Дело № 2-144/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар. 12 апреля 2016 года.
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Булавина И.В.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением в размере <данные изъяты> рублей, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления и использования субсидий из областного бюджета, направленных в 2013 году в бюджет муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» Погарского района на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально-значимым объектам за счет средств дорожного фонда, осуществляемый в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2012-2015 годы) государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства <адрес>» (2012-2015 годы), заключенного между департаментом ТЭК и ЖКХ <адрес>, КУ «Управление автомобильных дорог <адрес>» и Чаусовской сельской администрацией в лице главы администрации ФИО1, Департаментом ТЭК и ЖКХ <адрес>, являющимся главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства, из бюджета <адрес> на лицевой счет Чаусовской сельской администрации платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ перечислена субсидия в бюджет Чаусовского сельского поселения в сумме <данные изъяты>, а именно на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам в <адрес>, в том числе на ремонт дороги по <адрес> – <данные изъяты> рублей, по улице <адрес><данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, получил субсидию в сумме <данные изъяты> рублей, при этом осознавая, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, зная о том, что <адрес> в <адрес> отсутствует и не включена в состав муниципальной собственности, а ремонт автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> в соответствии с проектно-сметной документацией будет обеспечивать подъезд к объектам, не подпадающим под перечень социально значимых объектов, в нарушение статей 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих адресность и целевой характер бюджетных средств и доведение их до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, ответственность за целевое использование выделенных субсидий, через отдел № управления Федерального казначейства по <адрес> платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ перечислил на лицевой счет подрядчика ООО <данные изъяты>» в рамках заключенных муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> полученные из бюджета <адрес> средства в сумме <данные изъяты> рублей, таким образом, израсходовал бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям получения данных бюджетных средств.
Приговором Погарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 ч. 1 Уголовного кодекса РФ (расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, совершенное в крупном размере), приговор вступил в законную силу.
В результате преступных действий ответчика бюджетные средства в сумме <данные изъяты> рублей израсходованы не по целевому назначению, в связи с чем департаменту ТЭК и ЖКХ <адрес> как главному распорядителю средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства причинен материальный ущерб на указанную сумму.
В связи с изложенным истец просит суд взыскать с ФИО1 в возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, денежные средства в размере <данные изъяты> рубль.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям и просил их удовлетворить в полном объёме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим способом.
Третье лицо – представитель Чаусовской сельской администрации и Чаусовского сельского поселения Погарского района Брянской области ФИО5 просил исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п.1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Как следует из Устава Чаусовского сельского поселения Погарского района Брянской области (в новой редакции), финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения, осуществляется только за счёт предоставляемых бюджету сельского поселения субвенций из соответствующих бюджетов (ст.7). Чаусовская сельская администрация - исполнительно-распорядительный орган сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области., обладает правами юридического лица и входит в структуру органов местного самоуправления сельского поселения наряду с Чаусовским сельским Советом народных депутатов, главой Чаусовского сельского поселения, ревизионной комиссией Чаусовского сельского поселения (ст.ст.21, 33). Глава сельской администрации в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности заключает от имени администрации договоры в пределах своей компетенции, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета, за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета народных депутатов (ст.35). Чаусовское сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет) (ст.47). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением сельского поселения, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами (ст.58). Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, устава Брянской области, законов Брянской области, настоящего устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (ст.59).
В соответствии с распоряжением Чаусовской сельской администрации Погарского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р следует, что на основании решения Чаусовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об избрании главы муниципального образования – председателя Чаусовского сельского Совета народных депутатов» и на основании ст. 28.1 п.3 Устава Чаусовского сельского поселения ФИО1 вступает в должность главы Чаусовской сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.17. Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N85 «Об утверждении Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в проведении на областном уровне единой государственной политики в сфере реформирования, регулирования и функционирования топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального и водопроводно-канализационного хозяйства; департамент непосредственно подчиняется заместителю Губернатора Брянской области, координирующему деятельность департамента; обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счет в управлении Федерального казначейства по Брянской области и финансовом органе Брянской области, гербовую печать, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим и заинтересованным лицом в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 3.7. данного Положения департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области в 2013 году являлся главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства.
