ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/2016 от 17.03.2016 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 17 марта 2016 года

Соль-Илецкий районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,

при секретаре Ткаченко Е.О.,

с участием

истца ФИО1 ФИО9,

представителей истца – адвоката Нигматуллина ФИО10,

представителя ответчика Администрации Соль-Илецкого городского округа <адрес> ФИО2 ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО12 к администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области об отмене постановлений администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в Соль-Илецком районе на 2011-2013 годы», от ДД.ММ.ГГГГ-п об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», обязании восстановить его семью в числе участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к администрации МО Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области с вышеуказанным исковым заявлением. Требование мотивирует тем, что его семья, состоящая из 5 человек с ДД.ММ.ГГГГ постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п, от ДД.ММ.ГГГГ была исключена из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в Соль-Илецком районе на 2011-2013 годы», «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», в связи с достижением возраста 36 лет одним из супругов. Считает, что указанные постановления администрации МО Соль-Илецкого района Оренбургской области противоречат закону, поскольку лица, участвующие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Государство, включая молодую семью в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке и поэтому исключается произвольный отказ от него. Просит отменить указанные постановления администрации муниципального образования Соль-Илецкого района от ДД.ММ.ГГГГ-п об исключении из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2013 годы», от ДД.ММ.ГГГГ-п об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», обязании восстановить его семью в числе участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах».

В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Нигматуллин Р.А., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации МО Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила следующее. На основании постановления Правительства РФ № 285 от 13 мая 2006 года и во исполнение областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» семья ФИО1 была включена в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п была исключена из числа участников указанной программы в связи с достижением истцом возраста 36 лет. На основании письменного заявления ФИО1 о восстановлении его семьи в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» в связи с изменением семейного положения – рождение третьего ребенка, семья ФИО1 была восстановлена в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» с прежней датой постановки – ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2015г. № 706-пп в абзац 4 раздела «Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы» постановления Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 № 737-пп внесены изменения, в которых указано, что при исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из числа участниц подпрограммы». В связи с указанными изменениями семья ФИО1 постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», программы «Обеспечение жильем молодых семей в Соль-Илецком районе на 2014-2015 годы». Просит в иске отказать в полном объеме.

Определением Соль-Илецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Департамент молодежной политики Оренбургской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента молодежной политика <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что требование истца являются незаконными, поскольку возраст ФИО1 превышает 35 лет и следовательно, молодая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников Подпрограммы. Администрация МО <адрес> имела право своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п исключить молодую семью ФИО1 из списка молодых семей – участников Подпрограммы.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением администрации МО СП <адрес> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р в соответствии со ст. 52 ЖК РФ семья ФИО1 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -р, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13 мая 2006 года и во исполнение областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы», семья ФИО1 была включена в число участников указанной программы.

На момент включения в число участников указанной Программы семья ФИО1 имела двух несовершеннолетних детей: дочь ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО8ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из представленной копии паспорта гражданина РФ ФИО1 усматривается дата рождения истца – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, руководствуясь Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010г. № 527-п «Об утверждении правил учета и формирования списков молодых семей – участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п «Об утверждении районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Соль-Илецком районе на 2011-2013 годы» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в связи с достижением истцом возраста 36 лет, семья ФИО1 исключена из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в Соль-Илецком районе на 2011-2013 годы».

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО3, в графе «отец» указан ФИО1 ФИО15, в графе «мать» ФИО5.

В связи с изменением семейного положения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию МО <адрес> о восстановлении его семьи состоящую из 5-ти человек в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» с прежней датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.

Решением администрации МО <адрес> (протокол заседания районной жилищной комиссии) от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 была восстановлена в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» с прежней датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований в части отмены постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п об исключении из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2013 годы» не имеется, поэтому суд полагает необходимым в указанной части истцу отказать.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п, руководствуясь постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах», постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах», п.10.2 постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп», постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2015 годы», в связи с достижением возраста 36 лет одним из супругов, семья ФИО1 была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы» и программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2015 годы».

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» предусмотрен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее – федеральные Правила).

В целях реализации федеральной целевой программы в <адрес> действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013г. № 737-пп (далее – Подпрограмма).

Согласно п. 6 федеральных Правил - участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из абз.2 п. 27 федеральных Правил следует, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.09.2015г. № 706-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп» внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп "Об утверждении государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 29.05.2014 N 354-пп, от 13.11.2014 N 873-пп, от 30.12.2014 N 1038-пп, от 21.04.2015 N 251-пп), в частности в приложении № 13 к Программе п.10.2 в разделе «Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы», в котором абз.4 изложен в новой редакции: «при исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из числа участниц подпрограммы».

Таким образом, доводы истца и его представителя о том, что многодетная семья не может быть исключена из числа участниц подпрограммы на основании п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2014г. № 286-п, суд считает несостоятельными.

Ссылки истца и его представителя на то, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении его семьи из числа участников подпрограммы нарушаются его права по реализации права на жилище судом также не принимаются на основании следующего.

В своем определении от 05.01.2015 № 3-О Конституционный суд РФ указал, что «Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья».

Так, исходя из указанных норм действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части отмены постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п, обязании восстановить его семью в числе участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах» и полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку отмена постановлений администрации муниципального образования не входит в компетенцию суда.

В силу положений ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 3, 4 ГПК РФ выбор способа защиты гражданских прав принадлежит гражданину. В частности, согласно абз. 6 ст. 12 ГК РФ гражданин вправе осуществить защиту гражданских прав путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО16 к администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа <адрес> об отмене постановлений администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п об исключении из числа участников программ «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы, «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2013 годы», от ДД.ММ.ГГГГ-п об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах», обязании восстановить его семью в числе участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2014-2020 годы государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> в 2014-2020 годах» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: /подпись/ С.Н.Шереметьева

Мотивированный текст решения суда в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: /подпись/ С.Н.Шереметьева