздуха в помещении +13С (радиатор отопления в кухне 13С), в первой комнате два радиатора, их температура 20С и 15С, в комнате смежной с кухней температура радиатора верхней части 15С, в нижней 13С.; от ДД.ММ.ГГГГ - температура воздуха в помещении составляет +17С; от ДД.ММ.ГГГГ - температура воздуха в помещении составляла +17С. Указано, что необходимо произвести обследование и регулировку системы отопления дома (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
Согласно акту обследования системы отопления квартиры №ХХ.ХХ.ХХ по адресу: <адрес>ХХ.ХХ.ХХ (Марченко Л.Н.), произведенного ООО «РемСтройКом», от ДД.ММ.ГГГГ., температура воздуха в помещении +18С. Указано, что необходимо произвести обследование и регулировку системы отопления дома (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ООО «РемСтройКом» составлен акт о некачественном обеспечении отоплением, в котором указано, что при обследовании системы отопления квартиры №ХХ.ХХ.ХХ выявлено следующее: на кухне температура +20,2 С, работает электрическая плита. Радиатор не прогревался. Верхняя часть теплая, низ и последняя секция радиатора холодные. Большая комната температура +19С, радиатор прогревался полностью. Маленькая комната температура +18,5 С. Радиатор полностью не прогревается, верхняя часть теплая, низ холодный. На момент проверки температура наружного воздуха оставляет -2С. При проверке котельной выявлено следующее: температура воды на выходе из котельной обслуживающей <адрес>ХХ.ХХ.ХХ составляет 54-44 градусов, при норме, согласно температурного графика 56-45 градусов (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истцы Низамутдинова Р.С., Агибалова Е.Д., Марченко Л.Н. неоднократно обращались в ООО «РемСтройКом», ООО «Петербургтеплоэнерго» с заявлениями о неполадках в системе теплоснабжения, перерасчете платы за отопление (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
Неполадки в системе отопления дома устранены ДД.ММ.ГГГГ г., о чем ООО «РемСтройКом» составлен акт проверки №ХХ.ХХ.ХХ, в котором указано, что система отопления в квартирах истцов находится в работоспособном состоянии (л.д.№ХХ.ХХ.ХХ).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
Статьёй 153 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) установлено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Из положений пунктов 107-109, 111, 112, 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту Правила № 354) следует, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил).
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: a) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов. в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Из положений пункта 15 приложения № 1 раздела 6 Правил № 354 следует, что нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C).
В силу положений частей 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя», потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые обязательны для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Приложением N 2 Правил N 170 установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, а именно, неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений санитарно-технического оборудования (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) устраняются немедленно.
При таких обстоятельствах исковые требования к ООО «РемСтройКом» о взыскании убытков подлежат удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании установлено, что в результате ненадлежащего оказания данным ответчиком услуги по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме истцам причинены убытки, которые выразились в том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ими недополучена тепловая энергия в том количестве, которое ими было оплачено по установленным тарифам.
ОАО «ЕИРЦ» и ООО «Петербургтеплоэнерго» суд полагает ненадлежащими ответчиками, так как нарушений прав истцов с их стороны в судебном заседании не установлено.
В соответствии с п.14 приложения № 1 раздела 6 Правил № 354, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период (за 24 часа=3,6%).
Температура в квартирах истцов не соответствовала норме с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, взыскиваемые истцами суммы суд полагает разумными, не превышающими предполагаемое снижение истцам платы за некачественно оказанную коммунальную услугу по отоплению, на которое они могли бы претендовать в соответствии с вышеназванными положениями Правил № 354.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика ООО «РемСтройКом» о том, что неисправность в системе отопления устранялась длительное время не по их вине. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств этого суду не представлено. Представитель ответчика в суде пояснил, что таких доказательств не имеется. Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Требование истцов о возмещении морального вреда также подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность компенсации морального вреда за вред, причиненный вследствие недостатка оказания услуг.
Суд полагает, что истцам причинен моральный вред действиями ответчика, в течение длительного периода времени (около 3 месяцев) не устранявших причину предоставления услуги по отоплению ненадлежащего качества, в результате чего они вынуждены были проживать в некомфортных условиях, при пониженной температуре воздуха в помещениях, также были вынуждены неоднократно обращаться к ответчику с законными требованиями об устранении неисправности в системе теплоснабжания.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, суд учитывает требования разумности и справедливости, степень нравственных страданий истцов, длительность невыполнения законных требований истцов, степень вины причинителя вреда, данные о личности истцов, данные об ответчике (ООО «РемСтройКом»), являющимся юридическим лицом.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленная сумма компенсации морального вреда в размере ХХ.ХХ.ХХ руб. в пользу каждого из истцов, является разумной.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истцов подлежат взысканию судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований: ХХ.ХХ.ХХ руб. – требования имущественного характера, ХХ.ХХ.ХХ руб. требования неимущественного характера (компенсация морального вреда).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройКом» в пользу Агибаловой Екатерины Дмитриевны: ХХ.ХХ.ХХ рубля ХХ.ХХ.ХХ копеек – убытки, причиненные в связи с некачественным оказанием услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; ХХ.ХХ.ХХ) рублей - компенсацию морального вреда.
Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройКом» в пользу Марченко Людмилы Николаевны: ХХ.ХХ.ХХ рубля ХХ.ХХ.ХХ копеек – убытки, причиненные в связи с некачественным оказанием услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; ХХ.ХХ.ХХ (пять тысяч) рублей - компенсацию морального вреда.
Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройКом» в пользу Низамутдиновой Разиды Сафуковны: ХХ.ХХ.ХХ рубля ХХ.ХХ.ХХ копеек – убытки, причиненные в связи с некачественным оказанием услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; ХХ.ХХ.ХХ рублей - компенсацию морального вреда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РемСтройКом» в доход бюджета Лахденпохского муниципального района государственную пошлину в сумме ХХ.ХХ.ХХ рубль ХХ.ХХ.ХХ копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б.Каменев
Решение в окончательной форме составлено: 05 мая 2015 года.
Председательствующий: А.Б.Каменев