Как следует из муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в н.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Чаусовской сельской администрацией Погарского района в лице главы администрации ФИО1 (заказчик) и ООО <данные изъяты>» (подрядчик), и дополнительных соглашений к ним от ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги по <адрес>, за которую муниципальный заказчик перечисляет подрядчику <данные изъяты> рублей на основании соглашения о порядке предоставления и использования субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе из областного бюджета - <данные изъяты> рублей, из местного бюджета – <данные изъяты> рублей; а также по ремонту автомобильной дороги по <адрес> в н.<адрес>, за которую муниципальный заказчик перечисляет подрядчику <данные изъяты> рублей на основании соглашения о порядке предоставления и использования субсидий, в том числе из областного бюджета - <данные изъяты> рублей, из местного бюджета – <данные изъяты> рублей
Как следует из Соглашения № о порядке предоставления и использования субсидий из областного бюджета, направленных в 2013 году в бюджет муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» Погарского района на ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам за счет средств дорожного фонда, осуществляемый в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2012-2015 годы) государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства <адрес>» (2012-2015 годы) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, КУ «Управление автомобильных дорог <адрес>» и Чаусовской сельской администрацией <адрес> (далее МО) в лице главы администрации ФИО1, Перечня объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» <адрес> в 2013 году (приложение № к дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№), уведомления по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ, объем финансирования из средств областного бюджета, направляемых департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в виде субсидии в 2013 году в бюджет муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» <адрес> на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам, составил <данные изъяты> рублей, в том числе, на ремонт автомобильной дороги по <адрес> в н.<адрес> – <данные изъяты> рублей, на ремонт автомобильной дороги по <адрес> в н.<адрес> - <данные изъяты> рублей, на ремонт автомобильной дороги – подъезд к н.<адрес> – <данные изъяты> рублей. Получателем средств областного бюджета является Чаусовская сельская администрация.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ в бюджет Чаусовского сельского поселения Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области перечислена субсидия в сумме <данные изъяты> рублей, по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, на ремонт автомобильных дорог улиц <адрес>.
Как следует из сметной документации проведенных подрядчиком ООО <данные изъяты>» работ по ремонту указанных автомобильных дорог в н.<адрес>, актов о приемке выполненных работ, справки Чаусовской сельской администрации, выписки из Реестра муниципальной собственности Чаусовской сельской администрации <адрес>, заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, сумма нецелевого использования денежных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог улиц Колхозная и Центральная <адрес> в соответствии с УКазао Губернатора Брянскоцй области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении распределения субсидий из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально-значимым объектам, за счет средств дорожного фонда, осуществляемый в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2012-2015 годы) государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства <адрес>» (2012-2015 годы) в 2013 году» и дополнительным соглашением № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ о порядке предоставления и использования субсидий из областного бюджета, направленных в 2013 году в бюджет муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» <адрес> на ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам за счет средств дорожного фонда, осуществляемый в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2012-2015 годы) государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства <адрес>» (2012-2015 годы), заключенному между департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, КУ «Управление автомобильных дорог <адрес>» и Чаусовской сельской администрацией <адрес> (далее МО) в лице главы администрации ФИО1, составила <данные изъяты> рублей, в том числе: <данные изъяты> рублей – по <адрес> в н.<адрес>; <данные изъяты> рублей – по <адрес> н.<адрес>.
Согласно приговору Погарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 ч. 1 УК РФ, а именно в том, что он, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств - главой муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» <адрес>, получив указанную субсидию в сумме <данные изъяты> рублей, осознавая, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желая совершения этих действий, не имея личной заинтересованности, однако ложно понимая интересы служебной деятельности, зная о том, что <адрес> в <адрес> отсутствует, и не включена в состав муниципальной собственности, а ремонт автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> в соответствии с проектно-сметной документацией будет обеспечивать подъезд к объектам, не подпадающим под перечень социально значимых объектов, перечисленных в абзаце 2 пункта 1 Порядка, в нарушение статей 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих адресность и целевой характер бюджетных средств и доведения их до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пунктов 1, 6, 16 и 18 Порядка, определяющих цели и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих подъезд к социально значимым объектам, ответственность за целевое использование выделенных субсидий, через отдел № управления Федерального казначейства по <адрес> платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ перечислил на лицевой счет подрядчика ООО «<данные изъяты>» в рамках заключенных муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по <адрес> в <адрес> полученные из бюджета <адрес> бюджетные средства на сумму <данные изъяты> рублей, относящуюся к крупному размеру, то есть израсходовал бюджетные средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств.
За указанное преступление ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере сто пятьдесят тысяч рублей. На основании п.3 ч.1 ст.24, п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ ФИО1 освобожден от назначенного наказания в виде штрафа в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, вступившим в законную силу приговором суда было установлено, что ФИО1, будучи должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов истца, а именно являясь главой муниципального образования «Чаусовское сельское поселение» Погарского района Брянской области - получателя бюджетных средств, осуществляя функции представителя власти, а также выполняя организационно-распорядительные функции, неся персональную ответственность за исполнение возложенных на него полномочий и функций, совершил умышленные преступные действия, выразившиеся в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, совершенном в крупном размере, в результате чего истцу был причинён ущерб на общую сумму <данные изъяты> рублей.
В связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истца о взыскании в его пользу с ФИО1 материального ущерба, причиненного преступлением, на указанную сумму и удовлетворяет заявленные требования в полном объёме.
Поскольку истец в силу налогового законодательства освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Погарский район» Брянской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Булавин
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2016 года.